Театральная постановка сказки Одоевского "Мороз - Иванович"
материал (подготовительная группа)

ольга никитина

Сказка  для совместной постановки воспитателями и детьми. Использованно музыкальнное сопровождение, костюмы и игры с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Сценарий зимней сказки "Мороз Иванович"  

 01- Сказочная музыка. Выход сказочниц.

 1-я Сказочница:  Здравствуйте, ребята!  Мы к Вам в гости пришли.

 2-я Сказочница:  Шли не далеко, не близко – поклон вам низкий. (поклон)

 1-я Сказочница:  Хотим  вам сказку рассказать, про старинное житьё - бытьё поведать.

2-я Сказочница: А сказка эта называется «Мороз Иванович», написал ее русский писатель

 Владимир Федорович  Одоевский.

 1-я Сказочница:  Нам даром, без труда ничего не достается.

                                 Недаром  исстари пословица ведется.

2-я Сказочница: Заря поднимается, сказка начинается!   02 – Начало сказки. 

                              1 картина. (русская изба, лавки, стол, печка)

03 – русская изба. фоном

1-я Сказочница: В одном доме жили две девочки, Дуняша да Малаша, а при них нянюшка Прасковья. Дуняша была рукоделицей.  Утром раненько вставала, своей няне помогала.

Дуняша: Рано-рано я встаю, сама одеваюсь,

Без работы не сижу, за дело принимаюсь.

Действия: Няня накрывает на стол. Рукоделица пол подметает, Ленивица лежит на лавке.

 2-я Сказочница: А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась.

Дуняша: Вставай, сестричка! Проспишь зарю.

Малаша: Сейчас, Дуняша! Только сон досмотрю.

Дуняша: Наведу я чистоту – в доме пол я подмету.

Вымою посуду, потом готовить буду.

Нянюшка: Ну, Малашенька, вставай, и сестричке помогай.

Малаша: Что-то холодно у нас, я посплю еще хоть час.

Нянюшка: Я дровишек положу, печку жарко истоплю.

Дуняша: Няня помогу тебе, и тепло будет в избе.

Нянюшка: Пока печка не погасла, мы возьмем муки и масла,

И замесим тесто в кадке - сделаем начинки сладкой.

С рукодельницей-Дуняшей напечем мы пирожков.

Эй, вставай скорей, Малаша, уж обед почти готов!

Малаша: Эх, хорошо лежать в тепле. Нет ли чаю на столе?

Нянюшка: Чтобы чаю заварить, надо за водой сходить.

Малаша: Мне к колодцу не дойти, я замерзну по пути.

Дуняша: Ничего, сейчас сестрица, сбегаю я за водицей. (берет ведро и уходит)

Действия. Нянюшка садиться к печке вязать. Ленивица, полежав немного, встает.

Малаша (подходит к окну и считает): 2 мухи и еще 1 муха. Это сколько теперь мух? Пять?"

04 – грустная музыка

1-я Сказочница: Но с Дуняшей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то оборвалась; упало ведро в колодец.      

(04) - звук падающего ведра.

 Малаша: Ой нянюшка смотри, смотри. (смотрят в окно)

 04 – грустная музыка.

2-я Сказочница: Расплакалась бедная, да и пошла к нянюшке рассказывать про несчастье; а нянюшка Прасковья была строгая.                    

Действия. Прибегает Дуняша.

Дуняша: За водою я ходила и ведерко уронила.

Нянюшка: Сама беду сделала, сама и поправляй;

                   Сама ведерко утопила, сама и доставай.                                     (Все уходят).

                                                2 картина. (печка, яблоня)

04 – грустная музыка.

1-я Сказочница: Нечего было делать: пошла бедная девочка опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну.      

05 – волшебная музыка зимы.

 Действия: Выключить свет. Включить шар. Выходит Дуняша, удивляется.

2-я Сказочница: Только тут с ней чудо случилось.

                               Едва спустилась, смотрит: перед ней печка.    (06 – печка)

Печка: Мой пирог уже готов, подрумянился,

            С сахаром да изюмом обжарился;

            Кто его из печки возьмет, тот с ним и пойдет!

Действия:  Дуняша берет лопатку, вынимает  пирожок  и убирает в карман.

 05 – волшебная музыка зимы.

1-я Сказочница: Идет она дальше.  Перед нею сад, а в саду яблонька с золотыми яблочками.

(06 – яблонька)

Яблонька: Мои яблочки наливные созрели;

Под солнышком теплым поспели,

Корешком от земли питались,

Студеной росой обмывались.

Кто их соберет, тот их себе и возьмет.

 Действия: Дуняша подходит к яблоньке, трясет ее,  берет яблочки в передник.     (уходит)

00 – колокольчики.

 2-я Сказочница: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поиграем?

Игра со зрителями. Зимние загадки.  (сказочницы загадывают поочередно).

                                                                    3 картина.(дом мороза Ивановича)

07 – зимняя мелодия            Выходит Дуняша. Удивляется.

2-я Сказочница: Идет Дуняша дальше.  Смотрит: дом ледяной,   ( 08 - Появление Мороза Ивановича)

  на лавочке сидит Мороз Иванович да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, дохнет — валит густой пар.

Дуняша: Как попала я сюда?

Что за чудо? Дом из льда…

В окнах снежные цветы…

Здравствуй, дедушка! Кто ты?

Мороз Иванович: Я крашу ёлки и кусты снегом серебристым
И строю звонкие мосты на речушках быстрых.
Живу на свете сотни лет, известен я народу.
Я — Мороз, всесильный дед,
Старик  белобородый! Зачем пожаловала?

Дуняша: Меня  Дуняшей зовут.

За водой я ходила, да ведерко в колодец уронила.

Мороз Иванович:
Знаю, знаю, чего тебе надо

Будет тебе ведерко, да ещё и награда.

Поживи ты у меня, поработай-ка три дня.

На работу посмотрю, по заслугам одарю.

1-я Сказочница: Пошли Мороз Иванович с Дуняшей в дом. (09 – дом м. и.)

  Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные,  солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты.                            

Мороз Иванович: Милости прошу в мой дом, вместе дружно заживем.

Дуняша: Угощайся, Мороз Иванович пирожком румяным, да яблочками наливными!

Действия.  Садятся за стол. Дуняша выкладывает из передника пироги и яблоки на стол.

Мороз Иванович: Ну Дуняша, обед мне свари, рубаху зашей,

                                 Пол подмети, да перину взбей.

                                И я за дело. Пойду и пока  

                                 Снегом набью облака.                        

 Действия: Мороз Иванович уходит.

2-я Сказочница: Дуняша все делать умела.         (10 – Дуняша работает)

 Действия:  Рукоделица «шьет» рубаху, подметает, готовит, подушку взбивает. 

Рубаху зашила, подмела в доме, обед сварила. Стала перину взбивать, чтоб старику мягче спалось, а перина у Мороза Ивановича была из снега.

Дуняша: Пальчики замерзли, побелели.

Действия: Показывает, что руки замерзли, дышит на них, греет.

Приходит Мороз Иванович. Смотрит на руки рукодельницы.

08 – мороз Иванович.

Мороз Иванович: Ну вот, работу сделал в срок.

Пора бы мне поспать часок.

Ну и ну! (удивляется) Ты девонька пальчики снегом потри, вот и согреются они.

Дуняша: Тут и травка, и цветы!  Но зачем их прячешь ты?

Мороз Иванович: Зиму они поспят, а потом расцветут у тебя под окном.

Действие: М.И. ложится на кровать и засыпает.                         (10 – Дуняша работает)

1-я Сказочница: Три дня помогала Дуняша Морозу Ивановичу. Работа в ее руках так и кипела. Но пришла пора прощаться.    

Мороз Иванович: За работу, за твою (11 – волшебство)  серебро тебе даю.

                                  Да бриллиантик в броши за обед  хороший.

                                  Не стесняйся, одевай, да Мороза вспоминай.

