план по самообразованию
статья

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazurko.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста». 

на 2022-2023 учебный год,

Лазурко Юлии Алексеевны
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

Задачи:

1.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность.

2.Развивать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3.Воспитывать желание у детей выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

Проблема: Работая с детьми раннего возраста, я второй год замечаю, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста». На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период. Актуальность: Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным. Именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу я осуществляла в двух формах: индивидуальной и групповой. Обучение проходило на занятиях и в повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактических игр, игр упражнений, беседы, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, наблюдений, показывания инсценировок,  рассказывания, заучивания, использования сюжетно-ролевых игр. Родители также являются главными нашими помощниками, и чтобы достичь лучших результатов следует обращаться к непосредственной их помощи.

Сентябрь.

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать».

Цель: учить детей держать ложку в правой руке

Чтение потешек «Ладушки, ладушки…», «Тушки, ту тушки…»

Д/и «Покажем кукле Кате как нужно правильно держать ложку».

Цель: продолжать учить детей самостоятельно и аккуратно есть.

Беседа с родителями на тему: «Приучаем детей правильно держать ложку».

Октябрь.

Чтение потешек «Водичка, водичка…», «Буль-буль-буль, журчит водица…» Рассматривание сюжетных картинок «Мама моет дочку», «Дети моют руки». Цель: активизировать словарь детей такими словами как вода, мыло, мыльница, полотенце.

Д /у « Сделаем лодочки», «Как мы моем и отжимаем ладошки».

Цель: учить детей намыливать руки до образования пены, тщательно смывать их, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста».

Ноябрь.

Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку».

Цель: закреплять у детей знания о предметах одежды, порядке ее одевания.

Чтение потешек «Наша Маша маленька…», «В небе солнышко гуляет».

Д / у « Туфельки поссорились, подружились»

Цель: учить детей правильно обуваться.

Советы родителям на тему: «Развиваем самостоятельность малыша».

Декабрь.

Игровая ситуация «Мы обедаем».

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации.

С/р - игра «В гостях у куклы Кати».

Цель: научить детей пользоваться предметами столовой посуды, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Чтение потешек «У бабушки калачи », « Пошёл котик на торжок».

Беседа с родителями на тему: «Приучаем детей одеваться на прогулку в правильном порядке».

Январь.

И / у « Мыльные перчатки».

Цель: продолжать обучать детей алгоритму мытья рук, активизировать и обогащать словарь детей по теме.

Игровая ситуация «Расскажем Кате, как пользоваться носовым платком», «Причешем куклу».

Цель: научить детей пользоваться носовым платком, расческой.

Беседа по картинке « Дети купаются »

Цель: закреплять и активизировать словарь детей по теме.

Памятка для родителей на тему: «Возрастные особенности детей 2 - 3 лет».

Февраль.

Д/и «Подберем кукле одежду».

Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Д/и «Хитрые башмачки».

Цель: продолжать учить детей правильно обуваться.

Д/у «Уложим куклу Катю спать»

Цель: знакомить детей с постельными принадлежностями.

Д/и «Каждой вещи свое место».

Цель: воспитывать умение бережно относиться к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению, убирать на место.

Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

Игра-занятие «Научим Неумейку мыть руки».

Советы  родителям на тему: «Как воспитывать ребёнка чистоплотным?».

Март.

Д/и «Чашки, ложки».

Цель: продолжать знакомить детей с предметами сервировки.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Беседа с детьми на тему: « Как и когда мы пользуемся салфеткой».

Цель: учить детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Игры детей в кукольном уголке «Обед у кукол», «Кукла Катя пьет чай». Цель: продолжать формировать интерес к самостоятельным действиям; закрепить полученные навыки поведения за столом.

Апрель.

Д/у «Найди свой шкафчик».

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов:

шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Д/и «Носики - курносики».

Цель: продолжать учить детей пользоваться носовым платком. Рассматривание сюжетных картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Игра - занятие по самообслуживанию на тему: «Научим Катю одеваться».

Май.

Игровая ситуация « Кукла Катя хочет спать».

Цель: продолжать учить детей последовательности действий: положить

матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом.

Д/у «Покажем кукле, как вытираться полотенцем».

Цель: закреплять умение пользоваться полотенцем, вешать его на место», Д/у «Причеши Катю».

Цель: закрепить умение пользоваться расческой.

Д/и «Научим куклу застегивать пуговицы».

Цель: научить детей застегивать и расстегивать пуговицы; развивать мелкую моторику.

Оформление фотовыставки «Чему мы научились за год».

Предлагаемый результат:

1.Создание предметно-развивающей среды приведет к развитию навыков самообслуживания у детей.

2.Систематическое использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания разовьет у детей самостоятельность.

3.Взаимодействие педагогов и родителей поспособствует повышению интереса родителей к данной проблеме и приведет их к активному участию в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей.

Мы ежегодно набираем маленьких детей в детский сад, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.

Литература: 

1.И.С.Авдеева, М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Помоги мне сделать самому» (развитие навыков самообслуживания).

2.О.В.Акулова, А.Г.Гогберидзе, Т.И.Гризик «Совместная деятельность взрослых и детей».

3. Р.С.Буре, Л.Ф.Островская «Учите детей трудиться».

4. Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3лет: социальный мир, окружающий мир».

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...