Из опыта работы
учебно-методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хаджимухаметова Алия Джахберовна Воспитатель "МКОУ НОШ № 15» а. Чур, Туркменский район. Тема по самообразованию: « Формирование у ребёнка осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности »

Слайд 2

Вот уже на протяжении ряда лет я веду работу по теме: «Формирование у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности», что побудило выбрать эту актуальную тему? Ознакомившись с публикациями Интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег по данной теме, я сделала вывод о том, что, воспитание культуры здоровья позволяет сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Кроме того, одной из приоритетных задач в работе дошкольного учреждения в современных условиях является обеспечение благополучия и комфортного пребывания ребенка охрана жизни и здоровья, физическое и психическое развитие детей; формирование с раннего возраста основ здорового образа жизни укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.

Слайд 3

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог . Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений работы в детском саду является воспитание культуры здоровья у всех участников образовательного процесса. Почему? Необходимость становления культуры здорового образа жизни дошкольников обусловлена формированием мотивационной сферы детей (мотивации ЗОЖ), которая в старшем дошкольном возрасте приобретает осознанный познавательный характер. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Актуальность определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой - имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного процесса дошкольного учреждения.

Слайд 4

Для теоретического обоснования проблемы формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили трактовку некоторых понятий. Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Культура здорового образа жизни — совокупность знаний человека о своих генетических, физиологических и психологических возможностях, а также их практическая реализации с помощью методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять эти знания на окружающих. Формирование культуры ЗОЖ - целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов ДОУ и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия.

Слайд 5

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни отражен в психолого – педагогической литературе, в работах А.А. Бодалева , А.Л. Венгера , В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина , Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской , С.А.Козловой , Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой , И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности. Применительно к дошкольному образованию мы ставим своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др. На основе анализа психолого – педагогической литературы приобщение дошкольников к здоровому образу жизни можно представить в следующей последовательности : Знания практические умения основы культуры ЗОЖ .

Слайд 6

На основании всего вышесказанного я определила цель своей работы: Цель : « Формирование у ребёнка осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности » Задачи : Образовательные : 1.Формировать элементарные представления о здоровье (знание своего тела, польза специальных упражнений, забота о здоровье, не вредить своему организму); 2.Формировать практические умения и привычки по укреплению здоровья. 3.Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах валеологического просвещения, активизировать роль родителей в формировании навыков ЗОЖ. Воспитательные: 1.Воспитывать у детей мотивацию к здоровому образу жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями; 2.Воспитывать произвольные привычки ЗОЖ. Оздоровительные: 1.Повышать устойчивости организма и психики – закаливание к неблагоприятным воздействиям.

Слайд 7

П едагогическая идея опыта определяется повышением уровня культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста формирование индивидуального стиля здорового поведения формирование ответственности у родителей, в деле приобщения к здоровому образу жизни.

Слайд 8

Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов: 1 этап: аналитический Цель: изучение возможностей и потребностей группы. 2 этап: практический. Цель: введение формирующих навыков здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. 3 этап: обобщающий. Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме . На аналитическом этапе мы выявили первоначальный уровень сформированости культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста; изучили оценку отношения родителей к ЗОЖ посредством социального опроса родителей воспитанников. Результаты позволяют сделать вывод о том, что представления о здоровом образе жизни детей достаточно сформированы у 20% группы. Дети имеют полное представления о ЗОЖ, знают, как поддерживать свое здоровье в полном порядке и как сформировать у себя здоровый образ жизни. Кроме этого, имеют представления о правилах безопасности в быту. Культурно – гигиенические навыки сформированы полностью . У 40% воспитанников представления о ЗОЖ сформированы частично: понимают, что такое «здоровый образ жизни», но не все имеют представление, как сформировать его, понижен интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы . При выполнении отдельных культурно-гигиенических процессов обращаются за помощью к взрослым. Имеют отрывочные представления о правилах безопасности в быту.

Слайд 9

Так же в группе имеется часть детей, а это 40% , у которых представления о ЗОЖ не сформированы. Дети не уверены в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не могут правильно умываться, следить за своим внешним видом). Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь. Не имеют представлений о правилах безопасности в быту .

Слайд 10

Так же нами было проведено изучение уровня знаний родителей о здоровом образе жизни и сформированности здорового образа жизни в семьях детей. Нами было проведено анкетирование родителей воспитанников. Результаты показывают, что у родителей не достаточно сформировано представление о ЗОЖ, они не всегда учитываю все принципы формирования ЗОЖ, знают некоторые показатели физического развития своего ребенка. Родители вместе с ребенком иногда занимаются физической культурой, следят за правильным питанием и личной гигиеной, но не соблюдают распорядка дня. Формирование основ безопасного поведения проходит в форме запретов .

