ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЁЙ
материал

Соловьёва Ольга Анатольевна
Вопросы сотрудничества педагогов и родителей не являются чем-то новым в современной системе дошкольного образования. Детский сад всегда взаимодействует с родителями, учитывает их интересы, учитывает особенности ребёнка, которого приводит в дошкольную организацию семья. Однако жизнь меняется, меняются требования к образованию, меняются требования государства к участию родителей в этом образовании. Требования государства обоснованы той социально-экономической ситуацией, в которой живёт родитель и ребёнок каждой семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya201.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЁЙ

Вопросы сотрудничества педагогов и родителей не являются чем-то новым в современной системе дошкольного образования. Детский сад всегда взаимодействует с родителями, учитывает их интересы, учитывает особенности ребёнка, которого приводит в дошкольную организацию семья. Однако жизнь меняется, меняются требования к образованию, меняются требования государства к участию родителей в этом образовании. Требования государства обоснованы той социально-экономической ситуацией, в которой живёт родитель и ребёнок каждой семьи. В самом начале взаимодействия семья и детский сад находятся по разные стороны, потому что это два разных социокультурных института общества. Сегодня семья переживает большие изменения. Её характеризуют как нуклеарную семью, семью, которая живет одним поколением. Папа, мама, один-два ребёнка. Семья отличается от предыдущей семьи конца 20 века отношениями внутри самой семьи. Сегодня женщины и мужчины имеют равные возможности, они оба ориентированы на свою успешность. Они оба финансово - независимы. Сегодня женщина может совершенно спокойно жить без мужчины, имея ребёнка и воспитывая его самостоятельно. И всё это накладывает отпечаток на современную российскую семью. Поэтому, в детский сад приходят разные дети с разными социальными особенностями. В последнее время отмечается снижение роли отца в семье, поднимается значение женщины, которая заменяет ребёнку многие социальные роли. И это тоже имеет свои последствия в воспитании детей. И эта ситуация говорит о том, что меняется ценность детства, меняется отношение к ребёнку в семье, и эта ситуация говорит о проблемах и кризисе современной российской семьи. Эти проблемы отражаются и на ребёнке. Современные дети имеют проблемы в общении, родители мало с ними общаются. Родители не знают особенностей воспитания, не знают возрастных периодов, не знают приоритетов детской деятельности, поэтому в деятельности педагогов, в сотрудничестве детского сада и семьи это обязательно нужно учитывать.

Все государственные документы в настоящее время (стандарт об образовании, конвенция о правах ребенка и т.д.) ориентированы на включение родителей в образование ребёнка. Следовательно, в дошкольных учреждениях необходимо менять приоритеты. Все традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями остаются, но включены ли в эти формы родители ребёнка. Они участвуют в той деятельности, которую подготовили для них педагоги. Родители не знают, как организовать деятельность ребёнка и педагогам необходимо изменить отношение родителей, изменить условия взаимодействия и сотрудничества с родителями. Это должно быть социальное партнёрство, т.е. взаимодействие социальных субъектов, предполагающих достижение целей и реализацию интересов партнера через сближение их позиций. Главная и основная позиция детского сада и семьи в воспитании ребёнка - создание условий для его оптимального развития с учётом его индивидуальных особенностей.

На сегодняшний день родители являются главными ответственными лицами за образование своего ребенка. А образовательные организации должны оказать им в этом помощь. Организация должна предоставить родителям право познакомиться со всем, чем она владеет, и на основе чего она организует образовательную деятельность ребёнка. Для родителей создаются оптимальные условия для того, чтобы они были включены в образовательные процессы, которые организует образовательная организация. На родителей как на равноправных участников образовательного процесса накладываются и обязательства. Они должны  соблюдать  нормы и правила той организации, в которую они приводят своего ребёнка. Также они несут ответственность за невыполнение закона об образовании.

