Тренинг для педагогов ДОУ "Приятное общение"
план-конспект занятия

Черкасова Юлия Вячеславовна

Тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

 «Приятное общение»

Цель: 

- формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

- формирование культуры общения;

- способствование сплочению педагогического коллектива;

- снятие напряжения.

Задачи:

- развитие умения находить подход к людям.

Ход тренинга:

Ритуал приветствия

1. Упражнение «Подари другу хорошее настроение»

2. Беседа «Что такое общение»

3. Подведение итогов тестирования

4. Упражнение «Улыбка»

5. Мини-лекция «Секреты приятного общения»

6. Упражнение «Передай одним словом»

7. Упражнение «Глухой, слепой, немой»

8. Упражнение «Моя проблема в общении»

9. Релаксационное упражнение «Храм тишины»

10. Рефлексия «Все у меня в руках!»

Ритуал приветствия

Психолог: Уважаемые коллеги я рада вас приветствовать на нашем тренинге «Приятное общение» и хочу пожелать Вам «Доброго дня».

Обычно любой психологический тренинг проводится с людьми, незнакомыми друг с другом. Начинается тренинг с того, что каждый участник приветствует других участников, представляется и высказывается по поводу того, что он ожидает от тренинга. Мы с вами хорошо знакомы, поэтому я предлагаю каждому из вас поздороваться и ответить на вопрос «Чего ты ожидаешь от тренинга?»

  1. Упражнение «Подари  другу хорошее настроение»

Психолог: Я предлагаю вам  выбрать для себя воздушный шар (педагоги разбирают шары)

Если у кого-то не очень хорошее настроение, то мы сейчас его быстро исправим. Давайте нарисуем на наших шариках радостное выражение лица. (рисуют радость фломастерами).

Ведущий: Вот теперь мы все в хорошем настроении. Давайте же поделимся им – подарим свой шарик соседу поделимся  с ним своей радостью (педагоги дарят друг другу шарики).

  1. Беседа «Что такое общение»

Психолог: на сегодняшнем нашем занятии мы познакомимся с приемами доброжелательного общения.

Для начала давайте разберемся, что же такое общение.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь, стараясь выработать автоматизм культурного поведения.

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен.

4. Подведение итогов тестирования

Психолог: Уважаемые коллеги незадолго до тренинга вам было предложено пройти тест «На сколько вы общительный человек». И сейчас мы узнаем итоги тестирования.

 

5. Упражнение «Улыбка»

Цель: познакомить педагогов с приемами доброжелательного общения.

Психолог: Уважаемые коллеги, что вы рисовали на шариках, когда хотели передать чувство радости? (улыбку).

Психолог: Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к себе. Человек с улыбкой на лице хорошо воспринимается людьми. Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств,  против неприятностей. Улыбка способна формировать притяжение.

Человек с улыбкой вызывает меньше возражений, чем когда его встречают без приятного выражения лица. Улыбкой вы никогда не ухудшите ваши отношения. А это уже плюс! Теперь улыбнемся друг другу, поделимся своей улыбкой! (педагоги улыбаются друг другу).

Что мы чувствуем, видя улыбку на лице другого человека: собеседника, соседа?

(ответы педагогов)

Психолог: Да, улыбка создает позитивный внутренний настрой на общение.

6. Мини-лекция «Секреты приятного общения»

Цель: практическое использование психологических приемов общения для достижения поставленной цели. 

Психолог: Общаясь с собеседником, нужно помнить, что основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника и комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Звук собственного имени зачастую очень благотворно действует на человека, помогает расположить его к себе. К тому же, уже давно было замечено, что если раз пять в разговоре произнести имя собеседника, то это немного увеличивает шансы успешных переговоров с ним.

Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Ольга Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Немаловажную роль играют короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Это так называемая персональная зона.

Она характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».

Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Так же в общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному. Чтобы в этом убедиться  мы проведем упражнение «Передай одним словом».

7. Упражнение «Передай одним словом»

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций (по числу участников):

Радость. Удивление. Разочарование. Подозрительность. Грусть. Веселье. Заинтересованность. Уверенность. Желание помочь. Усталость. Волнение. Энтузиазм.

Рефлексия:

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

8. Упражнение «Глухой, слепой, немой»

Цель: обратить внимание педагогов на невербальные способы передачи информации.

