Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

ГБОУ ООШ №9 СПДС №10 «Снежок»

 

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста

На тему: "Перелетные птицы"

 

 

 

Выполнила: Попович Наталья Васильевна

Должность: воспитатель

 

 

 

 

 

Тема «Перелетные птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 7; знание цифр от 1 до 7; знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Формировать навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек и ниток на плоскости стола; составлять изображение из равнобедренных треугольников по образцу, обследовать и анализировать изображения зрительно – осязательным способом. Закрепить сравнение количества предметов в группах на основе счета в пределах 7; знания о перелетных птицах, времени года. («Познавательное развитие»)

     2. Развивать умение соотносить количество с цифрой. Правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету? ( «Речевое развитие»)

     3. Развивать восприятие, внимание, зрительную, долговременную память; умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. Повышать познавательную активность детей. Развивать положительные эмоции в совместной деятельности со сверстниками и воспитателем («Социально-коммуникативное развитие»)

    4. Развивать мелкую моторику рук, двигательную активность («Физическое развитие»)

 

Методы и приемы: - практические: организационный момент, физкультминутка «Птички», пальчиковая гимнастика «10 птичек стайка».  Работа с раздаточным материалом (выполнение заданий), игры «Где что?», «Составь фигуру»

- наглядные: рассматривание перелетных птиц, образца

 - словесные: беседа, вопросы, задания, объяснение

Материалы и оборудование:  доска, аудиозапись «Голоса птиц», иллюстрации с изображением птиц, набор цифр; образец изображения из треугольников. Счетные палочки, веревочки, карточки с 2 полосками, 7 птичек, 7гусениц, 4 равнобедренных треугольника, листы бумаги, набор геометрических фигур  (для скворечника и птицы) на каждого ребенка

 

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 

динамические паузы, пальчиковая игра, физкультминутка.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций, моделирование

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры, вопросы

 

Музыкальная

слушание

 

 

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 

Организационный момент: «Кулик невелик                  Всем ребятам велит;

То встань, разойдись

То сядь, да учись (звонок)

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждет»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Мы с вами сегодня – перелетные птицы, отправляемся в путь в теплые страны.

Приготовили пальчики.

Пальчиковая игра «Птички»:

Эта птица – соловей,

Эта птица – воробей,

Эта птица – совушка, сонная головушка,

Эта птица – свиристель,

Эта птица – коростель

Эта птица – скворушка-серенькое перышко.

Это зяблик,

Это стриж,

Это чиж,

Ну, а это - злой орлан.

Птички, птички по домам.

 

 

Дети стоят в кругу.

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

дети слушают голоса птиц

 

 

 

 

 

Дети произносят текст, загибают поочередно пальчики в соответствии с текстом

 

Умеют слушать взрослого, выполняют указания

 

 

 

 

 

проявляют

познавательный интерес

 

 

 

 

 

Дети активны, внимательны

1

Вводная часть – мотивация

 

Воспитатель обращается к детям: Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним названия перелетных птиц. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением птиц.

В какое время года прилетают к нам птицы?

 

 

Садятся за столы

 

 

Внимательно слушают, рассматривают птиц, называют

 

 

Ответы детей

 

 

 

Участие в образовательной деятельности. Проявляют интерес к рассматриванию

 

Знают перелетных птиц,

время года.

 

 

 

Основная – содержательно деятельностная

Задания:

Назовите птиц

Сосчитайте,  сколько всего птиц?   (Семь)
- Какая птица стоит на втором месте, на пятом, на седьмом?

(Сравнение двух групп предметов)

Теперь птицам нужно поесть.

- чем питаются птицы?

(работа с раздаточным материалом)

Перед вами лежат карточки, на верхнюю полоску раскладываем птичек.

- сколько положили птичек?

На нижнюю полоску гусениц напротив птички.

- сколько положили гусениц?

- что можно сказать про птичек и гусениц (их по 7, поровну, одинаково).

-одна птичка улетела (убираем)

- кого больше? (гусениц)

- почему?

- что больше, 6 или 7?

Молодцы, ребята, справились с заданием.

А сейчас поиграем.

Словесная игра «Что, где?»

Птицам нужно осмотреться, что где находится, в каком направлении лететь.

Индивидуальный опрос.

