Проект «Волшебные сказки»
проект (старшая группа)

Развивать интерес, потребность к чтению художественной литературы.

Познакомить со сказками, где одним из персонажей является Баба-Яга; Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные сказки»

Старшая группа

Паспорт проекта

Тип проекта: игровой, творческий, групповой, краткосрочный.

Сроки проекта: 14-18 ноября.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели: Шахова Е. В., Литвинова Э.Р.

Проблема: к сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недостаточно сформирован, интонирование, восприятие различных оттенков р Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

 Повышение уровня  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста  возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад.

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение». Д. Родари.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни.

 Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.о меньше.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм.

Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно.

Сказка — средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные».

Сказка нужна детям для того, чтобы создать представления о пространстве («далеко-близко») и о времени («давно — сейчас», «сначала — потом», «вчера – сегодня – завтра»).

Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создаёт.

Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать. Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, которому нужно обучать.

«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.

Цель: развить интерес, потребность к чтению художественной литературы.

 Задачи: 

*Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе с взрослыми и самостоятельно);

*Познакомить со сказками, где одним из персонажей является Баба-Яга; *Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

*Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

*Дать возможность детям расширить кругозор о сказках с участием Бабы Яги;

* Научиться самим сочинять сказки;

*Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

  • Составление паспорта проекта.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Сбор фотоматериала.
  • Разработка проекта и конспектов к нему.

14 ноября

воспитатели: Шахова Е.В., Литвинова Э.Р.

Основной этап

*Проведение бесед по темам: «Эти мудрые русские сказки», «Вся правда о Бабе-Яге».

*Чтение сказок: «Баба-Яга», «Терёшечка», «Баба-Яга и Иван Царевич», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Баба Яга и Дарьюшка», «Царевна-Лягушка», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол».

*Литературная викторина по сказкам.

*Продуктивная деятельность: рисование «Укрась избушку Бабы-Яги»,

*Словесная игра «Весёлые вопросики»

14-17 ноября

воспитатели:  Шахова Е.В., Литвинова Э.Р.

Заключительный этап

* Создание сказки «Любимая Баба-Яга!»

*Выставка рисунков «Портрет Бабки Ёжки» (работа родителей совместно с детьми)

18 ноября

Дети, родители, воспитатели:  Шахова Е.В., Литвинова Э.Р.


Работа по проекту с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Информация в родительский уголок по темам: «Воспитание сказкой», «Кто такая Баба Яга?».

3. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам про Бабу Ягу)

4. Чтение сказок с детьми.

5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Предполагаемый результат:

Гипотеза: Дети перестанут бояться Бабу Ягу.

Создание сказки: «Сказки про добрую Бабу Ягу»

Перспективный план

Дата

День недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно-образовательная деятельность

14.11.22г.

(понедельник)

Проведение бесед по темам: «Эти мудрые русские сказки», «Вся правда о Бабе-Яге»

Игровая ситуация»

Письмо от Бабы Яги»


Рассматривание иллюстраций к сказкам

15.11.22г.

(вторник)

Отгадывание загадок про сказочных героев

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Драматизация сказки

16.11.22г.

(среда)

Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.

«Укрась избушку «(рисование),

Рассматривание иллюстраций в альбоме Сказочный герой Баба -Яга

17.11.22г.

(четверг)

Словесная игра «Весёлые вопросики»

Пересказ прочитанных сказок

Д/игра «Кто за кем? »

Цель игры: Закрепление знания сказок.

18.11.22г.

(пятница)

Сочинение сказки «Любимая Баба-Яга!»

Просмотр мультфильма

Настольно-печатная игра Лабиринт

Приложения

Игровая ситуация «Письмо от Бабы Яги»

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!

Как же жизнь моя плоха.

Мочи нет одной мне жить.

С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать

В этой старой ступе,

Мне б избушку побелить,

Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю,

Я сама их сочиняю.

Я расстанусь с помелом,

Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть

И карету заслужить.

Помогите! Помогите!

Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

Ваша Баба-Яга

Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло это письмо.

Интересно, от кого оно?

Давайте его откроем и прочитаем

(воспитатель открывает конверт и читает письмо).

Ребята, нам нужно помочь Бабе Яге стать доброй, хорошей и красивой.

