Доклад на тему: «Игровые технологии в образовательной деятельности»
материал

Денисова Людмила Григорьевна

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» А.С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovye_tehnologii.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на педагогических чтениях.

Слайд№1

Тема моего выступления: «Игровые технологии в образовательной деятельности»

Презентация ссылка для просмотра:

https://disk.yandex.ru/d/mNirVXIlZRzoXw 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.

Слайд№2

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» А.С. Макаренко

Я хочу поделиться своим опытом работы по теме «Игровые технологии в образовательной     деятельности».
      В этом направлении с воспитанниками второй младшей группы работаю второй год. И за это время мы вместе уже добились кое каких результатов. Но об этом далее, а сначала хочу пояснить, на какие теоретические основы данной педагогической технологии опираюсь в своей работе.

Слайд№3

Игровые технологии актуальны в связи с колоссальным значением игры для ребенка . Использование их способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС.

Слайд№4

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Слайд№5

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

  • необходимость объяснения родителям важности игры;
  • обеспечение безопасного пространства для игры;
  • наличие соответствующей развивающей предметно - пространственной среды.

Слайд№6

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
  3. Сделать воспитательный процесс управляемым

Слайд№7

      Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Слайд№ 8

Использование игровых технологий:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

 

           Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

Слайд№9

В результате применения игровых технологий у детей развиваются психические процессы:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • воображение,
  • мышление.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.

Слайд№10

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

  • игровые тренинги;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • театрализованные игры.

Слайд№11

Познавательное развитие-игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков - это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний,развитие познавательных способностей.

Слайд12

Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

  • игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
  • игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
  • игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Слайд№13

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Слайд№14

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.

Слайд№15

Функции игры:

  1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
  2. Коммуникативная
  3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
  4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
  5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Слайл№16

Игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить игры
- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое

Слайл№17 

Группы игр по характеру игровой методики
Предметные игры: «Игры с прищепками», «Найди заплатку», «Подбери по цвету» и др.

Слайд№18 Строительно-конструктивные

Слайд№19 Творческие. Сюжетно-ролевые «Больница», «Магазин»

Слайд№20 Интеллектуальные игры

Слайд№21 Игры с готовыми правилами

Слайд№22 Пальчиковые игры

Слайд№23

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться.  Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые  наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и  социальным установкам. Игра становится фактором социального развития  личности.

Слайд№24 Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного воспитания . Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Литература:

  1. Касаткина E. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
  3. Пенькова Л. А. , Коннова 3. П. Развитие игровой активности дошкольников.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultaclhtm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Игровые технологии:сюжетно-ролевые игры"

Доклад к педсовету "Итоги года" в котором рассказывается об использовании игровых технологий для детей дошкольного возраста....

Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий».

Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий»....

Доклад на тему: «Игровые технологии в детском саду».

Доклад на тему:«Игровые технологии в детском саду»....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «Роль игровых технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...

Доклад на тему: "Игровые технологии в ДОУ"

laquo;Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»А. М. Горький. В развитии ребенка — интеллектуальном, физическом, нравственном &m...

Доклад на тему"Игровые технологии"

В данной статье игровые технологии определяются как наиболее активные и эффективные методы воспитания и обучения....