Проект «Маленькие волшебники» с детьми раннего возраста с использованием арт – методик в рамках образовательной программы «Теремок»
проект (младшая группа)

Балаганская Ирина  Александровна

Использование арт - методик с детьми раннего возрата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_art-_metodiki_2021.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоселовский детский сад «Малышок» №11общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

Проект

«Маленькие волшебники»

 с детьми раннего возраста с использованием арт – методик в рамках образовательной программы «Теремок»

                                                              Воспитатели: Балаганская И. А.

                                                                                       Юрина Е. Л.

Новоселово 2021 – 2022гг.

Актуальность: Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем плане рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее. Однако взгляд на проблему творчества с точки зрения детской психологии заставляет уточнить это понимание. Л. С. Выготский писал, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для себя или для других. С этой точки зрения можно и нужно говорить  о творческих проявлениях даже в раннем детстве.Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Использование  арт- методик, предполагаемые программой «Теремок», помогают нам развивать творчество малышей с самого раннего возраста, их любознательность, интерес к предметному миру.

Проблема: Работая с детьми раннего возраста в адаптационный период, мы обратили внимание на то, что дети стеснительны, зажаты. У некоторых отсутствуетопыт  работы с пластилином, соленым тестом, пальчиковыми красками, а мелкая моторика рук слабо развита. В данном возрасте у детей не сформированы умения и  навыки рисования и лепки. Применяя  арт- методики в адаптационный период, мы заметили, что малыши проявляют интерес к художественному материалу во время совместной деятельности с педагогом .Дети пытались выразить задуманное в своих  работах, но из-за отсутствия умений и навыков в художественном творчестве они часто получались неузнаваемые, далекие от реальности.Поэтому, чтобы развить у детей художественно- творческие способности мы решили создать проект «Маленькие волшебники»с детьми раннего возраста по использованию  арт- методик в рамках образовательной программы «Теремок». Арт- методики позволяют, не только поддерживать эмоциональное состояние ребенка и развивать мелкую моторику, но и будут способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников.

Применяя арт- методики, мы помогаем детям насладиться самим процессом, а не результатом, создавая условия для формирования творческих проявлений у детей раннего возраста и их самостоятельности.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Тип проекта: долгосрочный (ноябрь 2021 – март 2022 гг.)

Участники проекта: дети раннего возраста (с 2 – 3 лет)

Цель: Создание условий для развития художественно- творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования арт- методик.

Задачи:

- формировать навыки работы с красками, пластилином, соленым тестом, водой и песком;

-поддерживать интерес к экспериментированию с художественным материалом;

-  развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук ;

- воспитывать у  детей  организованность и аккуратность, формировать навыки сотрудничества.

Арт-методика «Яркие следы»

дата проведения

занятия

задачи

04.11.2019

Занятие №1

Знакомство с краской, отпечатки ладошки (стр.33)

- создать условия для творческой деятельности детей и экспериментирования с красками

11.11.2019

Занятие №2

Знакомство с кисточкой (стр.34)

- обучать малышей приему рисования кисточкой

18.11.2019

Занятие №4

Рисуем по трафарету губкой.

- обучать детей приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов

25.11.2019

Занятие№5

Рисуем набрызгом и трубочкой.

- обучать детей приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов

Итоговая коллективная работа на ткани «Яркие шедевры»

- создать условия для творческой деятельности детей и экспериментирования с красками;

- формировать навыки сотрудничества

Арт – методика «Рисование на песке(манке)»

дата проведения

занятия

задачи

02.12.2019

Занятие №1

Игра – сюжет «Идет снег и насыпает сугробы»

- развивать эмоциональную отзывчивость у детей

09.12.2019

Занятие №2

Игра сюжет с игрушками «Грузовик едет на стройку, трактор набирает песок и грузит его в самосвал»

- развивать творческое воображение у ребенка

16.12.2019

Занятие №3

Игровые упражнения: растирание между ладонями; пересыпание из кулака в ладошку; просыпание сквозь пальцы, делая горку. Используем пальчиковые игры «Кулачок, кулачок», «Сею, сею посеваю…», «Наши пальчики».

- развивать мелкую моторику и активизировать словарный запас у детей

23.12.2019

Занятие №4

Рисование пальчиком, кулачком, ладонью правой и левой руки.

- развивать творчество детей

Арт – методика «Веселые мукосольки» тестопластика для малышей.

дата проведения

занятия

задачи

13.01.2020

Занятие №1

Знакомство детей с тестом, его компонентами (мука, соль, вода). Включение детей в замес теста, эксперименты с ним: отрывают и отрезают кусочки, сминают, сплющивают и раскатывают, ставят отпечатки пальчиками, ладошками, разными штампиками.

- познакомить детей с соленым тестом, как пластичным материалом, помочь выявить его свойства;

- развивать тактильные ощущения

20.01.2020

Занятие №2(стр.70)

Азбука лепки : формирование деталей; шар и валик; боб( огурчик); диск

- развивать восприятие, ассоциативное и наглядно – образное мышление, воображение малышей

27.01.2020

Занятие №3(стр.72)

Коллективная работа «Игрушки мукосольки»(картинки на тесте).

- инициировать мотивированное включение в совместную деятельность с взрослыми и другими детьми в процессе создания фигурок и рельефных «картинок» из соленого теста

Методика «Водный мир:  лепим, играем, растем» с применением плавающего пластилина.

дата проведения

занятия

задачи

03.02.2020

Занятие №1(стр.77)

Игровая ситуация «Камешки и рыбки»

- развивать глубину зрительного восприятия(на воде – под водой), ориентацию в пространстве, координацию движений(мелкой моторики рук, а также всего тела ребенка).