Давайте подумаем, как можно ей помочь?

(ответы детей)

Давайте хорошенько подготовимся к встрече с Бабой Ягой.

Нам предстоит как можно больше узнать всё про её жизнь,

прочитать сказки, в которых она живёт, сделать её дом красивым, приготовить подарок Бабе Яге и наконец, сочинить сказки про добрую Бабу Ягу.

Проблемная ситуация «Если бы Иван Царевич…»

«Если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким

нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то….».

- В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас назовёт свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

- Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.

Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым!!!

Нам предстоит как можно больше узнать всё про её жизнь, прочитать сказки, в которых она живёт, сделать её дом красивым, приготовить подарок Бабе Яге и наконец, сочинить сказки про добрую Бабу Ягу.

- Для этого вам потребуется много сил, терпения, внимания и, конечно же, желание прийти на помощь. Как вы думаете, справимся мы с заданием?

Тогда за дело!

У нас всё получится и Баба Яга станет нам другом!!!

Беседа на тему: «Эти мудрые русские сказки!»

Цель: познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, узнавать сказку по иллюстрациям

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

-Ребята, вы любите сказки? (Любим).

Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (разные ответы детей).

-Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учить мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.

-А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

Да, не смогут тогда люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.)

В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают…(дети называют сказки) Теремок, Зимовье зверей, Заюшкина избушка…

-В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки.

Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Мойдодыр, Федорино горе…

-Ребята, а можно сказку назвать воспитательницей? Почему (ответы детей)

-Давайте подумаем, чему учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (ответы детей).

-А чему учит сказка «Хаврошечка?» (ответы детей)

-У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…

-Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается иллюстрация к сказке «Теремок»)

-А чему учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

-Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.

Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни — добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.

Познавательная беседа: «Вся правда о Бабе Яге».

Цель:

- познакомиться с личностью Бабы Яги, раскрыть интересные факты об этой героине. Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный, которому присущи и силы добра.

Ход беседы:

Дети, отгадайте загадку:

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метет,

Метла - старушкин самолет! (Баба Яга)

Правильно, это Баба Яга! А где живёт Баба Яга?

- В лесу.

- Как называется её дом?

- Избушка на курьих ножках.

- А что ещё вы знаете о Бабе Яге?

Дети рассказывают.

Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с насаженными на них черепами.

Основной способ передвижения Бабы-Яги - полет в ступе.

- В каких сказках живет Баба Яга? (Дети перечисляют сказки).

Давайте рассмотрим картинки с изображением этой героини.

Сказки, где живёт Баба Яга – волшебные.

- Почему они волшебные?

- У Бабы Яги в сказках есть волшебные предметы.

- Назовите, какие волшебные предметы вы знаете?

Дети перечисляют, воспитатель выставляет картинки с изображением волшебных предметов.

- Давайте вспомним, как они работают.

Давайте вспомним, какие слова часто говорит Баба Яга в сказках?

Известные выражения: "Фу, фу - человечьим духом пахнет! ", "Много будешь знать - скоро состаришься! "

В сказках рядом с Бабой Ягой живут и другие герои, которые ей помогают.

Кто они?

Верные слуги Бабы - Яги: кот Баюн, Полкан, Ворон, Гуси - лебеди.

Друзья: Леший, Кикимора, Соловей - разбойник, Кощей бессмертный.

Вывод: Баба-Яга - известный персонаж, знакомый нам с детства, но до конца не изученный. Большинство детей представляют её злой лесной колдуньей.

Мы прочитали много сказок про Бабу Ягу. Какой вы себе её представляете?

Нам очень нравится образ Бабы Яги как мистического персонажа старинного русского фольклора. Первый раз мы обратили на нее внимание, посмотрев мультфильм «Летучий корабль», где бабки-ежки пели частушки. И нам стало интересно, почему Баба Яга бывает разная – то злая, то добрая – и откуда она взялась.

Баба Яга – хозяйка леса, колдунья, хранительница тайн, воительница. Она охраняет вход в тридесятое царство, в потусторонний мир, который находится между небом и землей, в дремучем непроходимом лесу, где не ступала нога человека. Баба Яга испытывает людей, которые пытаются попасть в волшебный мир, но не каждого она пропускает - Баба Яга должна быть уверена, что герой вернется с победой.