- Где окно? Что впереди? Что слева? Что справа?

И т.д.

Следующая игра задание «Составь фигуру» (у каждого ребенка на столе по 2 веревочки и набор счетных палочек)

Задания:

- Составьте квадрат и треугольник из счетных палочек.

- сколько палочек вам потребуется?

- покажите стороны квадрата и треугольника. Сколько их? А сколько углов?

- Сделайте из веревочек круг и овал.

- Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.  
Пять - руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть. 

 

Вот мы и прилетели в страну, где для птичек дети приготовят скворечники (ориентировка на листе бумаги)

Ребята, посмотрите на скворечник, из каких геометрических фигур он состоит? Выложите на столе все фигуры, из которых состоит скворечник (большой прямоугольник, треугольник, круг, маленький прямоугольник)
У вас на столе лежат листы бумаги. Слушайте внимательно. Что нужно делать.
По середине листа располагаем скворечник (большой прямоугольник)
На прямоугольник сверху кладем треугольник (крыша).
Круг кладем в центр прямоугольника – это окно,
маленький прямоугольник располагаем внизу, под кругом. Вот и готов домик для птиц. Но кого-то не хватает (птицы)

Давайте мы её тоже сделаем из геометрических фигур. Из каких фигур состоит птичка (овал, круг, треугольники)

Молодцы, птицы будут довольны.
 

Рефлексия

Вот и закончилась наша игра.

Кем мы сегодня были?

Чем мы занимались?

Что понравилось больше всего?

Вопрос к детям (выборочно)

Как ты оцениваешь свою помощь птицам?

Молодцы, а сейчас пройдем на палас и поиграем.

 

Релаксация

Игра «Дрозд»:

Я дрозд - ты дрозд,

У меня нос – у тебя нос,

У меня гладко – у тебя гладко,

У меня сладко – у тебя сладко,

Я друг – ты друг,

Мы любим друг друга.

 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Ответы детей

Считают

Называют, на каком месте.

Объясняют

 

Ответы детей

Слушают. Выполняют задание.

Раскладывают на карточках птиц, считают, показывают соответствующие цифры

 

Раскладывают на карточках гусениц, считают, показывают соответствующие цифры

 

Дети убирают одну птичку

Ответы, объяснение

Дети осматриваются.

Ответы, объяснение

Слушают, выполняют.

Выкладывают из палочек геометрические фигуры.

Считают, отвечают.

Показывают, отвечают.

Выкладывают фигуры из веревочек.

Отвечают, объясняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают около столов,  

выполняют движения в соответствии с текстом.

Садятся за столы

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

Рассматривают скворечник из геометрических фигур,
называют фигуры и их расположение

 

 

 

 

Берут листы бумаги, геометрические фигуры и раскладывают в соответствии с инструкцией

 

 

Ответы детей.

 

Выкладывают птицу.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают парами в круг,  лицом друг к другу. В соответствии со словами показывают (нос, щеки, губы) у себя и у товарища. В конце обнимают друг друга, каждый ребенок, стоящий за кругом,  переходит к следующей паре и игра продолжается.                      

 

Умеют считать до 7

 

Знают количественный и порядковый счет.

Сравнивают, правильно  отвечают на вопросы сколько, который по счету

Умеют слушать. Выполняют словесные указания

Умеют работать с карточками и раздаточным материалом

Знают цифры в пределах 7

Соотносят количество предметов с цифрой.

 

Сравнивают количество предметов в группах на основе счета. Считают до 7

Анализируют,   сравнивают

 

 

 

 

Проявляют  положительные эмоции

 

Активны

Проявляют интерес, сотрудничают с воспитателем

 

Знают названия геометрических фигур, их сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

Анализируют,   сравнивают.

 

 

 

 

 

 

Отдых детей от интеллектуальной нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют интерес, сотрудничают с воспитателем

 

 

Знают и называют геометрические фигуры

 

Выполняют словесные указания

 

 

Взаимодействуют со сверстниками, эмоционально отзывчивы. Проявляют  желание быть готовыми оказать помощь

 

Ориентируются на листе бумаги

 

Анализируют. Получают удовлетворение от полученных результатов.

