"Применение личностно - ориентированной технологии в старшей группе"
статья

Лапшина Татьяна Александровна

Семинар в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Тема к семинару"20.77 КБ
Файл "Тема к семинару"20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №5 «Степнячок»                                                     

                           Семинар  

Тема: «Применение личностно-ориентированной технологии в старшей группе»

                                                                       

                                                                                       Выполнила: воспитатель

                                                                                                  первой категории  

                                                                                                  Лапшина Т.А.

                                                Акбулак 2021 

   Цель: Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с  личностно – ориентированных технологиях детей старшего дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Лапшина Татьяна  Александровна, воспитатель детского сада №5 «Степнячок». В основе своей профессиональной деятельности я вижу уважение к личности ребёнка  и желание помочь каждому максимально развивать свои способности, достичь как можно более высоких результатов в учебе, интеллектуальном и личностном развитии. Другими словами, сделать все, чтобы мои воспитанники  смогли успешно себя реализовать в дальнейшей жизни.

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике, которую я использую ,является личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, добре и ласке как основном средстве.  

  Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.  

  Задачи личностно-ориентированной технологии:

  • гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  • обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
  • приоритет личностных отношений;
  • индивидуальный подход к воспитанникам. 

 Формы организации деятельности  с применением личностно-ориентированной технологии  разнообразны: 

-  игры, занятия, спортивные досуги

- беседы, наблюдения

-   экспериментальная  и проектная деятельность

- упражнения,  гимнастика, массаж

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры

 -конкурсы и выставки детского творчества

Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая   позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы Каждый ребенок  группы  должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится

  Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.   

 В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

 Я вместе с детьми создаем вместе условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздникиразвлечения)

   Основой  личностно ориентированной технологии  является эмоционально  комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. 

Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от  меня больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания   дисциплины в группе). 

В своей работе я использую следующие приемы личностно-ориентированного подхода.

Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.

 Вместе с детьми выбираю одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

   Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Наблюдая  за детьми  в процессе дня помогаю   лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как  можно помочь ему, если это требуется.

 Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные собенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном          воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

  смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

  переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

  во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

  время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

  обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

  и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

 - откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

   невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

 

  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №5 «Степнячок»                                                     

                           Семинар  

Тема: «Применение личностно-ориентированной технологии в старшей группе»

                                                                       

                                                                                       Выполнила: воспитатель

                                                                                                  первой категории  

                                                                                                  Лапшина Т.А.

                                                Акбулак 2021 

   Цель: Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с  личностно – ориентированных технологиях детей старшего дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Лапшина Татьяна  Александровна, воспитатель детского сада №5 «Степнячок». В основе своей профессиональной деятельности я вижу уважение к личности ребёнка  и желание помочь каждому максимально развивать свои способности, достичь как можно более высоких результатов в учебе, интеллектуальном и личностном развитии. Другими словами, сделать все, чтобы мои воспитанники  смогли успешно себя реализовать в дальнейшей жизни.

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике, которую я использую ,является личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, добре и ласке как основном средстве.  

  Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.  

  Задачи личностно-ориентированной технологии:

  • гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  • обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
  • приоритет личностных отношений;
  • индивидуальный подход к воспитанникам. 

 Формы организации деятельности  с применением личностно-ориентированной технологии  разнообразны: 

-  игры, занятия, спортивные досуги

- беседы, наблюдения

-   экспериментальная  и проектная деятельность

- упражнения,  гимнастика, массаж

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры

 -конкурсы и выставки детского творчества

Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая   позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы Каждый ребенок  группы  должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится

  Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.   

 В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

 Я вместе с детьми создаем вместе условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздникиразвлечения)

   Основой  личностно ориентированной технологии  является эмоционально  комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. 

Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от  меня больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания   дисциплины в группе). 

В своей работе я использую следующие приемы личностно-ориентированного подхода.

Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.

 Вместе с детьми выбираю одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

   Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Наблюдая  за детьми  в процессе дня помогаю   лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как  можно помочь ему, если это требуется.

 Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные собенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном          воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

  смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

  переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

  во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

  время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

  обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

  и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

 - откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

   невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД "Краски осени" для детей подготовительной группы с применением личностно-ориентированных технологий

Дети взаимодействуют со сказочным персонажем, проявляют активность в решении поисковой ситуации:  самостоятельно определяют настроение музыкального произведения, находят соответствующую карт...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ». С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дума...

Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми

Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...

Особенности применения личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольника к труду .

В статье раскрыты особенности личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольников к труду...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок»....

Конспект досуга «Мой город» для старших дошкольников (с применением личностно-ориентированной технологии)

Вязьма - город мой родной,Вязьма - город мой любимый,Небом бережно хранимый,Я тебе верна душой... Переулки, двор мой старый,С виду вроде бы усталый,Вклад внесли совсем не малыйВ мой почти уж взро...