Кто прошел её испытания, тем она помогает, кто не прошел - на лопату и в печь.

В сказках Баба Яга бывает разной: иногда злой и коварной, а иногда доброй, отзывчивой, помогает другим героям, защищает их.

- Назовите сказки, где Баба Яга злая.

- А в каких сказках она добрая?

Баба Яга очень хочет, чтобы её все любили и не боялись.

Вот послушайте стихотворение, которое она сама написала:

Надоела мне жизнь болотная

Мухоморы ем неохотно я.

Буду жить как все - ступу выброшу,

В доме каменном жилье выпрошу.

Поклянусь своей костяной ногой

Стану завтра же я совсем другой.

К черту вредности, к черту гадости,

Обещаю есть только сладости!

Обещаю стать Бабкой-паинькой.

Помогать во всём деткам маленьким.

Закажу себе платье новое.

Пусть кричат мне вслед - Бабка "Клёвая"!!!

- Нравится вам такая Баба Яга?

Дидактическая игра «Телефон». (по методике телефонного разговора)

Цели: развить речевой диалог, используя знания содержания сказки; развить интонационную выразительность.

Ход игры: К детям в гости приходит Телефонный аппарат. Спрашивает, из какой он сказки К.И. Чуковского. Предлагаете ним поиграть. Педагог берет на себя роль автора, раздает детям роли и соответствующие им маски. Побуждает детей к общению по телефну, используя стихотворный диалог сказки. («Давай, ты будешь как будто слон. Отвечай мне».) Подсказывает при необходимости шепотом, а ребенок повторяет.

Загадки

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? Ответ: Три медведя

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? Ответ: Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? Ответ: Колобок

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! Ответ: Снегурочка

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. Ответ: Мышка

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ: Красная Шапочка

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой? Ответ: Ступа

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. Ответ: Скатерть-самобранка

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? Ответ: Репка

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. Ответ: Емеля

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? … Ответ: Медведь

Гармошка в руках,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит Чебурашка.

Портрет у друзей

Получился отменный,

На нём Чебурашка,

А рядом с ним… Ответ: Крокодил Гена

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут … Ответ: Царевна-лягушка

Покупала самовар,

А спасал ее комар. Ответ: Муха-Цокотуха

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? Ответ: Семеро козлят

И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

В Простоквашино живёт,

Службу там свою несёт.

Всем разносит почту он,

Он их местный почтальон. (Почтальон Печкин)

Познавательно – мыслительная деятельность «Составление паспорта Бабы Яги»:

- Дети, сейчас мы с вами составим паспорт нашей Бабе Яге, а для этого нам нужно узнать:

1 Что означает имя бабы Яги?

2 Сколько лет Бабе Яге и где она родилась?

3 Почему у Бабы Яги избушка на курьих ножках?

4 Зачем Бабе Яге помело, метла и ступа?

5 С кем общалась Баба Яга и кто её помощники?

6 Проанализируем образы бабы Яги в сказках.

1.Исследуя имя бабы Яги мы выяснили, что слово "Яг"означает бор. лес; а баба - это женщина, бабушка, то есть Баба Яга - лесная женщина. Другая трактовка: "Яг" - это ягель, который растет в сосновом бору. Это место проживания Бабы Яги. От словосочетания Баба в Яге (женщина в мохнатой шубе без рукавов).

На Руси Баба Яга - злая баба; в Египте ее считали мудрой, в западных странах- это сокращенное имя Ядвига. Версий много, но точного ответа нет.

Яга - советчица - сама ничего не делает, а только дает советы.

Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.

По сообщению В. Даля, первое слово «БАБА» происходит от слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе слово «ЯГА» означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.

Существует версия, что имя Яги произошло от слова « ЙОГ» и сама она из Индии.

2. Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около семисот лет, другие говорят больше тысячи. Впрочем, возраст женщины всегда загадка!

Родиной Бабы Яги считается село Кукобой Ярославской области, там же её резиденция.

3. Жители Севера считают, что Яга родом с Севера. Там жители часто ставили избы на высоких столбах, чтобы не замело снегом. Отсюда и избушка на курьих ножках.