 

 

Самооценка

 

Отдых детей от интеллектуальной нагрузки

Проявляют  положительные эмоции

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №9 СПДС №10 «Снежок»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста

На тему: «Перелетные птицы»

Выполнила: Попович Наталья Васильевна

Должность: воспитатель

г. Жигулевск,  апрель 2017г.

Тема «Перелетные птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи: 

1. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 7; знание цифр от 1 до 7; знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Формировать навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек и ниток на плоскости стола; составлять изображение из равнобедренных треугольников по образцу, обследовать и анализировать изображения зрительно – осязательным способом. Закрепить сравнение количества предметов в группах на основе счета в пределах 7; знания о перелетных птицах, времени года. («Познавательное развитие»)

     2. Развивать умение соотносить количество с цифрой. Правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету? ( «Речевое развитие»)

     3. Развивать восприятие, внимание, зрительную, долговременную память; умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. Повышать познавательную активность детей. Развивать положительные эмоции в совместной деятельности со сверстниками и воспитателем («Социально-коммуникативное развитие»)

    4. Развивать мелкую моторику рук, двигательную активность («Физическое развитие»)

Методы и приемы: - практические: организационный момент, физкультминутка «Птички», пальчиковая гимнастика «10 птичек стайка».  Работа с раздаточным материалом (выполнение заданий), игры «Где что?», «Составь фигуру»

- наглядные: рассматривание перелетных птиц, образца

 - словесные: беседа, вопросы, задания, объяснение

Материалы и оборудование:  доска, аудиозапись «Голоса птиц», иллюстрации с изображением птиц, набор цифр; образец изображения из треугольников. Счетные палочки, веревочки, карточки с 2 полосками, 7 птичек, 7гусениц, 4 равнобедренных треугольника, листы бумаги, набор геометрических фигур  (для скворечника и птицы) на каждого ребенка

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамические паузы, пальчиковая игра, физкультминутка.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций, моделирование

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры, вопросы

Музыкальная

слушание

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный момент: «Кулик невелик                  Всем ребятам велит;

То встань, разойдись

То сядь, да учись (звонок)

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждет»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Мы с вами сегодня – перелетные птицы, отправляемся в путь в теплые страны.

Приготовили пальчики.

Пальчиковая игра «Птички»:

Эта птица – соловей,

Эта птица – воробей,

Эта птица – совушка, сонная головушка,

Эта птица – свиристель,

Эта птица – коростель

Эта птица – скворушка-серенькое перышко.

Это зяблик,

Это стриж,

Это чиж,

Ну, а это - злой орлан.

Птички, птички по домам.

Дети стоят в кругу.

Отгадывают загадку.

дети слушают голоса птиц

Дети произносят текст, загибают поочередно пальчики в соответствии с текстом

Умеют слушать взрослого, выполняют указания

проявляют

познавательный интерес

Дети активны, внимательны

1

Вводная часть – мотивация

Воспитатель обращается к детям: Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним названия перелетных птиц. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением птиц.

В какое время года прилетают к нам птицы?


Садятся за столы

Внимательно слушают, рассматривают птиц, называют

Ответы детей

Участие в образовательной деятельности. Проявляют интерес к рассматриванию

Знают перелетных птиц,

время года.

2

Основная – содержательно деятельностная

Задания:

Назовите птиц

Сосчитайте,  сколько всего птиц?   (Семь)
- Какая птица стоит на втором месте, на пятом, на седьмом?

(Сравнение двух групп предметов)

Теперь птицам нужно поесть.

- чем питаются птицы?

(работа с раздаточным материалом)

Перед вами лежат карточки, на верхнюю полоску раскладываем птичек.

- сколько положили птичек?

На нижнюю полоску гусениц напротив птички.

- сколько положили гусениц?

- что можно сказать про птичек и гусениц (их по 7, поровну, одинаково).

-одна птичка улетела (убираем)

- кого больше? (гусениц)

- почему?

- что больше, 6 или 7?

Молодцы, ребята, справились с заданием.

А сейчас поиграем.

Словесная игра «Что, где?»

Птицам нужно осмотреться, что где находится, в каком направлении лететь.

Индивидуальный опрос.

- Где окно? Что впереди? Что слева? Что справа?

И т.д.

Следующая игра задание «Составь фигуру» (у каждого ребенка на столе по 2 веревочки и набор счетных палочек)

Задания:

- Составьте квадрат и треугольник из счетных палочек.