Действие: Мороз дает ведерко  с деньгами, дает бриллиантик, Дуняша кланяется.

                                                          4 картина. (русская изба)

03 – русская изба .

2-я Сказочница: Пошла Дуняша домой. Только стала  подходить к дому, петух как закричит:

(12 – крик  петуха 1).            (выходит Дуняша, на лавочке у дома сидит Малаша).

 Малаша: Где, сестрица, пропадала? Ты ведерко отыскала?

А в ведерке что звенит? Ой а это  что блестит?

Дуняша: К Морозу Ивановичу ходила и  награду получила. (показывает)

Малаша: Я к Морозу поспешу, бриллиантик заслужу.

Да не маленький такой, а большущий - пребольшой!

Дуняша: Только ты там не ленись, в доме чисто приберись,

Перину на кровати взбей и рубашку дедушке зашей.

Малаша: Так награда за работу? Эх, работать неохота…            

 (Малаша убегает)

03 – русская изба

                                         5 картина.(печка, яблоня).                                                    

1-я Сказочница: Ленивице очень не по вкусу было идти, но пятаков хотелось получить. Взяла она ведро и пошла к колодцу.  

 05  – волшебная музыка зимы.

 Действия: Выключить свет. Включить шар. Выходит Малаша.

Едва спустилась, смотрит перед ней печка.     (06 – печка )  Включить свет.  

Печка: Мой пирог уже готов, подрумянился,

С сахаром да изюмом обжарился;

Кто его из печки возьмет, тот с ним и пойдет!

Малаша: Отстань, печка, некогда мне!                (05 – волшебная музыка зимы)

2-я Сказочница: Бежит она дальше. Перед нею яблонька.   (06 – яблонька)     

Яблонька: Мои яблочки наливные созрели;

Под солнышком теплым поспели,

Корешком от земли питались,

Студеной росой обмывались.

Кто их соберет, тот их себе и возьмет.

Малаша: Не видишь? К Морозу спешу за подарками! Некогда мне!

00 – колокольчики.

1-я Сказочница: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поиграем?

Игра со зрителями. (на местах) Игра проводится в разном темпе 2 - 3 раза.

Снег, лед, кутерьма.                                                            Вертушка руками

Здравствуй зимушка – зима!                                                Руки веред

Белый снег похлопали, хлоп – хлоп.                                Хлопать по коленкам

Ножками потопали, топ – топ.                                          Топать ногами

На снежинки мы подули.                                                    Дуть в ладошки

И ручками взмахнули!                                                       Махать руками вверху

                                                     6 картина. (дом мороза Ивановича)

13 – зимняя сказка.  Выходит Малаша.

2-я Сказочница:    Побежала девочка дальше.  Смотрит: дом ледяной,

( 08– Появление Мороза Ивановича)  на лавочке сидит Мороз Иванович да снежные комочки ест; тряхнет головой — с волос иней сыплется, дохнет — валит густой пар.

Малаша:  Пришла я, дед, у тебя пожить, да награду за то получить.

Мороз Иванович:  Оставайся, коль пришла, в доме ждут тебя дела.

На работу посмотрю, по заслугам одарю.

Действия:  Заходят в дом .   (09 – дом м. и.)

Мороз Иванович:  Ну Малаша.

                                  Обед мне свари, рубаху зашей,

                                   Пол подмети, да перину взбей.       (уходит Мороз Иванович )

1-я Сказочница:    Вот беда – то, вот девица, далеко не мастерица.

2-я Сказочница:    И не очень – то охота, ей приниматься за работу.

14 – малаша работает.

Малаша: (берет метелку, рассматривает)

По полу я ходила, а как его метут – забыла.

Что же делать? Как тут быть?

Пойду лучше рубашку шить. (садится зашивать рубашку)

Рубашку я нашивала, а как ее зашивают – не спрашивала. (уколола палец)

Ой, как больно! Ой-ой-ой! Укололась я иглой! (плачет)

Ладно, не буду сидеть напрасно взобью перину – это хоть не опасно. (взбивает перину)

Ручонки утомлять! Пальчики марать!