В старину в избушке хоронили умерших людей. Избушка стояла на болоте, поэтому ее ставили на столбах, а столбы обкуривали волшебным дымом, чтобы не залетал злой дух, отсюда и название - избушка на курьих ножках.

4. У Бабы Яги были предметы - помощники: метла, помело и ступа. Ступа ей служила средством передвижения, пестом она погоняла, а метлой следы заметала.

5. Злая лесная волшебница общалась в основном только с представителями бесовских сил: Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем, лесными духами, лешими и водяными.

Верные слуги Бабы Яги: кот, Ворон, Гуси-лебеди.

6. Большинство детей и их родителей представляют Бабу Ягу злой лесной колдуньей.

Гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной. Для этого мы прочитали много сказок с этой героиней, а именно 7 русских народных сказок о Бабе Яге и пришли к выводу:

Во всех русских народных сказках к Бабе Яге главные герои обращаются за помощью, но она либо помогает, либо нет.

В 4 сказках из 7 Баба Яга – положительный персонаж, в 3 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей – она разная!!!

«Гуси-лебеди» похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка» дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга» хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная» помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна» хотела убить Ивана-царевича

«Заколдованная королевна» помогла найти королевну

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» дала совет, как найти воду и яблоки.

Рассмотрев типы бабы Яги в русских народных сказках, заметили, что есть:

Баба-Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них.

Баба-Яга – похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (но затем следует бегство и спасение).

Баба-Яга – дарительница, к которой приходит герой (героиня). Она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.

Баба-Яга – советчица (она сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью).

Яга – повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).

Яга – охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В результате проведенной работы, были сделаны выводы, о том, что Баба Яга – это реальность, а не вымысел. Сделав сравнительный анализ, мы выяснили, что Баба Яга бывает как положительным персонажем, так и отрицательным. Также мы поняли, что действительно «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Мы с ребятами довольны своей работой. Мы поняли, что в природе много тайн, которые открывают только любознательные!!!

Пословицы и поговорки

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Сказка — ложь, да в ней намек.

Всякой сказке бывает конец.

Сказка — складка: послушать сладко.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Дефиле сказочных персонажей

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю на “Дефиле сказочных персонажей”. Что такое дефиле, мода?

Дети. Где показывают платья.

Воспитатель :Это показ моды, где можно увидеть грациозный показ сказочных костюмов. А подиум будет вот этот сказочный ковер.

Но сегодня будет необычное дефиле – Дефиле сказочных персонажей. Итак “Праздник сказки” начинается. И в гости к нам пришла персонажи из разных сказок – русских народных, волшебных, авторских, сказок о животных.

Дефиле начинают персонажи из сказок о животных.

Воспитатель: Есть такой персонаж, отгадайте-ка кто такой:

Растут на макушки

Длинненькие ушки.

Он хоть и мальчишка,

А такой трусишка!

Ну-ка угадай-ка,

Как зовется? (Зайка)

Встречайте зайчика.

Выходит зайчик.

Воспитатель: В каких сказках встречается этот персонаж?

Дети. “Теремок”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Рукавичка” и т. д.

Воспитатель :А сейчас следующий персонаж.

Ярко-рыжая краса.

Ловит рыбку – чудеса!

Хитро глазками сверкнёт,

Пышным хвостиком махнёт

И умчится, вдруг, в леса.

Как зовут её? (Лиса)

Играет музыка, выходит лисичка

Воспитатель: Кто это?

Дети: Лисичка

Воспитатель: В каких сказках встречается, этот персонаж?

Дети: “Лисичка со скалочкой”, “Лиса и журавль”, “Лиса и заяц”, “Лиса и волк”, “Теремок”, “Колобок”, “Рукавичка”, “Кот, петух и лиса” и т. д.

Воспитатель : Как называют её в сказках?

Дети. Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, Рыжая плутовка и др.

Воспитатель: Ребята давайте спросим у лисичке из какой сказки к нам пришла?

Лисичка: “Колобок”. “Лиса и Заяц”.

Воспитатель: Вот как интересно. Спасибо лисичка, забегай ещё к нам, будем ждать.

Воспитатель: Мы продолжаем.

Брат решил воды напиться

Не узнать теперь его.

- Эти рожки и копытца

Отрастил ты для чего?

