"ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ"
консультация

Селянина Л.В.
опыт работы воспитателя по теме :"Инновационные формы работы с родителями в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селянина,Л.В.

МКОУ ШР «СОШ №12»

ИННОВАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Детские годы – самые важные  в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка,ст.18,ч.1)

 Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья и детский сад выполняет каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

 Взаимодействие родителей и педагогов позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Такое сотрудничество помогает в следующих аспектах:

- изучение обеими сторонами воспитательных возможностей;

- совместное с педагогом выявление достижений и трудностей;

- совместная проектная деятельность детей и взрослых  в контексте актуальных проблем воспитания;

 - расширение представления и обогащение знания родителей по актуальным вопросам.

Для совместной работы с родителями мы  сформулировали для себя такие цели:

- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- приобщение  родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных инновационных форм работы.

Перед нами педагогами стала задача о  необходимости  раскрыть п родителям важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания.

 Правильно построенное общения родителей и воспитателей, единообразие подходов к работе с детьми –  залог успешного воспитания дошкольника, залог успешной работы.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Таким образом, мы решили искать новые формы взаимодействия с родителями.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, планируем свою работу так,чтоб родители стали активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, разработали  тактику нашего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

В своей работе мы проводим встречи с родителями  в нетрадиционной форме. Для более тесного и доверительного контакта с родителями  нами были разработаны такие мероприятия:

  «Педагогическая лаборатория» - проводим в начале или в конце года. На них обсуждаем участие родителей в различных мероприятиях. Знакомим с мероприятиями, запланированными на год, слушаем предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания  на учебный год. В конце года в таких лабораториях подводим итоги прошедшего года, даём оценку и анализируем достижения и ошибки.Такие встречи с родителями помогают нам разнообразить и пополнить развивающую среду группы. Наиболее удачные советы и практики помещаем в «Копилку родительских советов».

«Разговор по душам»-  встречу  под таким названием проводим не для всех родителей, а лишь для тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Проводим индивидуальное или групповое консультирование, приглашаем специалистов (которые практически работают с родителями и детьми, проводя различные тренинги дидактического взаимодействия). Проблема обсуждается со всех сторон,  родителям даём рекомендации по особенностям развития такого ребенка,  различные задания, как бы они поступили в той или иной ситуации, здесь родители могут поделиться  друг с другом  своим ценным опытом. Обсуждаем психологические проблемы, связанные с  данной проблемой. Деятельность таких встреч позволяет активизировать возможности родителей, привлечь их к той или иной проблеме, привлечь к участию в образовательном процессе и конечно повысить компетентность родителей.

Самой полюбившейся формой работы с родителями стал «Мастер – класс». Предварительно  даём тему нескольким родителям и поручаем каждому провести маленький урок, на котором они делятся опытом. Родители принимают активное участие в мастер-классах, дают практические советы,учатся совместной деятельности с детьмидля построения позитивных отношений.  Мастер-класс способствует созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами. Дети сами проводят мастер-классы для родителей и детей группы. Так, например, ребята очень любят мастерить лоскутных кукол. Сами выбирают, какую куклу мы будем изготавливать, подбирают материал и все необходимое для творчества. Благодаря такой форме работы у родителей появляется интерес к совместной деятельности. Благодаря эффективности такой формы работы, мы с родителями стали  на районных мероприятиях посвященных Дню Семьи.

Используя в своей практике нетрадиционные формы взаимодействия с родителями,мы увидели такие результаты:

  • повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада,повышение уровня родительской компетентности;
  • повышение ответственности родителей за судьбу ребёнка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Нетрадиционная подача информации повышает интерес родителей к сотрудничеству.Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Для родителей стало более доступно получить профессиональную помощь педагогов и специалистов учреждения не оставаться наедине со своими трудностями. Такая связь в непринужденной обстановке превращает родителей в первых помощников.

 Взаимодействие родителей и детского сада- это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели, взаимная деятельность детского сада и семьи идея сотрудничества поможет существенно повысить качество этой деятельности для достижения общей цели. Только в тесном взаимодействии возможна социализация и адаптация детей в обществе. Мыне останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнерские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книга одного автора

 1. Метенова, Н.М. Родителям о детях/ Н.М. Метенова. – Я.: Индиго, 2019.- 63с.

 2. Метенова, Н.М. Уроки вежливости/ Н.М.Метенова.– Я.: Индиго, 2019. - 47с  

 3. Чиркова, С.В.Родительские собрания в детском саду/ С.В. Чиркова. - М.: Вако, 2010. - 253с.

Книга трех авторов

5.   Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина.– М.:Творческий центр, 2009. - 124с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...