Материал для семинара
методическая разработка (старшая группа)

Шершнева Ольга Ивановна

Использование театрализованной деятельности патриотической направленности в развитии речи старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Использование театрализованной деятельности патриотической направленности в развитии речи старших дошкольников»

                                                             Подготовила воспитатель

                                                             « Детский сад №7» с. Беловское

                                                             Шершнева О. И

Цель: Развивать  связную речь  детей старшего  дошкольного возраста посредствам театрализованной   деятельности патриотической направленности.

                                 К.Д. Ушинский «… воспитание, если оно не хочет быть

                                                              бессильным, должно быть «народным».

 Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего

развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности

человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются

первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования  пути патриотического воспитания детей раскрываются через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Воспитывать любовь к Родине, родному городу в этом возрасте - значит связывать воспитательную работу по патриотическому воспитанию с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка .

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста; игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.

Значимым потенциалом в патриотическом воспитании детей обладает

театрализованная деятельность в детском саду. Театрализованная

деятельность может оказывать существенную помощь в формировании

любви к родному краю. Чудесные местные легенды, сказки, песни, обычаи,

исторические повествования, биографии выдающихся людей той или иной

местности, а так же многообразие различного краеведческого материала

может стать основой замечательных спектаклей, театрализованных

представлений, литературно - музыкальных композиций, исполняемых

детьми.

Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Именно в театрализованных играх ребёнок получает определённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и действует. Продуктивная деятельность: атрибуты, декорации, костюмы, игрушки.

Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К.Д. Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах, сусеках – «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму – дед наловил рыбы целые сани – «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. А это очень важно для развития речи дошкольников. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».) Для развития связной речи и для того, чтобы показать богатство, красоту родного языка при подготовке спектаклей используется такой приём, как перессказывание стихотворного текста своими словами. Ещё не запомнив стихотворный текст, дети обыгрывают действия, передавая основной смысл своими словами. И на практике убеждаются, что об одном и том же можно сказать разными словами. Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.

В играх-драматизациях дети знакомятся с повадками диких и домашних животных и с теми представлениями о животных, которые бытуют в народе (волк – серый разбойник, медведь – батюшка, заяц – хвастун и трусишка, козёл – глупец и т. д.)

Для театрализованной деятельности у меня в группе имеются различные виды театра: пальчиковый, теневой, театр-рукавичка, театр на стаканчиках, различных палочках, настольный деревянный и бумажный театры, маски. Также имеются атрибуты для игр- драматизаций патриотической направленности( пилотки, флаги, оружие), предметы фольклора.

Большую роль в играх-драматизациях имеет музыкальное сопровождение. Игры-драматизации на основе фольклора дают возможность познакомить детей с богатством и разнообразием русских мелодий и способов их исполнения, музыкальных инструментов. Именно музыка помогает создать положительный эмоциональный настрой, расцвечивает игру, снимает некоторую монотонность речевых диалогов и монологов. Музыка помогает детям почувствовать и передать необходимое настроение, протанцевать народный танец. Для этого я использую мультимедийные средства ( портативная колонка, ноутбук)

Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу. И есть возможность практическими делами закрепить эти чувства (подкармливать птиц, охранять зелёные насаждения, на праздник в группе поставить искусственную ёлочку, соблюдать чистоту в природе, не обижать животных и насекомых и т. д.).

Литературных произведений для игр-драматизаций чисто патриотического содержания для дошкольников очень мало. Из тех немногих произведений, которые написаны для детей на патриотическую тему, например стихотворение А. Барто «На заставе» и стихи М. Исаковского «У самой границы», можно написать небольшую пьесу для игры-драматизации «На границе». В чём воспитательное значение этой игры? – мальчики надевают военную форму, в руках у них почти как настоящие автоматы, они «ловят» врага-шпиона. И мальчишки начинают чувствовать себя настоящими пограничниками, защитниками Родины, смелыми, сильными, ловкими. Ребёнок, исполняющий роль пограничника, испытывает чувство ответственности: от него зависит успеет он или не успеет предупредить пограничников, пройдёт или не пройдёт через границу «враг». Ему нужно пробежать через лес, перелезть через глубокий овраг в тёмную дождливую ночь. Для этого нужно быть смелым и решительным, ловким и быстрым. Таким себя и чувствует ребёнок.

Большое значение в этой игре имеют декорации, реквизит, музыкальное и шумовое оформление. Всё это помогает создать обстановку почти близкую к реальной (насколько это возможно в наших условиях): шум дождя, вой ветра, кусты, пни, деревья; обстановку кабинета начальника заставы (карты, планшетка, оружие). Всё вместе взятое помогает мальчишкам представить себя настоящими пограничниками, защитниками Родины.

Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных к школе групп

В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особен...

Раздаточный материал к семинару-практикуму

В раздаточном материале изложено краткое содержание досугов  по теме:«Формирование и развитие навыков самостоятельной двигательной деятельности у детей средних, старших, подготовительных групп с ...

Материал к семинару - практикуму по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

3 декабря  в рамках реализации педагогического проекта "Пальчиками играем - речь развиваем", проходил семинар-практикум для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ОНР в домашних условиях...

«Оздоровительно-развлекательные мероприятия с детьми дошкольного возраста» Практический материал к семинару.

«Оздоровительно-развлекательные мероприятия с детьми дошкольного возраста» "Береги здоровье смолоду" - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни.Р...

Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. "Теоретическое обоснование и практическое применение релаксации в ДОУ"

Тема: «Теоретическое обоснование и практическое применение элементов релаксации в ДОУ»Гаричкина Евгения Андреевна...