Сегодня образование ребёнку может дать не только дошкольная организация, но и семья может обеспечить подготовку ребёнка к школе. И вот это положение очень важно на сегодняшний день, потому что родитель должен знать, что он несёт ответственность за образование ребёнка.

В процессе взаимодействия с родителями необходимо познакомить их со стандартом дошкольного образования. Не просто прочитать, а обсудить. Чтобы родители поняли, что от них требуется. Чтобы родитель не только спрашивал педагога о том, что ел его ребёнок и почему он подрался, а спрашивал, какое стихотворение выучил ребёнок, какое он выполнил задание по математике, ему стало интересно, что рисовал на занятии его ребёнок. Многие родители просто приняли к сведению стандарт, но не поняли его, поэтому так сложно педагогу перестроить свою работу на включение родителей в непосредственно образовательную деятельность.

При обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи, педагоги должны формировать у родителей педагогическую культуру. Педагоги в детском саду должны рассказать, дать платформу того, с чем родитель должен познакомиться, что он должен узнать о ребёнке. Не просто его физиологические особенности, а узнать те инновационные новообразования, которые формируются в дошкольном возрасте. Детский сад должен оказывать помощь родителям и в вопросах здоровья, и в  развитии индивидуальных особенностей ребёнка и, конечно, в коррекции нарушения их развития. А для того, чтобы оказывать помощь, педагогу необходимо сотрудничать с родителями, необходимо организовать обстановку комфортности, когда не назидательно педагог подходит к родителям, а когда он является их союзником и партнёром. Сейчас родители получают много информации в интернете, вот здесь нужно указывать родителям, именно указывать, какие сайты предоставляют достоверную информацию. Вот тогда родителем это будет восприниматься как помощь от педагога, с которой он сам узнал необходимую информацию. И вот это будет настоящая помощь.

ДОУ должно создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Это не только дни открытых дверей, открытые занятия, но и организация деятельности дома.

Многие родители привыкли к тому, что они отдали ребенка в детский сад и забрали его из детского сада. За ребенком был осуществлен присмотр и уход, а какую образовательную деятельность осуществлял детский сад, они не знают. На сегодняшний день каждый родитель должен анализировать то, к чему ребёнок должен прийти. Это родитель в семье отвечает за то, каким станет ребенок. Следовательно, зная  возрастные особенности, зная сенситивные периоды, родитель и должен организовывать образовательное пространство в соответствии с особенностями и возможностями своего ребёнка.

Формируя педагогическую культуру родителей, педагог должен обеспечить развитие и подготовленность тех качеств личности родителя, которые отражают его степень зрелости как воспитателя и помогают организовать воспитание ребёнка в семье и в обществе. Педагог должен рассказать родителям об их детях, показав психолого - педагогические и физиолого - гигиенические особенности.

Следовательно, педагог должен анализировать детей, наблюдать за ними и работать с родителями адресно, а не абстрактно. Педагогу необходимо построить работу с родителями так, чтобы они стали его союзниками. Нужно научить родителей всем своим педагогическим задумкам, своим изюминкам за то время, когда он будет воспитывать их детей. Вот тогда сотрудничество ДОУ и семьи будет намного успешнее в образовательном процессе ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности взаимодействия с современной семьёй"

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая...

Особенности взаимодействия с современной семьёй.

Сегодня, в работе с детьми  встречаютя самые разные семьи. Чтобы грамотно вести с ними работу нужно использовать такие методы и приёмы чтобы родители не усомнились в праве выбра как детского сада...

Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе.

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход...

Обобщение опыта на тему: «Особенности взаимодействия и современный подход к организации работы с родителями в ДОУ»

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание прио...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ

Выявление особенностей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Цель взаимодействия с семьями выражается в формуле: ДЕТИ + РОДИТЕЛИ + ДОУ = РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, КОМФОРТ....

2022 год . Конференция «Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».

laquo;Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ»....

Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с семьёй»

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одно...