программа кружка "Малахитовая шкатулка"
рабочая программа (старшая группа)

Ефимова Наталья Васильевна

      Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malahitovaya_shkatulka.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Сказка»

Программа кружка

«Малахитовая шкатулка»

Информационная карта

1.  Учреждение: МБДОУ-Детский «Сказка»

2.  Название программы: «Малахитовая шкатулка»

По обучению детей элементарным приемам лепки, аппликации, конструирования.

3.  Ф.И.О., должность ведущего: Ефимова Наталья Васильевна, воспитатель

4.  Тип программы: художественно-эстетическая

5.  Вид программы: развивающая

6.  Направление деятельности: прикладное творчество, конструирование

7.  Продолжительность освоения программой:  2 года (1раз в неделю)

8.  Количество участников: 10-13чел.

9.  Возраст участников: 5-7 лет

10. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей, педагогов.

11. Форма организации: Групповая, индивидуальная, коллективная

12. Продолжительность занятий: старшая группа - 25мин., подготовительная - 30 мин.

Пояснительная записка

      Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

     Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

 

Принципы содержания программы:

  • Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
  • Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
  • Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
  • Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

 

Программа рассчитана на два года обучения с детьми старшей и подготовительной групп. (5-7 лет).

Занятия проводятся:

- с подгруппой детей (12 - 15 человек);

- 1 раз в неделю (вторник);

- в группе;

- длительность занятий 25-30 минут.

 

Формы занятий:

  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • коллективные занятия.

 

Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

 

Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская».

1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)

2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.

7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.

 

Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

- технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;

- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);

- правила композиционного построения изображений.

Дети умеют:

- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);

- использовать схемы при изготовлении поделок;

- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

- творчески подходить к выполнению задания;

- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

 

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:

  • Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
  • Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
  • Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
  • Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
  • Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

Перспективный план занятий.

1-й год обучения

Дата

Название

Цели

Худ. материал

1

Сентябрь

«Осеннее дерево», аппликация

Познакомить детей с техникой разрывания бумажного листа на кусочки

Цветная бумага, кисточка, клей, эскиз аппликации

2

«Гусеница», лепка

Учить делать объемные фигурки, используя различные приемы и способы

Пластилин, бисер, картонный лист, ножницы, дощечки, стека, бусинки

3

«Бабочка», лепка

Продолжать делать объемные фигурки, используя различные приемы и способы

Пластилин, бисер, картонный цветок, дощечки, стека, бусинки

4

Октябрь

«Перелетные птицы», аппликация

Углубить познания детей в области аппликации – композиция из сухих листьев

Сухие листья, клей, кисть, ножницы

5

«Морская звезда», контурная мозаика из бумаги

Продолжать знакомство с техникой разрывания бумажного листа на кусочки, рассказать о  свойствах бумажного листа

Контурное изображение, цветная бумага, клей, кисть

6

«Аквариум», коллективная  аппликация

Познакомить с  техникой объемной аппликации, путем скатывания бумаги в шарик, закреплять разрывание бумажного листа на кусочки,

Цветная бумага, кисточка, клей, эскиз аппликации

7

«Рыбка», аппликация из сухих листьев

Углубить познания детей в области аппликации – композиция из сухих листьев

Сухие листья, клей, кисть, ножницы

8

Ноябрь

«Клумба с цветами», нетрадиционное рисование

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования

Трафареты цветов, клей, крупа

9

«Заяц», оригами

Учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры

Квадрат цветной бумаги, фломастеры

10

«Птицы», оригами

Учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры

Квадрат цветной бумаги, фломастеры, клей, кисть

11

«Львенок», аппликация из природного материала

Развивать умение создавать из семян изображение

Семена клена или ясеня, клей, кисть

12

Декабрь

«Блюдо с фруктами» рисование пластилином

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования

Эскиз рисунка, пластилин, стека, дощечки

13

«Гирлянда», конструирование из цветной бумаги

Учить из полос цветной бумаги собирать гирлянду

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть

14

«Елочный шар», конструирование из цветной бумаги

Учить из полос цветной бумаги собирать шар

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть

15

«Новогодний костюм», моделирование из целлофана

Познакомить со свойствами целлофана, учить завязывать полоски узелками, моделируя костюм

