Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»
консультация

Кобец Светлана Евгеньевна

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №11 «Матроскин»

городского округа Спасск-Дальний

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право.
Для формирования психологической стабильности ребенка пригодятся специальные центры настроения или уединения;
 центры эмоциональной разгрузки и «островки примирения», где ребенок может расслабиться и справиться с неприятными эмоциями, а затем снова продолжить играть в коллективе. Такие тематические зоны дают ребёнку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей, в том числе детей разного возраста, и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 
Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников
совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого создаются Центры уединения.
У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные центры или уголки, где малыш может побыть в одиночестве.
В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. Главная черта в этом возрасте – это открытость. Он не умеет скрывать своё отношение к окружающему миру.

Используемые методы и приёмы:

1. Метод наглядности (наблюдение) – благодаря этому методу ребёнок видит зависимость между предметами и явлениями, рассматривать предметы, фотографии.
2. Метод практический. После просмотра новой игры мы стараемся погрузить ребёнка в эту тему «Мишка косолапый…». Также входит – работа в паре; опыты; пальчиковые игры; строительные игры; фотовыставка.
3. Метод словесный – он представляет общение воспитателя и ребёнка, посредством рассказа, чтения художественной литературы, беседы. Рассказы помогают развить детское воображение. Чтение художественной литературы обогащает словарный запас детей, расширяет знания об окружающем мире.
4. Метод игровой – это проблемные игровые ситуации, игры путешествия, дидактические игры.
Для того, чтобы этот метод был эффективным сам воспитатель должен развиваться, читать не только методическую литературу, но и детскую современную литературу (говорить с ребёнком на одном языке).

Рекомендации по созданию:

1) Уголок уединения должен быть небольшого размера.
2) Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
3) На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.

4) Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).
5) Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.
6) Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.
7) Телефон.

8) Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани).
9) Калейдоскопы (неизбежно улучшают настроение). Созерцание любого «волшебства», отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.
10) Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).
11) Игрушки для снятия психического напряжения. 

Это могут быть: стаканчики для крика, бумага, которую можно порвать, подушка для битья, массажные игрушки. Массажные мячи (могут иметь самую разную форму, размеры). На больших мячах ребенок лежит, маленькие мячики сжимает, перекатывает в ладошках. Массажные кольца, которые выполнены их прочного материала. Их можно сворачивать в «восьмерку», только вот выполнять эти действия не так легко.
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Центр уединения
, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой. Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять
 его эмоциональной сфере. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в
 любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности образовательной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый день способствовал развитию познавательных интересов воспитанников, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.
В своей деятельности активно применяю современные педагогические технологии, информационные, здоровьесберегающие, игровые и проектно – исследовательные методы, которые позволяют формировать к детей творческие способности, развивать мышление.
Активно использую в своей работе такие возможности компьютера, как Интернет. Использую возможности компьютора для разработки дидактического и раздаточного материала. В процессе занятия стараюсь обеспечивать возникновения положительных эмоций по отношению к детям, к деятельности, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения; сочувствия, радости, гнева, удивления. Создание доброжелательной атмосферы на занятии так же повышает качество знаний. Таким образом, я вижу необходимость продолжения работы по совершенствованию методов обучения и воспитания, осуществлять инновационную деятельность, освоению новых образовательных технологий, активному распространению собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания детей, способных жить в современном обществе.
Моя работа направлена на создание условий для саморазвития ребёнка. В подготовке к занятиям стараюсь учитывать интересы и предпочтения детей, увидеть сильные и слабые стороны каждого воспитанника, планировать занятия. А провожу занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению информации. Часто произвожу смену деятельности, не позволяя детям утомляться, сопровождая её яркими картинками или звуками. Чтобы дети не уставали в середине занятия, провожу физкультминутку, использую пальчиковую гимнастику или игровые стишки с движениями. Формирую у детей эмоциональную стабильность, устойчивость. Занятия могут строится на творческой деятельности, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями.
Для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении активно применяю в своей работе современные педагогические технологии. Одной из важных своих задач я считаю развитие материальной базы группы, разработку и изготовление дидактического материала, раздаточного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности оформления уголков ИЗО деятельности в группах ДОУ»

Консультация для воспитателей«Особенности оформления уголков ИЗО деятельности в группах ДОУ»Составил воспитатель: Хавшабо Е.И..                    ...

Консультация для воспитателей тема: «Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада 2016 год»

Консультация для воспитателейтема: «Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада.»...

Консультация для воспитателей. Тема: «Социально – психологическое благополучие детей раннего возраста в ДОУ»

Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали — остается.                                ...

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей».

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие творческих способностей детей».

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.   Творчество детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, к...

Консультация для воспитателей: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития детей в изобразительной деятельности»

Косультация поможет воспитателям совершенствовать художественно-развивающую среду в ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе ДОУ"

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Все уголки развивающей среды в группе должны быть взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленно...