Статья "Организация познавательно-исследовательской деятельности через наставничество в различных возрастных группах ДОУ"
статья

Шматова Екатерина Руслановна

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), трактует нам, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы познать его и внутреннее стремление малыша к исследованию – это его естественное состояние, которое формирует исследовательское поведение, развивает процесс саморазвития. Стремление познавать окружающий мир это залог успешного образования и эффективности образовательной деятельности в целом. А дошкольное детство это самый важный период для развития познавательных потребностей и стимулирования познавательных процессов позволяющий сформировать у ребёнка традиционные функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Но прямая передача знаний от педагога к ребёнку превращает процесс познания в скучную, рутинную «деятельность», поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во сферах деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmatova_e.r._shmatova_v.v.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Р. Шматова

МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка», г. Мичуринск

E-mail: katia.shmatowa@yandex.ru

В.В. Шматова

МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка», г. Мичуринск

E-mail: shmatova74@yandex.ru

Организация познавательно-исследовательской деятельности через наставничество в различных возрастных группах ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), трактует нам, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы познать его и внутреннее стремление малыша к исследованию – это его естественное состояние, которое формирует исследовательское поведение, развивает процесс саморазвития. Стремление познавать окружающий мир это залог успешного образования и эффективности образовательной деятельности в целом. А дошкольное детство это самый важный период для развития познавательных потребностей и стимулирования познавательных процессов позволяющий сформировать у ребёнка традиционные функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Но прямая передача знаний от педагога к ребёнку превращает процесс познания в скучную, рутинную «деятельность», поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во сферах деятельности детей.

Повышая интеллектуально-познавательные способности детей в работе следует применять различные современные образовательные технологии: здоровьесберегающую технологию, технологию деятельностного подхода, технологию исследовательской деятельности, организацию детской деятельности по центрам активности.

С помощью взрослого дети получают сведения, делают выводы на основе аналогичного примера, выбирают источники информации, формулируют вопросы разного типа, поэтому наиболее эффективной является личностно-ориентированные технологии, которые позволяют вовлечь в активный познавательный процесс каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность осуществляется совместно с практической и развивается под руководством взрослых, обретая различные формы: игровая, исследовательская, конструктивная, экспериментальная и многие другие. Каждая имеет свою логику развития и построения, постоянное усложнение и разную временную продолжительность, насыщенность оборудованием и вариантами организации. Все эти факторы связаны с возрастом детей, их индивидуальным темпом развития и интересом к объекту познания.

Одной из интересных форм развития познавательного интереса детей к окружающему миру является наставничество. Каждому ребёнку в 5-7 лет важно чувствовать себя знающим, умеющим, необходимым. Проявить свои способности, умения и навыки детям помогает именно наставничество. [1, с. 19]

Ребенку, посещающему старшую и подготовительную к школе группу детского сада вполне по силам (под руководством воспитателя), показать ребятам младших групп простые опыты с водой, бумагой или льдом. Овладев, необходимыми навыками, закрепив технику безопасности при проведении опытов, старшие дошкольники отправились в гости к малышам.

Маленькие дети прирожденные исследователи. Простые эксперименты с использованием подручных материалов развивают любознательность, творческие способности, позволяют устанавливать причинно-следственные связи, формируют представления о мире и свойствах вещей и вызывают искренний восторг. Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат.

Несмотря на то, что ребенок еще маленький, мы постарались, чтобы он был не просто наблюдателем, но и помогал нам в проведение опытов. Поскольку ведущей деятельностью детей младшего возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. Старшие ребята превратились в сказочных персонажей (Фея, Капелька, Снежная королева и др.), которые дают малышам задания или просят о помощи в проблемной ситуации. [2, с. 4]

Больше всего малышам понравился опыт «Метель в пакете». Для этого был взят пакет с zip-застежкой, нарисовали на нем дерево. Мелко нарезанную белую бумагу положили в пакет и закрыли его. В специально сделанное отверстие вставили трубочку для коктейля и предложили подуть малышам в неё - в пакете началась весёлая метель. Можно использовать любой материал, доступный для детей и взрослых, стоит только «включить» фантазию!

У малышей вызывает восторг, такие опыты как «Волшебный цветок» (цветная бумага). Свернуть из бумаги цветок и опустить его в воду, намокшая бумага становиться тяжелее и цветы распускаются. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.

Не оставили равнодушными малышей опыты «Блестящий фейерверк». Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарезаем алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.

«Домашняя радуга». Для этого опыта необходимо заполнить таз или глубокий контейнер водой, а на дно положить зеркало. После этого предложите одному ребенку посветить фонариком на зеркало. Лист белой бумаги поднести сверху к месту, куда направлен отраженный луч фонаря. Проходя через воду, белый цвет разложился на составляющие и превратился в радугу.

«Цветное молоко». Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Яркость, наглядность, возможность самому принимать участие в процессе проведения опыта позволяет объяснить дошкольникам физические явления, происходящие в окружающем мире. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти. Ребята проводят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду расширяют представления о свойствах и возможностях самых привычных предметов и обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3 - 4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока). [3, с. 18]

Эксперименты - это увлекательный способ рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание малыша. Организуя работу с подопечными необходимо использовать методы сотрудничества и сотворчества, вовлечение в деятельность, стимулирование личной активности и личный пример. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у любознательного почемучки, совершающего свои первые научные открытия! Возможность поделиться своими знаниями и навыками определяет вид наставничества и шефства старших (наставников) и младших (подопечных). Но всегда это содружество и сотворчество. Такая форма взаимодействия служит для накопления и передачи опыта, поднимает авторитет и вызывает уважение старших. Расширяет возможности развития младших создаёт условия возникновения преемственности поколений и ступеней образования.

Не стоит ждать школы, чтобы рассказать малышу о том, как устроен окружающий мир, ведь ему это интересно уже сейчас. Именно поэтому мы, педагоги, старшими дошкольниками знакомим малышей с существующими закономерностями ведущих наук, идём рука об руку по неведомым дорожкам к маленьким открытиям в большом мире. Мы всегда рады делать открытия вместе!

Список литературы

Статья в сборнике

  1. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018 – №3.
  2. Никифорова О. А., Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №3.
  3. Тегушева Г. П., Чистякова А. Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Сборник

  1. Журнал «Дошкольная педагогика» №10 /2012. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» (весь журнал посвящен экспериментально-исследовательской деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление "Содержание и функции музыкального уголка и уголка театральной деятельности в различных возрастных группах.

Материал для выступления на семинаре- практимуме в марте 2013 года Содержит описание того, каким должен быть музыкальный уголок и уголок театрализованной деятельности в группах....

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Формы познавательно-исследовательской деятельности, рекомендованные для дошкольников разных возрастных групп

Формы познавательно-исследовательской деятельности, рекомендованные для дошкольников разных возрастных групп...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...

Методы, формы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в разных возрастных группах

Различные методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах, применяемые в ДОУ....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию экспериментирования в подготовительной группе»

laquo;Развитие познавательно-исследовательскойдеятельности через организацию экспериментированияв подготовительной группе»...