Отвечает братец мне:

- Мэ-э-э»

Дети. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Выходят сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Воспитатель: Что произошло в этой сказке? Как Иванушка стал мальчиком снова?

Дети.

Воспитатель: Но ведь русские народные сказки на этом не заканчиваются, их очень много. Есть ещё одна сказка, отгадайте скорей как называется эта сказка.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

Дети. Снегурочка.

Выходит Снегурочка

Воспитатель: Какие сказки с участием Снегурочки вы знаете?

Дети. “Снегурушка и лиса”.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас попросим всех персонажей выйти к нам. Сказочные персонажи проходят круг почёта.

На этом Дефиле сказочных персонажей заканчивается, но сказка никогда не заканчивается, она всегда остаётся с нами. Представление героев.

«Укрась избушку «(рисование)

Задача: Развивать у детей творческие способности

Ход занятия.

Дети послушайте стихотворение:

Живая избушка у Бабы Яги:

У этой избушки

— две курьих ноги.

Торчат её ноги наружу

— И мёрзнут в январскую стужу.

Купила ей Баба Яга сапоги

— Малы сапоги для куриной ноги.

И туфелек нет в магазинах

Для ног великанских куриных.

Размер у избы

— девяносто второй.

Примерит ботинок

— ботинок с дырой.

Несёт ей хозяйка кроссовки

— В момент развалились обновки.

Бредёт одиноко она средь дубрав,

То ногу одну, то другую поджав…

Вздыхает в тоске и печали:

— Как люди теперь измельчали!

Посмотрите, дети на избушку Бабы Яги.

Какая она?

Ветхая, старая…

Как вы думаете, живя в такой избушке, может ли Баба Яга быть доброй, приветливой?

Нет.

Ей хотелось бы иметь красивый, ухоженный, красочный домик.Давайте ей поможем и украсим избушку.

А она потом сама выберет, какой рисунок ей больше нравится!

Дети украшают готовые шаблоны избушек.

Беседа об опрятности

 Задача: Формирование осознанного отношения к своему внешнему виду

Ход беседы:

педагог.

- Культура человека начинается с умения следить за своим внешним видом. «Внешность, - писал великий педагог А.С. Макаренко, - имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».

- Как вы думаете, почему внешний вид является не только твоим личным делом? Почему это касается и других? (Выслушать ответы учащихся.)

- Вы правы! Потому, что общаясь с другими людьми, ты своим внешним видом показываешь уважение не только к себе, но и к ним. Кроме того, приятно общаться с человеком красивым, опрятным. Грязные руки, лицо, неряшливая одежда отталкивает окружающих от их обладателя.

- Для поддержания чистоты и опрятности внешнего вида нужно знать и соблюдать правила чистоты и гигиены. Всем вам известен Мойдодыр из стихотворения Чуковского – защитник чистоты и гигиены.

- Давайте все вместе попробуем сформулировать правила Мойдодыра.

Правила Мойдодыра

Постоянно следи за чистотой своих лица, рук, шеи.

Утром и вечером умывайся, чисти зубы.

Всегда перед едой мой руки.

Следи за своими волосами. Растрепанные волосы – признак неряшливости.

Содержи в порядке ногти.

Всегда пользуйся носовым платком.

Утром делай зарядку, проветривай в течение дня комнату.

педагог.

-Чистота – друг опрятности, красоты и здоровья. Одежда человека тоже должна быть чистой и опрятной. Выходя из дома, надо посмотреть на себя в зеркало: все ли в порядке в моем внешнем виде? Надо регулярно следить за состоянием своей одежды: своевременно ее чистить, гладить, стирать. Мелкие вещи вы можете постирать сами, а не просить старших сделать это за вас.

-Надо учиться правильно носить одежду. Большое значение для внешнего вида имеют походка и осанка человека. При ходьбе некрасиво размахивать руками, топать или шаркать ногами. Некрасиво сидеть, развалившись, вытянув ноги на полу, навалившись на стол. Ходить надо прямо, не сутулясь, не держа руки в карманах.

- Одежда должна соответствовать виду деятельности. Если вы идете играть, то лучше надеть спортивный костюм, в гости принято надевать что-то нарядное.