- сколько палочек вам потребуется?

- покажите стороны квадрата и треугольника. Сколько их? А сколько углов?

- Сделайте из веревочек круг и овал.

- Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.  
Пять - руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.  

Вот мы и прилетели в страну, где для птичек дети приготовят скворечники (ориентировка на листе бумаги)

Ребята, посмотрите на скворечник, из каких геометрических фигур он состоит? Выложите на столе все фигуры, из которых состоит скворечник (большой прямоугольник, треугольник, круг, маленький прямоугольник)
У вас на столе лежат листы бумаги. Слушайте внимательно. Что нужно делать.
По середине листа располагаем скворечник (большой прямоугольник)
На прямоугольник сверху кладем треугольник (крыша).
Круг кладем в центр прямоугольника – это окно,
маленький прямоугольник располагаем внизу, под кругом. Вот и готов домик для птиц. Но кого-то не хватает (птицы)

Давайте мы её тоже сделаем из геометрических фигур. Из каких фигур состоит птичка (овал, круг, треугольники)

Молодцы, птицы будут довольны.

Рефлексия

Вот и закончилась наша игра.

Кем мы сегодня были?

Чем мы занимались?

Что понравилось больше всего?

Вопрос к детям (выборочно)

Как ты оцениваешь свою помощь птицам?

Молодцы, а сейчас пройдем на палас и поиграем.

Релаксация

Игра «Дрозд»:

Я дрозд - ты дрозд,

У меня нос – у тебя нос,

У меня гладко – у тебя гладко,

У меня сладко – у тебя сладко,

Я друг – ты друг,

Мы любим друг друга.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Ответы детей

Считают

Называют, на каком месте.

Объясняют

Ответы детей

Слушают. Выполняют задание.

Раскладывают на карточках птиц, считают, показывают соответствующие цифры

Раскладывают на карточках гусениц, считают, показывают соответствующие цифры

Дети убирают одну птичку

Ответы, объяснение

Дети осматриваются.

Ответы, объяснение

Слушают, выполняют.

Выкладывают из палочек геометрические фигуры.

Считают, отвечают.

Показывают, отвечают.

Выкладывают фигуры из веревочек.

Отвечают, объясняют.

Дети встают около столов,  

выполняют движения в соответствии с текстом.

Садятся за столы

Внимательно слушают

Рассматривают скворечник из геометрических фигур,
называют фигуры и их расположение

Берут листы бумаги, геометрические фигуры и раскладывают в соответствии с инструкцией

Ответы детей.

Выкладывают птицу.

Ответы детей.

   

Дети встают парами в круг,  лицом друг к другу. В соответствии со словами показывают (нос, щеки, губы) у себя и у товарища. В конце обнимают друг друга, каждый ребенок, стоящий за кругом,  переходит к следующей паре и игра продолжается.                      

Умеют считать до 7

Знают количественный и порядковый счет.

Сравнивают, правильно  отвечают на вопросы сколько, который по счету

Умеют слушать. Выполняют словесные указания

Умеют работать с карточками и раздаточным материалом

Знают цифры в пределах 7

Соотносят количество предметов с цифрой.

Сравнивают количество предметов в группах на основе счета. Считают до 7

Анализируют,   сравнивают

Проявляют  положительные эмоции

Активны

Проявляют интерес, сотрудничают с воспитателем

Знают названия геометрических фигур, их сходства и различия.

Анализируют,   сравнивают.

Отдых детей от интеллектуальной нагрузки

Проявляют интерес, сотрудничают с воспитателем

Знают и называют геометрические фигуры

Выполняют словесные указания

Взаимодействуют со сверстниками, эмоционально отзывчивы. Проявляют  желание быть готовыми оказать помощь

Ориентируются на листе бумаги

Анализируют. Получают удовлетворение от полученных результатов.

Самооценка

Отдых детей от интеллектуальной нагрузки

Проявляют  положительные эмоции

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Необыкновенное приключение." Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Упражнение в прямом и обратном счете в пределах 10; совершенствование восприятия цвета, формы и величины;формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине)...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы

Программное содержание: Обучающие задачи:• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами;•  формировать  представление о том, ч...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского районаг. Санкт-Петербург...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"

В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Математика»

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, умение...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...