Как бы рук не застудить… (дует на пальцы)

Лучше уж обед варить. (идет к столу)

Каждый день я обедаю, а как что готовят – не ведаю. (в растерянности)

1-я Сказочница: Побросала Малаша все овощи в кастрюльку целиком, даже не помыла.

 Думает: «И так сойдет! Может дед и не заметит».

08 – Мороз Иванович.

Мороз Иванович: (входит) Ну что, Малаша, готов обед?

Малаша: Ой, устала! Сил прямо нет.

Садись, да щи  наливай.

 2-я Сказочница: Видит Мороз Иванович – дело худо. Обед сам сварил и Малашу накормил.

( 15 – Мороз Иванович). Так и прожила Ленивица у Мороза Ивановича 3 дня.

Действия: М.И. кормит Малашу. Сидят за столом.

Малаша: 3дня прошло. Награду за работу давай!

Мороз Иванович: Не ты для меня работала, а я тебе служил!

Малаша: Так я у тебя жила!

Мороз Иванович: Да!? Я хоть добр, но справедлив и во всем люблю порядок.

                                  Я скажу, а ты запомни: По работе и награда.

11 – волшебство  (дает Малаше ожерелье)

Малаша: Сестрица один бриллиант получила,

А я целое ожерелье заслужила!  (убегает)

Мороз Иванович: Очень быстро убежала и «спасибо» не сказала!  (уходит) 08 -  мороз Иванович.

                                                    7 картина. (русская изба).

 03  – русская изба.

2-я Сказочница: Стала Ленивица подходить к дому. Петушок как закричит. (16 – крик петуха 2)

 Вернулась Малаша домой и хвастается подарком.

Действие: Дуняша, нянюшка в избе, приходит Малаша.

А ожерелье в ее руках — кап-кап-кап! – и растаяло.

Малаша: Ой, растаяло! Беда! Ожерелье-то из льда…

Поняла я все, ребята мне трудиться больше надо.

Нянюшка: Что ж, Малаша, не печалься, поскорее исправляйся.

С ленью ты борись и работать поучись.

Дуняша: Было бы хотение, найдется и терпение.

А вы запомните, ребята: По работе и награда! (хором)

17 – конец сказки.

1 сказочница: Сказка ложь, да в ней намек

                           Добрым детушкам урок.

2 сказочница: Вот и сказке конец, а кто слушал и смотрел молодец!

18 –  Выход на поклон.

                                                              К     о      н     е      ц

Загадки.

Зимой забава есть одна

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как «снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?                      (снежки)

Эту зимнюю хозяйку

Все боятся без утайки.

Не боится лишь апрель

Снежно – белую …..                                                (метель)

Меня не растили

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.                                           (снеговик)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета.

Для Зимы – другого цвета.                            (заяц)

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.                              (медведь)

Все его зимой боятся
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …                                               (мороз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович».

Формирование у детей эмоционального восприятия произведений (сказок, картин). Развитие самостоятельности в выборе темы, композиционного и цветового решения в творчестве....

Сценарий ННОД для детей 6-7 лет «В гостях у сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Сценарий ННОД  для детей 6-7 лет «В гостях у сказки В.Ф. Одоевского  «Мороз Иванович»...

Конкурс. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группеТема. «Путешествие в сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».Цель. Создание социальной ситуации развития творческого потенциала дошко...

Конспект НОД Возрастная группа детей подготовительная группа Тема Н.О.Д. рассказывание сказки В.И.Одоевского «Мороз Иванович»

Конспект НОДВоспитатель: Ван О.Н.Возрастная группа детей подготовительная группаТема Н.О.Д. рассказывание сказки В.И.Одоевского «Мороз Иванович» Цель: учить детей эмоционально восприн...

Сценарий ННОД для детей 6-7 лет «В гостях у сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» .

Сценарий ННОД  для детей 6-7 лет «В гостях у сказки В.Ф. Одоевского  «Мороз Иванович» ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимняя сказка» (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)

Развитие познавательного интереса через приобщение детей к русской народной культуре - сказкам....