Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа)

Мартыненко Жанна Васильевна

Данная статья будет полезна и интересна педагогам и родителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Автор: Мартыненко Жанна Васильевна

Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и

приспособление к условиям этой среды (социальному окружению, режим дня,

нормам и правилам поведения и т.д.) Для ребенка детский садик, несомненно,

является новым, но еще неизвестным пространством, с новым окружением и

новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер

которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от

сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном

учреждении.

С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В

семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще

всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского

коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо

психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с

незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям

сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует

биологической и социальной адаптации к новым условиям.

Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка

физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное

приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на

основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро

приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после

его рождения.

Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания

ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и

световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.

Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность

изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.

Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы.

 В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:

 Снижается или вовсе пропадает аппетит.

 Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.

 Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно

переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.

 Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре

присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.

 Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.

 Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как

медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.

 Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее

общительные детки могут стать молчаливыми.

 Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства:

гнев, возбуждение, раздражение.

Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему,

поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему

заблаговременно адаптироваться.

В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду

дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший

ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период

адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к

новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения

снижаются защитные силы организма.

Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению

только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие

образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это

значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.

Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно

опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности

безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная

работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний

режим к распорядку дня в детском саду.

В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно

время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок

почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее

он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.

Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка

к общению с ними.

Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома

важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Психолого-педагогическими условиями успешной адаптации должны

стать:

Организация процесса адаптации, включающая: правильно организованный

приём детей, создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе, работа с

семьёй, организацию предметно-развивающей среды и игровой деятельности.

Индивидуально-личностный подход в воспитании и обучении детей с учетом всех

действующих факторов адаптации.

Критериями успешной адаптации считаются:

Внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворённости;

внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно

выполнять новые требования.

Готовим ребенка к детскому саду!

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть

соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при

малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в

гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите

ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п.

– показывайте, как это надо делать. Самое главное – положительный настрой на

детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для

вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в

режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка

дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или

выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас

была бы возможность оставлять его там не на целый день. Недопустимо угрожать

ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в

детский сад.

Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский

сад?

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного

пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку

возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым

правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку,

словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь с воспитателем, пусть воспитатель

станет вашим помощником в воспитании ребенка. Настраивайте ребенка на

положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и

стал таким большим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в

семье. Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить

походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его

капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни

ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не

ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком,

прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него

воспитательные методы и приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским

садом! Подготовьте к садику себя. И еще один очень важный момент, про который,

тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей.

Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться

там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не

угрожает – поверьте в это сами!

В заключении хочется еще раз отметить, что длительность периода зависит от

индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен,

коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно

легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединиться с

игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет

сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает

свой отпечаток на его отношения с окружающим. Такому ребенку необходим более

длительный срок на период адаптации. Чтобы период привыкания к детскому саду

прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные

адаптационные методики приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной

стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено,

проявляет творческую активность. В нашей группе созданы такие условия, игровая

деятельность как в индивидуальной, так и групповой форме, в первую очередь,

направленная на знакомство и сплочение детей друг с другом и воспитателем.

Элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках,

пальчиковые игры. Утренний прием детей в группу, у нас традиция «обнимашки».

Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Зайка», «Мишка» и т.д., формируют

эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают

координацию движения, переключают внимание, удовлетворяет потребность

малышей в движении. Общность движений и игровых интересов усиливают

радостные переживания и эмоциональный подъем, такие игры, как «Детская

дискотека» слушание детских песен, музыкальное сопровождение с диско шаром,

благоприятно способствует хорошему настроению деток. Игровые ситуации,

максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни: «Мишка

заболел», «Кукла хочет спать» и т.д. создают доброжелательное отношение с

окружающими и сверстниками. Учат новым способам взаимодействия друг с

другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение

игровыми навыками, действий воображаемой ситуации, самостоятельности выбора

предмета заменителя. Релаксационные игры, которые помогают детям справиться с

напряженной и стрессовой ситуацией в период привыкания: дыхательные

гимнастики, способствуют мышечному и эмоциональному расслаблению.

Например: «Мыльные пузыри» - дети с удовольствием пускают мыльные пузыри

пытаются дотронуться до них и испытывают только положительные эмоции. Игры

с крупной и мелкой мозаикой, нанизывание шариков на шнур, соединение деталей

конструктора, с матрешками, с прищепками и др. монотонные движения руками и

сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и

способствуют творческому процессу. Успокаивающее и расслабляющее действие

вызывает арт-терапия, такая как пальцевая живопись – нетрадиционное рисование

создает атмосферу непринужденности эмоционально-положительного отношения к

действительности. Увлекательный процесс, который помогает забыть на какое то,

время о своих переживаниях. Музыкальные занятия и физкультурные:

звукоподражание, подпевание, слушание музыки, музицирование, развитие

движений – отличное средство психологической коррекции состояния ребенка в

желательном направлении развития. Игровые методы взаимодействия с ребенком:

игры-забавы, пальчиковый театр, мягкое пособие – вязанные игрушки,

мультфильмы – создают такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, о лучшее

лекарство от стресса – смех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...