Целлофан

16

Январь

«Снеговик», нетрадиционное рисование

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования

Цветной лист картона, клей, крупа

17

«Кошки», оригами

Продолжать учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры, составлять объект из нескольких частей

Квадраты цветной бумаги, фломастеры, клей, кисть

18

«Рыбка», конструирование из цветной бумаги

Учить из полос цветной бумаги собирать шар, добавлять отдельными деталями для получения объекта

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть

19

«Рамочка для картины», рисование макаронами

( ракушки)

Познакомить с  нетрадиционной техникой рисования, развивать воображение

Цветной картон, клей  макароны (ракушки)

20

Февраль

«Собаки», оригами

Продолжать учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры, составлять объект из нескольких частей

Квадраты цветной бумаги, фломастеры, клей, кисть

21

«Мышарик», лепка

Продолжать делать объемные фигурки, используя различные приемы и способы

Пластилин, бисер, дощечки, стека, бусинки

22

«Самолет», аппликация из геометрических фигур

Познакомить с терминами деталей самолета с подробным объяснением, учить составлять композицию из треугольников

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

23

«Чебурашка», аппликация

 Учить составлять композицию из кругов

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

24

Март

«Цветы», оригами

Продолжать учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры

Квадрат цветной бумаги

25

«Черепаха», аппликация ватными тампонами

Познакомить с приемами аппликации из различных материалов

Ватные тампоны, ножницы, цветная бумага, клей, кисть

26

«Пальма», аппликация из геометрических форм

Продолжать учить составлять композицию из треугольников

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

27

«Слон», лепка

Продолжать делать объемные фигурки, используя различные приемы и способы

Пластилин, бисер (бусинки), дощечки, стека,

28

Апрель

«Корабли», оригами

Продолжать учить путем складывания листа бумаги  делать различные объекты

Квадрат цветной бумаги

29

«Солнечный зайчик», рисование пластилином

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования

Эскиз рисунка, пластилин, стека, дощечки

30

«Поляна с цветами», коллективная работа

Учить пришивать пуговицы, используя трафареты цветов

Трафареты цветов из бумаги, пуговицы разных цветов, ножницы, нитки, иголка, материя

31

«Маленькая стрекоза», контурная мозаика из бумаги

Продолжать знакомство с мозаичной аппликацией готовыми геометрическими формами

Контурное изображение, мелкие геометрические формы из цветной бумаги, клей, кисть

32

Май

«Поляна с цветами», конструирование

Учить делать объемные цветы из бумаги

Трафареты, цветная бумага, клей, ножницы

33

«Поляна с цветами», конструирование

Учить составлять из объемных цветов композицию

Готовые цветы из бумаги, клей

Перспективный план занятий.

2-ой год обучения

Дата

Название

Цели

Худ. материал

1

Сентябрь

«Подсолнухи», нетрадиционное рисование

Познакомить детей с формой нетрадиционного рисования – рисование пальчиками

Гуашь, кисть, альбомные листы

2

«Грибочки, которые я видел», аппликация

Учить делать объемную аппликацию, путем скатывания бумаги в шарики

Цветная бумага, клей, кисть

3

«Что можно сделать из одной полоски»,конструирование

Учить конструировать из полоски цветной бумаги

Ножницы, клей, цветная бумага

4

Октябрь

«Сказки про краски», рисование

Учить детей путем смешивания красок получать новые цвета

Гуашевые краски, кисть альбомный лист

5

«Птички клюют ягодки на веточке», оригами, коллективная композиция

Продолжать учить путем складывания листа бумаги составлять ветку рябины

Цветная бумага, клей, ножницы

6

«Снегирь», оригами, коллективная композиция

Продолжать учить из листа бумаги складывать птицу

Цветная бумага, клей, ножницы

7

«Корона из крестиков», конструирование из полосок цветной бумаги

Продолжать учить из полосок бумаги получать различные предметы

Цветная бумага, клей, ножницы

8

Ноябрь

«Ягодки и яблоки на тарелке», нетрадиционное рисование

Познакомить с натюрмортом, продолжить знакомство с техникой разрывания бумажного листа на кусочки