Слайд 11

Культура ЗОЖ оздоровительно-педагогическая деятельность физкультурно-оздоровительную деятельность в заимодействия с семьями воспитанников Просветительская деятельность Практическая деятельность д инамические паузы, пальчиковая гимнастика Весёлые движения Оздоровление Чудо-дыхание Расслабление

Слайд 12

Реализуя оздоровительно-педагогическое направление проводила целенаправленную работу с детьми по формированию у них четких представлений о ценностях здоровья. Содержание разделила на блоки, в них отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правилами личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях. Материал на эти темы предоставляется детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.

Слайд 13

Хотела бы отметить, что каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную деятельность и чтение ). В реализации физкультурно-оздоровительного направления я знакомила детей с правилами выполнения физических упражнений. Познакомила с разными видами закаливания, дыхательной, корригирующей гимнастики. Формировала устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Слайд 14

№ п/п Название раздела Содержание раздела Задачи раздела 1 «Весёлые движения» подражательные движения подвижные игры игровые упражнения 1.формировать двигательную активность ребёнка 2. приучать активно участвовать в подвижных играх и физических упражнениях 3. учить проявлять творчество в разнообразной двигательной деятельности. 2 «Оздоровление» самомассаж, оздоровительная гимнастика профилактика сколиоза профилактика плоскостопия 1.учить любить себя 2. воспитывать бережное отношение к своему телу 3.развивать гибкость тела, пластику движений 4.создавать положительный эмоциональный настрой. 3 «Чудо – дыхание» дыхательную гимнастику целебные звуки носовое дыхание 1.восстановление и формирование правильного дыхания 2.стимулировать деятельность диафрагмы 3.повысить эмоциональный тонус 5 «Расслабление» Психогимнастика гимнастика для глаз 1. Развивать мимику, пластику, воображение речевой аппарат . 2. научить детей навыкам саморегуляции и расслабления 3.профилактика глазных заболеваний. На данном слайде представлен план реализации физкультурно-оздоровительного направления. План работы по разделам отражён в циклограмме деятельности воспитательно-образовательной работы группы

Слайд 15

Мы выделяем 4 направления по взаимодействию с родителями по формированию культуры ЗОЖ: - Диагностическое: анкеты , опросы, которые проводятся в течение учебного года с целью выявления интересов, потребностей семьи и ребенка в детском саду, особенностей и проблем семейного воспитания. - Образовательное: и х цель – вовлечь родителей в оздоровительный процесс, воспитывать в своих детях привычку к ЗОЖ, довести до родителей рекомендации специалистов. С большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают образовательную деятельность и другие мероприятия с участием детей. Знакомятся с проведением комплекса оздоровительных мероприятий в ДОУ . В нетрадиционной обстановке проходят «Круглые столы». В занимательной форме педагоги и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их, обсуждают актуальные проблемы воспитания. - Информационное: в нашем детском саду оно представлено в виде «Уголков здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. Также готовятся фотовыставки, плакаты, в которых ведется пропаганда здорового образа жизни. - Интерактивное: Очень интересно проходят спортивные праздники с участием родителей: - «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», праздник , посвященный «Дню защиты детей, физкультурные досуги, «Зимние забавы».

Слайд 16

На 3- ем, обобщающем этапе, для того чтобы проанализировать свою работу по формированию культуры ЗОЖ, я провела диагностику, для этого использована диагностическая карта для детей дошкольного возраста в соответствии с критериями программы «От рождения до школы». Динамика формирования представлена в диаграмме.

Слайд 17

Анализируя данные можно сделать вывод о том, что произошли не только количественные, но также и качественные изменения: дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление о понятиях «здоровье», «болезнь», дети имеют высокий уровень представлений о составляющих здорового образа жизни: о правильном питании, пользе закаливания, о пользе утренней зарядки, необходимости соблюдения правил личной гигиены. Дети самостоятельно выполняют доступные гигиенические процедуры, что говорит о сформированных практических умениях по укреплению здоровья на основе полученных знаний. У детей выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Кроме того, дети имеют представления об опасностях, которые угрожают их жизни и здоровью в бытовых ситуациях. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в формировании культуры ЗОЖ дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей .

Слайд 18

Для успешного формирования культуры ЗОЖ детей дошкольного возраста необходимы следующие условия: Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием культуры ЗОЖ дошкольников; Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе накопления знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье. Интеграция задач воспитания культуры ЗОЖ в целостный педагогический процесс; Создание развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна .

Слайд 19

Результатами своей работы считаю то, что наши воспитанники: Имеют целостное представление об особенностях функционирования человеческого организма. Сформированы представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять пользу и вред употребляемых в пищу продуктов. Сформированы представления о составляющих здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и солнце, воздух, вода; Называют факторы, разрушающие здоровье; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроены на здоровый образ жизни; Имеют представление о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах .

Слайд 20

Расширены представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Соблюдают правила гигиены, опрятны, аккуратны, с радостью принимают участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. Способны выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности . Воспитанники активны и самостоятельны в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в быту, на дороге. Семьи принимают активное участие в формировании ЗОЖ у своего ребенка и семьи в целом. Родители знают различные показатели физического развития своего ребенка и способы укрепления здоровья детей.

Слайд 21

Поиск эффективных путей решения поставленных задач, обозначили проблему, каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Слайд 22

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....