Мастер - класс "Ритмодекламация как метод развития дошкольников"
методическая разработка

Шелопова Ольга Сергеевна

Мастер - класс "Ритмодекламация как метод развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass._ritmodeklamatsiya_kak_metod_razvitiya.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по развитию у детей музыкальных и коммуникативных способностей. Итак, тема мастер класса звучит как:

«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Что же такое ритмодекламация?

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».
Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Мне сегодня хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:
1. речевая игра с движением;
2. речевая игра со звучащими жестами;
3. речевая игра с музыкальными инструментами;
4. коммуникативная игра;
5. ритмодекламаци – релаксация (видео) .

Практическая деятельность.

В своих занятиях я применяю ритмодекломацию «Здравствуйте». Хочу вас познакомить с этим упражнением.

Мне понадобится ваша помощь, 7 человек. (выходят)
Становитесь в рассыпную, выполняем движения по тексту: сначала шагаем, на слова «прибежали детки по дороге к другу» находим себе пару.

Музыкальное упражнение «Здравствуйте»

Использование таких упражнений формируют коммуникативные навыки, развития координации движений в сопровождении с речью.

Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:

1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.

2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.

3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.

Речеритмическая игра «Опа-опа»

Я предлагаю поиграть в простую игру  на развитие ритмодекламации, предварительно разделившись на 2 группы. Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом». Текст игры вы видите на экране.

Опа-опа, опа-па!

Три фасольки, два боба.

Побежал я в огород.

Положил их прямо в рот.

Вы, наверное, заметили, что игра легко и быстро запоминается. Однако не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.

Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.
Ритмодекламацией я занимаюсь с детьми при обучении игре на музыкальных инструментах.

Предлагаю вам разобрать музыкальные инструменты, потому – что мы с вами попали на зимнюю сказочную поляну, где звучит снежный оркестр.
На экране читаем текст и смотрим, какой музыкальный инструмент будет звучать.

Ритмодекламация «Новый год»
Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами
(звенят в бубенцы)
Вы прислушайтесь скорей,
Едет тройка лошадей.
По лесам и по полям,
И везёт подарки нам.
(маракасы)
Под санями снег скрипит
Дед Мороз сюда спешит.
(звенит металлофон)
В бороде блестят снежинки,
Превращаясь сразу в льдинки.
(звенит в колокольчик)
А Снегурочка хохочет,
Будто звонкий колокольчик.
На морозе раскраснелась,
Песню весело запела.
(звенит в бубен)
Вот приехали родные,
Наши гости дорогие.
Волшебству откройте двери,
В сказку каждый пусть поверит.
(звенят каждый в свой инструмент).


Молодцы, вы замечательно потрудились, и мы продолжаем дальше.
Гости становятся в кругу.
Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла…
(Показывает корзину)

Что в корзинке неизвестно, но уж очень интересно!
Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.

Игра с корзиной

Ход игры: Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (снежки). В корзине сложены только снежки.
(Ведущий легким движением руки достает голубое покрывало (акрил 3x3 м) и все участники берутся за его края).

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебром на крышу вашу
(гости выкидывают на покрывало снежки)

Игра «Волшебное покрывало»

Предлагаю вам, внимательно слушая музыку, ритмично покатать снежки с горки на горку или подбрасывать. Эта игра помогает детям не только ритмично верно катать или подбрасывать снежок и видеть как это делают другие дети, но и прививает детям коммуникативные навыки.

1 ч. – Посмотри: зима танцует
Вихрем снега с крыш!
Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
(катают комочки с горки, удерживая на покрывале,)

2 ч. – Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не боимся!
(ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.)
В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало в
середине вместе со снежками, образуя «сугроб».
Заканчивать занятие можно, так же применяя ритмодекламацию – релаксацию. Это упражнение мы посмотрим на экране.

Упражнение называется «Осень»
(видео – клип)
За окном подружка осень помечтать нас всех зовёт
То листву под ноги бросит, дождь ли, снег нам принесёт
Давайте помечтаем, ведь скоро осень уйдёт и зиму себе на смену приведёт
(дети садятся на коленочки, повторяют за муз. рук.)
Кап- кап, кап-кап (дети)
Тихо –тихо, тихо –тихо
В наши двери входит тихо
Ходит, просит не кричать,
А баюкать и качать
Осень песенку поёт,
Сны повсюду раздаёт,
В этих снах деревья спят
В этих птицы вдаль летят
Тихо -тихо, тихо –тихо,
Кап-кап, кап-кап,
Всюду дрёма и покой
Махни осени рукой

В заключение хочется поблагодарить Вас за внимание и пожелать творческих побед и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

«Детское экспериментирование - как метод развития дошкольников»

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов....

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»  Цель: систематизировать знания педагогов ...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

МАСТЕР КЛАСС «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

МАСТЕР КЛАСС "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». ...