- А как вы ухаживаете за своей одеждой? Расскажите. (Выслушать ответы обучающихся.)

- Какие предметы нам необходимы для поддержания чистоты? Как вы думаете?(Вода, расческа, мыло, мочалка и др.)

- Закончить нашу беседу я хочу знаменитыми строками Корнея Чуковского:

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,

И зубной порошок, и густой гребешок!

Давайте же мыться, купаться, плескаться, нырять, умываться!

Всегда и везде – вечная слава воде!

Игры (совместная деятельность с детьми)

Книги сказок

Цель: дать представление о различии книг по оформлению, толщине, содержанию иллюстраций.

Деятельность педагога.

Загадывает загадку о книге: «Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает»

Деятельность детей.

Пытаются разгадать загадку.

Деятельность педагога.

Устраивает выставку разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам.

Деятельность детей.

Ребёнок выбирает знакомую сказку и рассказывает о ней всё, что знает (название, о чём сказка, кто герои и т.д.).

Цифра три в любимых сказках.

Цель: закрепление знания числа три, умения считать до трёх, использовать в речи порядковый счёт до трёх; закрепление умения замечать число три в сказках.

Деятельность педагога.

Вывешивает на магнитную доску иллюстрации сказок «Три медведя», «Три поросёнка», «Мохнатый, пернатый, да масляный».

Задаёт вопросы: «Как называются сказки? Сколько героев в сказке «Мохнатый, пернатый, да масляный?». Какое число вы услышали несколько раз?».

Деятельность детей.

Узнают сказки, вспоминают их названия.

Отвечают на вопрос

Определяют число «три».

Задание: «Назовите предметы в доме трёх медведей, которых по три».

Деятельность педагога.

Вывешивает иллюстрацию к сказке «Три медведя»

Деятельность детей.

Находят предметы, которых по три и счётом доказывают свою правоту.

Словесная игра «Весёлые вопросики»

1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

- Морозилка, Морозко, Морозец, Холодец

2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

- Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка

3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

- Один, два, три, Четыре

4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?

- Колобок, Пирожок, Кашу, Машу

5. Какая русская сказка существует?

- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

-Снегурочку, Золушку, Падчерицу

7. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?

- Кто спал на моей кровати? - Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки? - Кто надел мои тапки?

8. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?

-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.

- С Емелей, с перелётными утками.

9. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?

-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.

11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…

-Щука, Сом, Кит, Акула.

Стихотворение про нелёгкую жизнь Бабы Яги.

Привыкли думать люди, что Бабушка Яга — плохая.

А я Вам доказала, что стала бабушка сейчас совсем другая.

В лесу дремучем далеко от всех

стоит на курьих ножках старая избушка.

Живёт в ней много лет Яга-старушка.

А почему она живёт одна?

 А почему всегда огорчена?

Откуда взяться у Яги добру, когда её все люди избегают?

Цветов не дарят бабке поутру

И в гости чай попить никто не приглашает.

«Всё потому, что бабушку», - считают некрасивой,

характер называют вредным и сварливым.

 Волосы паклей у бабки висят

 ей даже люди пугают ребят…

  Подумала бабка, что быть так негоже.

И захотела стать милой, пригожей.

Кудри седые от грязи отмыла,

одежду в лохмотьях в печи подпалила.

У Василисы, совет по нарядам взяла

и в магазин за одеждой пошла.

Теперь уж Ягусю никто не боится,

с ней каждый ребёнок готов подружиться.

Она может много всего рассказать

и стала любить всем подряд   помогать!!!

Пересказ сказки «Колобок» с элементами театрализации

Задачи: Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев сказки.

Развивать речь, память, мышление, имитационные движения, театральные способности, общую и мелкую моторику рук.

Воспитатель: Хочу загадать вам дети загадку:

Из муки он был печен, (показ иллюстрации к сказке)

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Что за сказка?

Дети : колобок (выставляю фигурку настольного театра)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, все загадки отгадали. Я принесла вам сказку «Колобок». Вы хорошо знаете эту сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот и замечательно. Какие персонажи участвуют в этой сказке? (Дети перечисляют персонажей с опорой на фигуры настольного театра).

- Молодцы. Вы поможете мне ее показать?

