Использование фольклора в формировании культуры речи современных дошкольников.
статья (старшая группа)

Дмитриева Светлана Михайловна

Материал рассказывает о влиянии фольклора в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в формировании культуры речи современных дошкольников.

Автор: Дмитриева С.М., воспитатель МБДОУ д/с №2

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что стало угрожать нашему  языку, а значит и культуре. Первыми забили тревогу педагоги и стали искать пути решения возникшей проблемы. Замечено, что на переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. А детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в этот период овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка.  Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому для решения проблемы развития речи детей дошкольного возраста можно эффективно использовать  устное народное творчество -  фольклор.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто  процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

А в практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение вообще сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты,  обучению чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Мы предприняли попытку восполнить этот пробел  творческой  работой «Использование малых фольклорных форм в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» .

Одной из актуальных задач речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения с использованием малых фольклорных форм помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки стали незаменимым материалом для дикционных упражнений. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью наши дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Используя фольклор, мы убедились в верности высказывания К.Д. Ушинского, что пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Кроме того система формирования культуры речи, построенная на основе устной народной культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений народной культуры через фольклор дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"

Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...

Использование музыкального фольклора в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников

Районный семинар музыкальных руководителей"Использование регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников МБДОУ "Детский сад№2...

Воспитание культуры речи у дошкольников в современном обществе.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольников. Большое значение придается проблеме  воспитания культуры общения детей, в решение которой огромную роль иг...

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Использование фольклора в формировании культуры речи современных дошкольников.

В статье говориться о формировании культуры речи через использование фольклора....

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....

Формирование развития речи у дошкольников по средствам современных технологий

Дети с нарушениями речи - предмет особого внимания коррекционной педагогики и логопедии...