10.02.2020

Занятие №2(стр.78)

Игровая ситуация «Божьи коровки плавают на листике»

- укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавая атмосферу благополучия и гармонии.

17.02.2020

Занятие №3(стр.84)

«Красивый аквариум для рыбок»

- развивать у детей мышление средствами предметно – орудийной и художественно – игровой деятельности

Арт – методика многослойной лепки «Секреты миллефиори»

дата проведения

занятия

задачи

02.03.2020

Занятие №1

«Веселая гусеница»(базовые способы – смешивание «шарик», «бутерброд», «колбаска»

- развивать у ребенка художественный вкус и желание экспериментировать

16.03.2020

Занятие №2(стр. 94)

Игра «Цветик – семицветик»

- развивать у детей творческие способности, пространственное видение, мелкую моторику рук

23.03.2020

Занятие №3

«Мы милашки, куклы Неваляшки»

- научить детей координировать движения пальцев и кистей рук

30.03.2020

Занятие №4

«Фиалки в горшочке»

- сформировать  у детей умения и навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, сгибание, складывание

Результат: В результате используемых арт – методик  у детей повысился интереск художественному материалу ( краскам, пластилину, соленому тесту). Не боясь испачкаться, используют пальчиковые краски, стали брать в руки пластилин и соленое тесто. Тактильная связь с ними стала вызывать положительные эмоции, желание использовать их в свободной деятельности. При непосредственном контакте пальцев рук с художественными материалами дети познают его свойства (мягкость, вязкость, густоту). Игры с песком(манкой), пластилином, соленым тестом развили мелкую моторику детей, их действия стали более точными и уверенными.

При игровых упражнениях с красками  дети научились брать в руки ватные палочки и кисточки, промывать кисточку водой после использования одной краски. С интересом использовали дополнительный материал: губки, ватные диски, штампики, мятая бумага. Линии при рисовании у детей стали более уверенными, четкими.

При использовании пластилина и теста дети освоили базовые способы лепки (делали колбаски, столбики, лепешки, шарики). В играх с соленым тестом научились вырезать силуэтные фигурки с помощью формочек. К концу года малыши составляют барельефные картинки с простым сюжетом (домик, елочка).

Во всех арт- методиках присутствовали элементы экспериментирования с красками, водой, тестом, пластилином. На играх- занятиях ребенок приобретал  навыки использования художественных материалов, становился более ловким, учился самостоятельно добиваться успеха.

В условиях социального окружения и активного педагогического руководства у детей начинают развиваться качества личности: организованность и аккуратность, формируются навыки сотрудничества со взрослыми и детьми. К концу года стали появляться интересные коллективные работы.

В результате проведенного мониторинга у детей сформировалось положительное отношение к художественному материалу и работе с ним.

На начало года уровень сформированности составлял 10%, а концу года 60%

В результате проведенного мониторинга у детей сформировались навыки работы с красками, пластилином, соленым тестом.

На начало года уровень освоения красками составил 5%, а концу года 45%; пластилином и тестом 10%, конец года 62%

В результате проведенного мониторинга по формированию интереса к экспериментированию с художественным материалом составил 17% на начало года, 83% на конец года.(Приложение №1)

Используемая литература

        Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997.

        Арт- методики для развития малышей: методическое пособие  для реализации комплексной программы «Теремок» (от двух месяцев до трех лет)/ Под ред. И.А. Лыковой.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.

        Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций и специалистов системы дополнительного художественного образования. И.А. Лыкова.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.

  Приложение №1

Мониторинг освоения положительного отношения к художественному материалу

Ф.И. ребенка

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Использование художественного материала

Итоговый результат

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Оценка уровней овладения:  

1 балл- умение не сформировано;

2 балла –умение частично сформировано;

3 балла- умение сформировано.

Мониторинг освоения навыков работы с красками.

Ф.И.

ребенка

Умеет правильно держать кисточку

Рисует прямые, круговые линии

Использует дополнительный материал(губка, штампики, мятая бумага и т.д.)

Рисует пальчиковыми красками( пальчиком и ладошкой)

Итоговый результат

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Мониторинг освоения навыков работы с пластилином и соленым тестом

Ф.И. ребенка

Берет в руки пластилин, разминает

Вдавливает, вытягивает

Катает колбаску, шарик

Использует дополнительный материал(формочки для теста)

Итоговый результат

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Оценка уровней овладения:  

1 балл- умение не сформировано;

2 балла - умение  частично сформировано;

3 балла - умение сформировано.

Мониторинг по формированию интереса к экспериментированию с художественным материалом

Ф.И. ребенка

Проявляет исследовательский интерес

Способен наблюдать

Умеет делать простейшие выводы(зеленая краска окрасит воду в зеленый цвет)

Итоговый результат

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Оценка уровней овладения:  

1 балл- умение не сформировано;

2 балла - умение частично сформировано;

3 балла - умение сформировано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста (3-й год жизни) «Дикие звери. (По сказке «Теремок)»

Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, модели и моделированиеМатериалы и оборудование: фланелеграф, сказка «Теремок» для показа на фланелеграфе; картинки с реальным ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста (3-й год жизни) «Дикие звери. (По сказке «Теремок)»

Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми раннего возраста (3-й год жизни)«Дикие звери. (По сказке «Теремок)»...

Методика работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора

Статья посвящена методике работы с детьми раннего возраста с использованием детского фольклора...

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...

Проект «Маленькие волшебники» с детьми раннего возраста

Проект в рамках апробации образовательной программы "Теремок"...