Психолог: Для конструктивного общения немаловажное значение имеет и невербальная информация.

Суть игры: троим друзьям надо договориться о встрече. Но один из них немой, другой – слепой, а третий – глухой. Место встречи известно

только немому. Он должен объяснить своим друзьям, когда, куда, когда и зачем им предстоит пойти.

Выходят три добровольца и распределяют между собой роли.

«Слепому» завязывают глаза или надевают очки, «глухому» – наушники, «немому» – медицинская маска.

«Немому» психолог сообщает место, время и цель встречи (напечатанное на лист бумаги). Тот читает задание про себя, не зачитывая вслух «Вы встречаетесь завтра утром в 10.00, чтобы вместе купить торт и цветы на день рождения подруге».

Участники меняются ролями и теперь «немой» должен «договориться» о покраске забора в определенный цвет.

Меняются ролями и следующий «немой» приглашает своих подруг погулять в парке и поесть мороженого.

Психолог: Ваш друг хочет сообщить вам важную информацию, но необходимо помнить, что «Немой» не говорит, но слышит и видит. «Глухой» ничего не слышит, но видит и может говорить. «Слепой» и говорит, и слышит, но не видит. Остальные участники не должны подсказывать вам. Постарайтесь придерживаться своих ролей и не хитрить.

После того, как правила будут поняты всеми, по команде психолога начинается игра. Игра идет не более 10 минут.

По истечении этого времени психолог останавливает игру, независимо от её результатов и сообщает «глухому» и «слепому», правильно ли они поняли информацию «немого».

Психолог: Итак, вы увидели, что все мы разные, и не всегда то, что видит один, может увидеть другой. То, что понятно одному, не всегда ясно другому. Но с любыми, даже «слепым» и «глухим», можно и нужно находить общий язык, если вы хотите что-то сделать вместе.

После выполнения упражнения необходимо провести обсуждение со всеми участниками:

- что вы чувствовали, играя свои роли?

- каким образом вам удалось договориться и понять друг друга?

- как вы думаете почему мы не всегда понимаем собеседника?

 

Психолог: Уважаемые коллеги, при общении с родителями наших воспитанников, с коллегами и людьми, к которым вы хотите расположиться я предлагаю вам попробовать использовать «правила трех плюсов» и те приемы, которые я вам сегодня озвучила. И на практике оценить, что это правило и приемы действительно действуют.

9. Упражнение «Моя проблема в общении»

Психолог: Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

10. Релаксационное упражнение «Храм  тишины».

Психолог: Известная мудрость гласит: «Доброе слово и кошке приятно», а человеку – тем более. Иногда удачно сказанное доброе слово способно поднять другому человеку настроение, развеять дурные мысли или просто вызвать улыбку! Но даже от хорошего приятного  общения тоже иногда хочется отдохнуть. А сейчас присядьте поудобнее и закройте глаза.

            Звучит спокойная музыка

Представьте себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки. Обратите внимание на витрины магазинов... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо… Вы подойдете и поприветствуете этого человека… Или пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице…

                                                Музыка становится тише

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки.

                                                     Музыка выключается

Вы подходите и трогаете деревянные двери, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…

                             Некоторое время педагоги находятся в тишине

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу… Откройте глаза. Как вы себя чувствуете теперь? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

11. Рефлексия  «Всё у меня в руках!»

Цель рефлексии: осознание себя и своих действий, обобщение результатов проделанной работы; обратная связь с участниками.

На доску прикрепляется плакат с изображением ладони.

Большой палец – «Какие выводы вы для себя сделали? »,

Указательный –«Над чем вы задумались?»,  

Средний – «Что нужно развивать на будущее?»,

Безымянный – «Ваши впечатления о …. »,

Мизинец – «Ваши пожелания…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Искусство общения"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Тренинг для педагогов «Приятное общение»

Цель: формирование благоприятного психологического климата в коллективе....

Тренинг для педагогов "Этикет общения с воспитанниками"

Тренинг  предназначен для педагогов и воспитателей ДОО на тему "Этикет общения с воспитанниками"....

Коммуникативный тренинг для педагогов "Секреты общения"

Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.В одном климате растение может расцвести, в другом — зач...

Тренинг с педагогами "Невербальное общение"

  Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ва...

Тренинг для педагогов "Азбука общения"

     Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом ...