Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"
план-конспект занятия (старшая группа)

Руденко Айгуль Рафиковна

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования на тему: «Строительные профессии» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для закрепления элементарных математических представлений и конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры.

Задачи:

Образовательные: 

  • Вспомнить достопримечательности г.Пыть-Ях.
  • Расширять представления о строительстве, строительных профессиях.
  • Закрепить количественный счет от 1 до 6; умение ориентироваться на листе бумаги, пространственные представления «право», «лево», «верх», «низ»; знание геометрических фигур.
  • Совершенствовать умение соотносить число с количеством предметов.
  • Формировать умение детей складывать целое из частей (Квадраты Никитина).
  • Формировать у детей умения анализировать схему постройки, планировать последовательность создания постройки, самостоятельно подбирая необходимый строительный материал (блок) с опорой на схему блока (Блоки Дьенеша).
  • Упражнять в строительстве моделей домов, умении преобразовывать прямоугольник в квадрат, квадрат – в треугольник, используя приемы складывания.

Развивающие: 

  • Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, конструктивные умения и навыки, наблюдательность.
  • Развивать элементарные математические представления, фантазию.
  • Развивать диалогическую форму речи дошкольников.
  • Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес детей к занятиям по математике.
  • Побуждать к аккуратности, самостоятельности, соблюдению культуры речевого общения со сверстниками.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • Вызвать чувство любви и гордости к малой Родине –городу Пыть-Ях.

Материал и оборудование: интерактивная доска, карточки с числами от 1 до 6 (2 набора: оранжевого и голубого), карточки с кружочками (количество кружков нам карточке соответствует числам от 1 до 6), соответственно от 1 до 6 (2 набора), мольберт, иллюстрации достопримечательностей г.Пыть-Ях, наклеенных на ватман, клей-карандаш, тарелочки, салфетки, ножницы, прямоугольник, квадрат, полоска желтого цвета (из бумаги), ¼ альбомного листа на каждого ребенка, схема «Безопасность работы с ножницами», 2 больших стола, квадраты Никитина (12 видов со схемами), 4 коробки блоков Дьенеша, схема машины (из блоков Дьенеша)- 2 шт., схемы к блокам Дьенеша на каждого ребенка по 1.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

Методы:

Наглядный- иллюстрации достопримечательностей г.Пыть-Ях, схема машин (из блоков Дьенеша), схемы к блокам Дьенеша, квадратам Никитина.

Игровой - воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесный – беседа, разъяснение, похвала.

Практический – конструирование с блоками Дьенеша, квадратами Никитина, конструирование из бумаги.

Мотивация: создание игровой ситуации: «Поможем строителям сделать родной город еще лучше, красивее»

Предварительная работа: чтение художественной литературы о профессиях, беседа «Какие бывают профессии», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание стихов о профессиях. беседы «Строительные профессии», «Достопримечательности г.Пыть-Ях» в ходе утреннего круга, игровая деятельность с кубиками Никитина, блоками Дьенеша.

Словарная работа: дома деревянные, кирпичные, бумажные; профессии архитектор, каменщик

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

(дети входят в группу и становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, поприветствуем наших гостей.

Доброе утро лесам и полям (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям (руки в стороны).

Доброе утро родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: 

     Сегодня в группе интересный день!

Я приготовила задания,

Считать и думать нам не лень!

Не скучаем мы ничуть!

Вы готовы в добрый путь? 

- Обратите внимание, чтобы вы видите на спинках стульев? (точки, кружочки). Возьмите у меня карточку с цифрой и найдите на стульчике столько же кружочков, сколько обозначает ваша цифра.

-На что еще обратили внимание? (карточки и кружочки двух цветов:

(дети выбирают карточку с числом от 1 до 6, выбирают соответствующий стул)

- Почему Мухаммад сел именно на этот стул? (Потому что на нем нарисовано, например, 6 точек)

(педагог вместе с детьми проверяют правильность выбора сверстников)

  1. Мотивация к деятельности

Воспитатель: 

- О каком городе мы сегодня говорили на утреннем круге? (о городе Пыть-Ях)

- Какие достопримечательности есть в нашем городе? (ДШИ, ЦДТ, администрация, бассейн, центральная площадь и т.д.).

(Иллюстрации на ватмане, на мольберте приклеены ранее, в ходе беседы на утреннем круге)

Игровая ситуация

- Как вы думаете, красивый у нас город?

- А что мы можем сделать, чтобы он был еще красивее, еще лучше? (ответы детей: можно еще построить дома, не мусорить не ломать то, что построили другие люди).

- Ребята, кто строит дома? (строители)

- Давайте тоже построим с вами дом – встанем и поиграем.

Пальчиковая игра

Тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок (движениями губ показываем дым)

На двери весит замок (руки в замок) Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили (соответственно словам выполняем движения руками)

Потянули и открыли.

Отворяем ворота, проходите все сюда (разводим ладони рук в стороны).

(дети присаживаются на стулья)

Практическая деятельность

- Работа у строителей нелегкая. Поэтому они очень просят им помочь.

- Поможем строителям?

- Для этого нам нужно разделиться на две строительные бригады поровну, по 6 человек.

- Присаживайтесь за столы.

