Конспект беседа-презентация на тему О блокадном Ленинграде
материал (подготовительная группа)

Сорокина Елена Альбертовна

интересная информация о блокадном Ленинграде для детей подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "О блокадном Ленинграде"

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

- Познакомить детей с жизнью людей в это время.

- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.

- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;

- Расширять и закреплять понятия «блокада»«прорыв блокады»«кольцо блокады».

Ход занятия:

Здравствуйте ребята.

        - Скажите как называется планета , на которой мы с вами живём? (Земля)

-  А на каком континенте мы находимся? (Евразия). Верно, покажите её на карте. (показ детьми). Мы с вами уже знаем стихотворение про Евразию по мнемотаблице, давайте его вспомним и расскажем:

Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь — во всем
Здесь разнообразие!

Озеро Байкал —
Чистое, глубокое,
Горы Гималаи —
Самые высокие.

Горы здесь Уральские
Делят всю Евразию
На Европу (слева),
И еще на Азию.

Вот Китай, вот Индия,
Ближе — Казахстан,
Турция, Туркмения,
Иран, Афганистан.

Все эти страны в Азии
Нашли себе приют,
Здесь климат очень жаркий,
Пустыни, горы тут.

- А как же называется страна, в которой мы живём? (Россия)

- Верно, вот она на карте. (показ)

- У каждой страны есть своя столица, какой город у нас считается столицей нашей Родины? (Москва, показ на карте). Этот город очень большой , в нем расположены главные административные здания нашей и находятся люди, которые управляют нашей страной. Неподалёку от него есть еще один главный большой город нашей страны - это Санкт-Петербург. (показ на карте). Раньше его называли Ленинград.  (1 слайд)

        Скоро исполняется 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для Санкт – Петербурга, потому что во время Великой отечественной войны он был окружен блокадным кольцом 872 дня, это 2,5 года.  Блокада-это значит, что все дороги к городу заблокированы, и туда ничего нельзя доставить.

        Много лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» (прослушивание записи песни)

           И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Много испытаний выпало  на долю этого прекрасного города: наводнения, пожары, революции. Но война была самым страшным испытанием.

        В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась и в мирную жизнь жителей города Ленинграда - ленинградцев. На их долю выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить город. Фашисты говорили, что Москва - сердце России, а Ленинград ее душа. Враги решили подорвать боевой дух нашей страны и стереть город с лица земли.

(2 слайд) Они подошли так близко, что могли видеть улицы прекрасного города. Днем и ночью фашисты бомбили обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий.

        Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо был виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. (3 слайд) Надо было спасать город. И жители мужественно его обороняли. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом. (4 слайд)

        Полыхали пожары, (5 слайд) гибли люди, но все же Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Он сказал «этот город надо уморить голодом, перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить, и тогда этот город падет». Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. (6 слайд)Но жители Ленинграда, ленинградцы – дети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, и защищали город. (7 слайд)

        В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Не ходил транспорт. (8 слайд)Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

        Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. (9 слайд)И всё, больше ничего - только вода.

         Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, (10 слайд)маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки целыми и невредимыми.

        В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. (11 слайд)На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. 

        Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого- -   нибудь при взрывах (12 слайд). На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то вражескому лётчику не

        Невский проспект, главный проспект города тоже изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, падали бомбы.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

        Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога (прослушивание записи воздушной тревоги) Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище (13- 14 слайды)

        Во время блокады на домах было размещено 1500 громкоговорителей,(15 слайд) для того чтобы люди слышали голос диктора и сигнал воздушной тревоги. Громкоговорители работали днем и ночью.

        Ленинград оказался отрезанным от большой земли. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

        Работали на станках женщины и даже школьники. (16 слайд). В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы(17 слайд), артиллерийские и реактивные снаряды.

        Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

        Для маленьких детей открылись детские сады и школы  при заводах.(18 слайд) Туда на шестидневку отводили детей, где их учили и кормили как могли, пока мамы были на работе.

        Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. (19 слайд)И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

        Дети помогали раненым в госпиталях, читали письма от родных.(20 слайд)

     Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла «Дорога жизни».(21 слайд) По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых.

    К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, (22 слайд)иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была. (23 слайд)

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

        В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. (24 слайд) 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады.(25 слайд) 

      За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда”. (26 слайд)

        Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Не все жители города дожили до радостного дня освобождения от блокады. На Пискаревском кладбище (27 - 28 слайды)захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время. В память о героизме людей там горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.

      В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, (29 слайд)думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

          На берегу Ладожского озера, на месте прорыва блокады, (30 слайд

)стоит памятник разорванному кольцу блокады.

     Посмотрите, на что он похож?

        Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.

В городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”. (31 - 32 слайд)

На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.

И мы с вами, будем помнить о трудных годах жизни города Ленинграда и о том, что в этом городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда.

- Вот такое страшное время было прожито людьми во время блокады целого города Ленинграда.

        - Я предлагаю вам дома 27 января зажечь свечу памяти. Она будет символизировать нашу память о той страшной странице в истории нашего города. 900 дней наполненных холодом, голодом, страхом и смертью. Пронесём же память о героическом подвиге защитников Ленинграда через года - через века. Пока мы живы – жива память. Пока жива память – мы будем жить. Я предлагаю минутой молчания почтить память всех, кто погиб ради нашей счастливой жизни.

                 Минута молчания.

(чуть позже просмотр видео )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового открытого мероприятия проекта «Дети блокадного Ленинграда».

Цель:формировать осознанное отношение к трагизму событий  из истории Санкт-Петербурга времён Великой  Отечественной Войны....

"Откуда книга в дом приходит" - конспект беседы - презентации для старшего дошкольного возраста.

Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.Задачи:Обучающие: ·        Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.·...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по теме: «Дети блокадного Ленинграда.»

Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда.  - создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ;- познакомить детей со страшными днями пережитыми детьм...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Символы блокадного Ленинграда»

Автор: Бухарчикова Анастасия СергеевнаКонспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Символы блокадного Ленинграда»Цель: обогащать и конкретизировать представл...

Конспект беседы для детей подготовительной группы «Блокадный Ленинград».

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы.Задачи:– форм...

Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.

Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...

Музыкально-тематическое занятие на тему “Симфония блокадного Ленинграда” в подготовительной к школе группе

Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума....