Формирование этнической идентичности в детском саду
методическая разработка (старшая группа)

Каримова Фатыма Михайловна

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. 

Целью формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_etnicheskoy_identichnosti_v_detskom_sadu.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Формирование этнической идентичности в дошкольном возрасте в образовательной деятельности

Воспитатель: Каримова Ф.М.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. 

Целью формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.

Задачи:        

  • обогащение представлений дошкольников о культуре народов;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
  •  формирование уважительного отношения к людям разных национальностей;
  • обеспечение проявления эмоционального интереса к культуре разных народов;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах этнокультурного образования.

Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:  

  • творческий подход к отбору содержания образования, к организации занятий, бесед, игр с детьми, отражающих быт и культуру разных народов;  
  • инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;  
  • создание предметно-развивающей среды в группе, соответствующего темам и задачам;  
  • создание в дошкольном учреждении предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с культурой народов, проживающих на территории России, малой родины;  
  • организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении.

Для реализации поставленных целей, ставятся задачи в соответствии с возрастными особенностями детей. Работа эта ведется с младшей группы и отражается в Рабочей программе, включено в разделы «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».  

Этническая идентичность - это процесс формирования представлений о национальной культуре, осознание своей принадлежности к определенному этносу, развитие устойчивых познавательных интересов о людях разных национальностей, живущих в родном краю и творческих способностей.  

  Формирование этнической идентичности способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к народным традициям и обычаям всех народов, к национальной культуре; появляется чувство ответственности и гордости за достижения.

В процессе работы по формированию этнической идентичности выделяются следующие направления работы с детьми:

когнитивное – развитие познавательной активности (беседа, рассказ, чтение художественной литературы)

эмоционально-ценностное - развитие чувства причастности к культурно -историческому наследию своего народа (праздники и развлечения, разучивание песен, танцев) 

социальное – развитие творчества (художественное и декоративно -прикладное творчество). 

По формированию этнической идентичности дошкольников предусмотрены мероприятия, направленные на ознакомление дошкольников с бытом, фольклором, национальной одеждой, традициями и праздниками, музыкальными инструментами, песнями и танцами, подвижными играми разных народов России.  

Учебно-воспитательный процесс состоит в том, чтобы помочь ребенку научится воспринимать произведения искусства людей разных национальностей.

Ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает навыками, приобретает собственный опыт. Значение имеет методы и приёмы преподнесения материала, сюрпризность, ожидание ребёнком интересного, необычного.

Это и занятия, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. ;

продуктивная творческая деятельность детей с целью применения детьми полученных знаний, так как это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса;

развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям огромный эмоциональный заряд, формирует интерес к этнокультурным явлениям;

мультимедийное сопровождение позволяет создать у детей наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте народов;

театрализованные представления 

Использование разнообразных форм позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.

Закрепление этнической идентичности осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.  В игровой форме детей знакомятся с различными бытовыми ситуациями в традиционной семье народов. Игровая деятельность является существенным дополнением к познавательным занятиям, закреплению полученного материала. Большое значение имеет разучивание национальных игр.

Народные сказки, традиционные игры и танцевальные движения, жесты, мимика, фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев и обрядов коренных народов.

   Неотъемлемым компонентом в планировании воспитательно-образовательной работы является организация выставок народного творчества, организация и проведение экскурсий, в том числе и виртуальные экскурсии. Экскурсии, посещение выставок, музеев способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о культуре народов. Эти мероприятия являются интересным дополнением к выше упомянутым формам работы.

Одной из основных целей дошкольного учреждения является вовлечение родителей в формирование этнической идентичности.

Огромную развивающую ценность имеет совместная работа с родителями:

  • выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества «Кышкы моннар», где принимают участие дети всех национальностей;
  • выставка “Мастерская талантов;
  • выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы, посвященные праздникам народного календаря.
  • выставки семейного творчества «Традиции нашей семьи»
  • создание родителями, совместно с детьми презентаций, альбомов с фотографиями, предметами быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий с последующим рассказом ребенка в детском саду.
  • участие родителей, совместно с детьми в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой «Самый важный национальный праздник», «Национальные блюда», «Масленица», «Амаль», «Пасха», «Рождество» и другие
  • участие родителей и детей на районных мероприятиях: «Моя семья», «Сабантуй», «Кышкы моннар», «Звездочки района».

 

Заключение

Формирование этнической идентичности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.  

Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт.

Работа по формированию этнической идентичности дает возможность воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов, фовармирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей, основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.  

 Список литературы:

  1. Арапова – Пискарёва Н. А. Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников Мозаика – синтез 2005
  2. Бабьшина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис.... канд. пед. наук Т.Ф. Бабьшина. Екатеринбург, 2001. 201с.
  3. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста Текст.: дис. д-ра пед. наук / Е. С. Бабунова. Челябинск, 2009. – 509 с
  4. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волков. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 160с.
  5. Гришина, Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: автореф. дис. канд. пед. наук /Г.Н. Гришина.-М., 1990.- 17с.
  6. Карачунская, Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия Т.Н. Карачунская; под. ред. К.Ю. Белой, Т.е. Комаровой. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64с.
  7. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие О.Л. Кназева, М.Д. Маханева. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Детство-Нрофесс, 1988. 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в формировании правил поведения в детском саду и школе

Консультация для воспитателей ДОУ. В связи с нововведениями в законодательные документы в образовании, так же изменились и требования к выпускникам ДОУ....

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду

1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...

Система работы по формированию ЗОЖ в условиях детского сада.

Схема комплексной работы по формированию здорового образа жизни воспитанников в условиях детского сада общеразвивающего вида....

Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива

В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...