(дети рассаживаются за столы по 6 человек)

- Я хочу вас познакомить с профессией АРХИТЕКТОР.

Посмотрите на экран.

 (слайд Архитектор)

1. Ориентировка на листе бумаги.

- Архитектор- это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы. А строители по этому плану будут строить дом.  

- Для этого надо знать где право, а где лево. Вы, ребята, знаете? Поднимите правую руку. А теперь левую руку.

- Давайте поможем архитектору составить схему:

-Посередине листа расположите треугольник.

- В левом нижнем углу круг.

- В левом верхнем углу квадрат.

- В правом верхнем углу прямоугольник.

- В правом нижнем углу овал.

Воспитатель:

- Давайте спросим у архитектора, правильно ли мы составили схему?

(Слайд2 Схема )

- Поднимите руку у кого не совпала схема? Помогите друг другу исправить ошибки.

- Предлагаю немного отдохнуть.

(дети выходят из-за столов)

Физминутка «Дом»

Один, два, три, четыре, пять….(прыгаем на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим (на носочки тянуться вверх)

Окна ставим, крышу кроем (руками показать окна, крышу)

Вот какой красивый дом, в нем мы дружно все живем (сесть на корточки).

(дети проходят за столы)

  1. Складывание квадратов Никитина.

–Ребята, из чего строят деревянные дома (из дерева, бревен, из бумажные (из бумаги), кирпичные (из кирпича), каменные (из камней).

- Посмотрите снова на экран, я хочу вас познакомить с профессией КАМЕНЩИК

(Слайд Стих о каменщике).

- Как вы думаете, что делает каменщик? (Каменщик укладывает кирпичи)

- У нас тоже есть кирпичики, необычные, они рассыпались.

- Нужно их сложить.

(сдвигаются вместе по 2 стола у каждой команды; дети становятся вокруг столов, складывают квадраты Никитина, без опоры на образец)

- Все справились с заданием?

3. Конструирование с блоками Дьенеша

- Кирпичики мы сложили.

- На чем же можно перевезти наш строительный материал? (на грузовике, самосвале)

- Предлагаю вам, ребята, сконструировать необычную машину, из блоков Дьенеша. У каждого из вас будет схема блока. По этой схеме вы найдете нужный вам блок. А потом все вместе постарайтесь сложить одну большую машину.

(Каждый ребенок выбирает схему к блоку Дьенеша, находит блок, затем вместе складывают одну общую машину; педагог предлагает детям отодвинуть стулья и работать стоя, возле столов)

- Вывод педагога по данной работе. Наведение порядка на столах. Дети снова присаживаются на стулья.

4.Конструирование из бумаги

- А сейчас приступаем к постройке зданий.

- Занятия у нас сегодня необычное, значит, и дома будут тоже необычные.

Что вы видите на своих тарелочках? (прямоугольники, квадраты, длинные полоски)

- Какие дома мы можем построить из этих деталей? Мы можем их изменить? Как?

(предполагаемые ответы детей: сложить прямоугольники пополам- получится дом из квадрата, другие квадраты можно сложить с одного угла к другому и получить треугольник-крышу дома, из полосочек сделать окна.)

Словарная работа

- А если у дома только 1 этаж? (одноэтажный)

- Два этажа или много?

- Вы можете сделать не только дом, в котором живут люди, но и другое здание. Например, школу, магазин и т.д.

- Не забываем о правилах работы с ножницами.

(Слайд «Правила работы с ножницами»)

Самостоятельная работа. Помощь детям

Заключительная часть.

- Вывод педагога по данной деятельности детей.

- Молодцы ребята, у вас получились очень красивые дома.

- Давайте мы расположим их среди достопримечательностей Пыть- Яха на ватмане.

- Посмотрите, наш город Пыть-Ях стал еще красивее, ведь в этом постарались вы, ребята.

- Что мы еще можем добавить на нашем макете? (деревья, лавочки, детскую площадку и т.д.). Это мы с вами сделаем чуть позже.

Рефлексия: 

- Ребята, кому мы сегодня помогали?

- С какими новыми профессиями познакомились? (архитектор, каменщик)

- Чем сегодня занимались? (составляли схему дома, собирали кирпичики, сделали машину, построили дома, здания и т.д.)

- Как вы думаете, какой труд этих людей? (сложный, у некоторых и опасный)

- Какие здания вы построили? (жилые дома, больницу, магазин, детский сад)

- Ребята, вы все сегодня молодцы! Спасибо вам за работу.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) с детьми старшего возраста. Тема: «Детские фантазии».

Занятие способствует  развитию мелкой моторики рук, воображению, творчества. Воспитывает аккуратность, желание доводить начатое до конца....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) с детьми подготовительного возраста. Тема: «Здание школы»

На данном занятии, ребенок закрепит умение изображать предметы по памяти (большие здание, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон на основе впечатлений).Занятие способствует развитию у детей ин...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста

ГБОУ ООШ №9 СПДС №10 «Снежок»    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возрас...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...

Конспект организованной образовательной деятельности (развитие речи с элементами театрализации) с детьми 3-4 лет «В гостях у сказки»

Целью организованной образовательной деятельности явяляется  способствование развитию личности ребенка, привития интереса к театральной деятельности; совершенствование артистических навыков ...