Цветная бумага, клей, кисть

9

«Золотая осень», аппликация из сухих листьев

Учить составлять аппликацию из сухих листьев, делая композицию осеннего леса

Сухие листья, клей, кисть

10

«Лисичка», оригами

Учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры

Квадрат цветной бумаги, фломастеры, клей, кисть

11

«Осеннее дерево» нетрадиционное рисование

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования

Альбомный лист, гуашь, кисть

12

Декабрь

«Ежик»,

оригами

Учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры

Квадрат цветной бумаги, фломастеры

13

«Елочные шары», конструирование из цветной бумаги

Учить из полос цветной бумаги делать шары

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть

14

«Следы на белом», нетрадиционное рисование

Продолжать учить делать оттиск различными предметами

Альбомный лист, оттиски, гуашь, кисть

15

«Еловая ветка», аппликация

Продолжать  учить из полосок бумаги, наклеивая петли в определенной последовательности, получать различное изображение

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

16

Январь

«Заяц», конструирование

Учить из полос цветной бумаги делать животных

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть

17

«Снеговик», оригами

Продолжать учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры, составлять объект из нескольких частей

Квадраты цветной бумаги, фломастеры, клей, кисть

18

«Рыбка», конструирование из цветной бумаги

Учить из полос цветной бумаги собирать шар, добавлять отдельными деталями для получения объекта

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть

19

«Рыбка», нетрадиционное рисование

Познакомить с новым способом рисования – ватными палочками. Учить заполнять краской объем, подбирая цвета

Шаблон, краски, ватные палочки, вода

20

Февраль

«Рамочка для картины», оригами

Учить путем складывания листа бумаги получать рамку

Квадрат цветной бумаги

21

«Собака»,

лепка

Продолжать делать объемные фигурки, используя различные приемы и способы

Пластилин, бисер, дощечки, стека, бусинки

22

«Снеговик и елка», конструирование

Учить из полос цветной бумаги собирать шары разной величины, дополнять композицию деревьями

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

23

«Снеговик и елка», конструирование

Учить из полос цветной бумаги собирать шары разной величины, дополнять композицию деревьями

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

24

Март

«Цветы», оригами, аппликация

Продолжать учить путем складывания листа бумаги  делать различные фигуры, располагать их на листе бумаги

Квадрат цветной бумаги, цветной картон

25

«Бабочки», нетрадиционное рисование

Познакомить с техникой печатания растениями, продолжать учить составлять незатейливые композиции

Сухие листья, кисть, вода, гуашь, альбомный лист

26

«Солнышки и лучики», аппликация

Продолжать учить составлять композицию из вырезанных форм

Цветная бумага, клей, кисть, ножницы

27

«Кошарик», лепка

Продолжать делать объемные фигурки, используя различные приемы и способы

Пластилин, бисер (бусинки), дощечки, стека,

28

Апрель

«Букет», нетрадиционное рисование

Продолжать знакомить с техникой печатания растениями, учить составлять незатейливые композиции

Сухие листья, кисть, вода, гуашь, альбомный лист

29

«Ежик на прогулке», рисование пластилином

Познакомить с техникой рисования пластилином, учить смешивать цвета, использовать различные оттенки

Эскиз рисунка, пластилин, стека, дощечки

30

«Ежик на прогулке», рисование пластилином

Продолжить знакомство с техникой рисования пластилином, учить смешивать цвета, использовать различные оттенки

Эскиз рисунка, пластилин, стека, дощечки

31

«Петушок», конструирование

Учить из половины круга делать конус, дополнять его деталями до нужного изображения

Половина круга из цветной бумаги, полосы из цветной бумаги, клей, кисть

32

Май

«Василек»,

оригами

Продолжать учить из нескольких квадратов цветной бумаги получать различные изображения

Квадраты цветной бумаги, кисть, клей, цветные карандаши

33

«Как я люблю одуванчики», нетрадиционное рисование

Продолжать учить рисовать цветы различными способами

Альбомный лист, салфетки, краски клей, кисти, вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Презентация программы кружка "Театральная шкатулка"

Программа театрального кружка в старшей и подготовительной группе на 2016\2017 учебный год....

Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная шкатулка"

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности....

Рабочая программа дополнительного образования "Музыкальная шкатулка"

Рабочая программа дополнительного образования "Музыкальная шкатулка" направлена на развитие познавательного интереса, как первой ступеньки к дальнейшему обучению в школе.Цель программы:Форми...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

РАБОЧАЯ ПЛАН - ПРОГРАММА «Шкатулка творчества» (для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет мног...