Дети: Да. Показ сказки ”Колобок”

Воспитатель: Какие молодцы, ребятки, помогли рассказать сказку. Понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, какую сказку вы сейчас смотрели? От кого убежал Колобок?

Дети: Перечисляют.

Воспитатель: А кто всё же съел Колобка?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Кто из героев вам больше всего понравился? Молодцы!

Составление сказки про добрую Бабу Ягу.

Цель: учить детей сочинять сказку с помощью воспитателя, учить заканчивать предложение, начатое воспитателем. Развивать воображение, фантазию, чувство юмора, разговорную речь.

Ход.

Дети, какой мы видим Бабу Ягу в сказках чаще всего?

Злой, коварной, хитрой, вредной.

Но иногда она играет и положительную роль.

Какая Баба Яга вам больше нравится?

Добрая.

А хотите придумать свою сказку про Бабушку Ягу, где бы она была очень хорошей и весёлой?

Давайте попробуем. Сегодня мы с вами превратимся в настоящих сказочников.

Я вам буду помогать.

Итак, мы начинаем:

Жила была в глухом, тёмном… добрая и весёлая….

Жила она в своей…….

Баба Яга очень скучала в своей избушке.

Ей очень хотелось, чтобы к ней пришли….

И вот однажды, в ясный солнечный ……

Баба Яга написала письмо……. И пригласила…к себе на день….

Потом Баба Яга затопила…….

Замесила….

Испекла красивый, большой, ароматный….

Вскипятила… поставила на стол красивые ……и села у окошечка ждать….

Вдруг она услышала громкую…. И вышла на ….

На полянке у её избушки она увидела….

Гостей было так много, что Баба Яга так обрадовалась и начала по музыку весело….

Потом она пригласила гостей к себе в… и пригласила садиться за….

Гости пили…, ели вкусный…и весело беседовали о том, как здорово, когда у тебя есть много….

Баба Яга была очень счастлива, ведь это был лучший подарок на её день….

Посмотрите, ребята, какая весёлая сказка у нас получилась.

Вы настоящие сказочники!

Добрые, дружеские отношения всегда делают человека добрее и счастливее.

Когда Баба Яга придёт к нам в гости, мы подарим ей нашу сказку. Я думаю, она ей очень понравится!

Д/игра: «Кто за кем?»

Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) ; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

«Что изменилось? ».

Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры;

1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.  Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребёнку.

Консультация для родителей:

«Кто такая Баба Яга?»

Вы помните, как часто в детстве вас пугали: «Вот не будешь слушаться, прилетит Баба Яга и утащит тебя далеко - далеко». И вы боялись, и старались выполнить всё, о чём попросят мама или папа. И никогда не задумывались, а кто же такая баба Яга.

И только повзрослев, прочитав много разных народных сказок, нашли для себя ответ. И оказалось, что бояться - то и некого. Я против того, что Баба Яга плохая.

Так кто же такая Баба Яга?

«Яга или Баба - яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Она ездит в ступе за человечьим мясом, похищает детей» - такое определение даёт нам известный толкователь великого русского языка Владимир Даль.

      Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что Баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.

    Образ бабы Яги многогранен и многозначен. Если внимательно присмотреться и прислушаться к народным сказкам, то можно понять, что она не такая уж и «вредная» старуха. Всегда обязательно поможет главному герою, в баньке попарит, накормит его, напоит, спать уложит. А наутро обязательно подскажет, где меч - кладенец припрятан или где найти смерть Кащея. Даст путеводную нить, которая приведёт героя к любимой.

 Как выглядит та баба Яга, которую все так боятся? Чаще всего это безобразная, злая и косматая старуха, которая вечно сидит на печи, а нос в потолок врос. А помните дразнилку: «Баба Яга - костяная нога»? И это тоже о ней. Живет себе одна в дремучем лесу в своей старой избушке на курьих ножках без окон, без дверей. И на заборе только человеческие черепа развешены. Нам всё это кажется забавным.

В старинных мифах образ Бабы Яги был трёх типов:

Первый - Яга-похитительница, которая уносила людей.

Второй - Яга-дарительница, которая принимает героя, испытывает его силу духа и смекалку и после вручает ему дары: огнедышащего коня, меч-кладенец, скатерть-самобранку, ковёр-самолёт.

Третий - Яга-воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих.

Наши далёкие предки придавали Бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне, отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб.

Поэтому напрашивается вывод: Баба Яга - давно умершая женщина.

А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.

Очень интересен и тот факт, что все приходят к Бабе Яге за советом.

Почти во всех сказках Иван - Царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».

А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!»

Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы Баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто заворачивали больного ребёнка и на хлебной лопате отправляли в печь. Через некоторое время доставали, разворачивали, а тесто отдавали собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку.

Если сравнить с современными народными методами лечения, то это похоже на поход в сауну, или на разновидность физ. процедур.

  Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Баба Яга самый положительный герой. Она просто хотела вылечить Иванушку. Ведь во всех сказках Иван - дурак.

Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

«Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»).

Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

     В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?

Баба Яга -  герой интересный, добрый и необходимый. Она умная, мудрая и всё знающая.  Интерес к ней не исчезнет никогда.

Возможно, в прошлых произведениях это была вредная старуха, но прошло много времени, и она изменилась. Или мы изменились, и стали её воспринимать по-другому?

Великий Устюг - родина Деда Мороза, Кострома-Снегурочки, в Ярославской области решили: пусть село Кукобой (слово Кукобой обозначает «длинный ручей») станет родиной Бабы-Яги. Есть и подходящая легенда по этому поводу.

     Ярославская губерния всегда была покрыта труднопроходимыми лесами и болотами, которые занимали более 44 % площади всей территории.

Из давних времён до нас дошла легенда о неизвестной старушке, которая жила глубоко в лесу. Редко кому удавалось увидеть её, т. к. она меняла своё место жительства. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи. Места эти были, как бы заколдованы. Путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную старушку в рваной одежде и с посохом в руках. Избушка, в которой она жила, была маленькой и у неё было одно перекошенное окошко и дверь. Увидев этот домик, путники в страхе убегали, а потом никогда уже не могли найти то место, где она находилась.

Местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что, когда их земляк, купец Воронин, который жил в Петербурге, предложил им построить на выбор: железную дорогу или церковь, они все упали ему в ноги и попросили построить Храм.  За три года Иван Агапович отстроил в селе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами.

     В наше время люди не верят в разные легенды и уже не так суеверны, как раньше. Поэтому они решили построить в селе Кукобой новую достопримечательность. Бригада плотников во главе с Александром Зиминым построили замечательную избушку Бабы-Яги.

     В Новогодние праздники дети пишут письма в Великий Устюг Деду Морозу, в них они просят подарки себе на Новый год. А в селе Кукобой письма дети пишут постоянно, но они не просят подарки, а рассказывают Бабе-Яге о своих достижениях и спрашивают про её здоровье и настроение, желают ей всего хорошего.

   В последнюю субботу июня в селе Кукобой двойной праздник: день села и день рождения Бабы-Яги.

К Бабе Яге едут отовсюду. Интерес к её персоне постоянно растёт.

Папка-передвижка для детского сада на тему: Сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебные сказки"

Цель    проекта:•        Формировать представления о жанровой специфике волшебной сказки;Задачи  проекта:•...

проект"Волшебные сказки" старшая и подготовительная группа.

В своем проекте использую чтение сказок ,перессказ детьми,сочинительство,придумывание концовки сказки, рисование сказочных героев  и т. д....

Проект «Волшебные сказки о воде»

Проблема и актуальностьПочему мы выбрали данную тему? Да потому, что первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные ре...

Образовательный проект «Волшебные сказки о воде»

Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно, в сказку! Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребёнка ощущение чуда, волшебства, праздника. Сказка, в которой обычно побеждает добро, бо...

Проект "Волшебные сказки детства"

Для чего нужны нам сказки?Что в них ищет человек?Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить…  Все дети любят сказки. ...

Конспект тематического досугового мероприятия для детей и родителей “Сказка умница и прелесть”, как результата проекта «Волшебные сказки ».

Данный материал  может быть использован в старшей, подготовительной группах: на занятиях, в совместной деятельности в течении дня, в итоговом мероприятии или досуге.Для этого небходима предварите...

проект "Волшебные сказки Корнея Чуковского"

проект был реализован в рамках районного конкурса "Моя любимая книга"...