Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Арифулина Анна Николаевна

Программное содержание:

Обучающие задачи:

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами;

•  формировать  представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части  и сравнивать целое и часть;

•совершенствовать умение сравнивать  до 9 предметов по длине, располагать их в убывающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами;

•развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Развивающие задачи:

• развивать внимание,  мышление, умение анализировать, обобщать;

• развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля.

Словарная работа с детьми: половина целого, равные части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности                                                  

по формированию элементарных математических представлений                      

с детьми старшей группы

Программное содержание:

Обучающие задачи:

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами;

•  формировать  представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части  и сравнивать целое и часть;

•совершенствовать умение сравнивать  до 9 предметов по длине, располагать их в убывающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами;

•развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Развивающие задачи:

• развивать внимание,  мышление, умение анализировать, обобщать;

• развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля.

Словарная работа с детьми: половина целого, равные части.

Индивидуальная работа: с Сашей В., Сережей К.- совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Демонстрационный материал: ленточка из бумаги, полоски разной длины и цвета.

Раздаточный материал: для каждого ребенка - прямоугольник из бумаги, полоски разной длины и цвета (по 9 штук для каждого ребенка).

Предварительная работа:

Развивать умение сравнивать  до 9 предметов по длине, располагать их в возрастающей и убывающей  последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация «Помоги медведю»

2.Игровое упражнение «Раздели ленточку»

3. Практическое упражнение «Раздели целое на 2 равные части»

4. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок»

5. Физкультминутка

6.Дидактическая игра «Хоккей»

7. Дидактическая игра «Назови соседей»

8.Анализ, поощрение

Ход занятия:

1. Проблемная ситуация «Помоги медведю»

Воспитатель: Всем нам очень нравиться ходить в гости.  А почему? В гостях весело, много вкусного,  можно поиграть  с друзьями. В гости ходят  по праздникам и на день рождения. И даже звери в сказочном лесу тоже ходят в гости. Сейчас я расскажу вам историю, которая  как-то раз  произошла с  медведем …

Как-то вечером, к медведю,
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.

Б.Заходер

-Ребята, почему медведь не смог разделить пирог для своих гостей? ( потому что он не мог считать) Послушайте эти строчки… От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!

-Вы помните, кто пришел к медведю в гости?  Послушайте ещё раз…

- Попробуем сосчитать его гостей?

- Для этого на карточках выложим столько кругов, сколько гостей пришло к медведю.

Воспитатель вызывает к доске одного ребенка для выполнения задания.

Круги выкладываем на верхней полоске карточки слева направо.

- Посмотрите, пожалуйста, как это сделает Полина.

Ребёнок на наборном полотне выкладывает круги.

- Ребята, давайте посчитаем вместе (считают хором). Всего – 6.

 Затем дети проделывают то же самое в своих карточках. Предварительно воспитатель напоминает, что выкладываем  круги слева направо.

-А теперь посчитайте  круги в своих карточках вместе со мной.

- Сколько всего гостей пришло к медведю? (6)

Проверьте, пожалуйста, своего соседа, все ли справились с заданием?

2.Основная часть. Игровое упражнение «Раздели ленточку».

-Ребята, мне надо эту ленту разделить поровну между двумя девочками.

Как  это сделать?

-Нужно  сложить ее пополам, точно подравнять концы, прогладить линию сгиба. На сколько частей я разделила ленточку?

-На 2.

-Верно, я сложила ленточку один раз пополам и разделила на 2 равные части.

-Равны ли эти части?

 Педагог складывает ленточку, убеждая детей в равенстве ее частей.

 -Получились 2 равные части. Вот одна половина ленточки, а вот другая половина, — показывает и поясняет воспитатель.

-Половина — это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части.

-Что больше: целая ленточка или одна часть?

-Что меньше: целая ленточка или одна из ее половин?

-А если я сложу полоску вот так (не пополам).

- На сколько частей я разделила ее?

-Тоже две.

- Можно ли эти части назвать половинами? Почему? Потому что они не равны. Одна часть длиннее , другая- короче..

3.Практическое упражнение «Раздели целое на 2 равные части» (Работа с раздаточным материалом)

Воспитатель предлагает детям сложить прямоугольник 1 раз пополам; напоминает, что складывать надо точно, чтобы стороны и углы совпадали.

 -Что сделали?

- Что получилось?

-Равны ли части?

- Как называют обе равные части целого?

- Что больше (меньше): половина целого или целый прямоугольник?»  

 4.Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок»

-Разложите полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

-Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и синей? (Красная полоска длиннее синей).

-Что вы можете сказать о длине синей полоски по сравнению с коричневой полоской?

Воспитатель делает обобщение: «Синяя полоска короче красной, но длиннее коричневой».

5. Физкультминутка

1,2,3,4,5

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два!- выше голова,

Три, четыре- руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три -  в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

6.Дидактическая игра «Хоккей»

-Сегодня, дорогие друзья, вы хоккеисты, а я – комментатор радио и телевидения. Вы знаете, кто такие хоккеисты?

-А кто такой комментатор?

-Итак, начинаем игру. Перед каждым из вас хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол.  ( Дети передвигают шайбу).

-Удар! И шайба в левом нижнем углу!

-Шайба в центре поля.

-В правом нижнем углу.

- В левом нижнем углу.

-В верхнем правом углу.

-Между левым и  правым верхними углами.

-Между  верхним левым и нижним левым углами.

-Вблизи от центра поля.

-Ура! Шайба в воротах.

7. Дидактическая игра «Назови соседей»

Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше).

8.Заключительная часть

Ребята, вы молодцы. Все сегодня очень хорошо играли и справлялись с заданиями.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам больше всего понравилось?

-Какое задание показалось вам сложным?

-О чем расскажете родителям вечером?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми старшей группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского районаг. Санкт-Петербург...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста

ГБОУ ООШ №9 СПДС №10 «Снежок»    Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возрас...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"

В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы (5-6 лет).

ООД ПО ФЭМП. Обобщение полученных знаний, представлений, умений по формированию элеметарных математических представлений....