Проект "Новогодняя игрушка" для детей средней группы
проект (средняя группа)

Познавательно-творческий проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novogodnyaya_igrushka.docx73.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Актуальность: Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Украшение елки, группы к Новому году –это обязательная традиция для создания атмосферы праздника, волшебства, в которое так хочется верить под Новый год. Как и чем украсить елку к Новому году? В преддверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. Ответить на этот вопрос поможет проект « Новогодняя игрушка» В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками? Что будет особенного в ней?». Совместная творческая деятельность родителей и детей способствует развитию у них таких качеств, как забота, внимание, умение трудиться, доводить начатое дело до конца, а так же положительные эмоции совместного процесса, и это очень важно для ребенка! 

Проблема: папа  Матвея принес в группу  елку, возникла  проблема, чем украсить ёлку.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники: дети, воспитатели, родители группы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный

( с 13 – 25  декабря)

Цель: повысить интерес к истории новогодней игрушке, формировать интерес к изготовлению игрушек для украшения елки, создать радостное настроение в предверии Нового года.


Задачи проекта:

-познакомить детей с историей возникновения ёлочной игрушки, с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю ёлку;
-развитие умений и навыков в продуктивных видах деятельности;
-развитие фантазии, воображения, творческих способностей у детей;

-способствовать развитию речевой активности, связной речи, пополнению словарного запаса;

-воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду

- способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Продукт проекта: поделки своими руками «Елочная игрушка»

Предполагаемые результаты:
-развитие познавательного интереса ребенка к культуре новогоднего праздника, его традициям;
-развитие интереса ребенка к художественному творчеству(дети научатся с  помощью  взрослого изготавливать игрушки в разных техниках с использованием разнообразного материала (пластилин, вата, ткань, шерсть, бумага, папье-маше, пуговицы, блестки и др).
- дети и родители получат положительные эмоции от совместной  деятельности.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

- поставить  проблему  перед  детьми;

- довести  до  родителей  важность  данной проблемы;

- составить  план  совместной  работы  детей  и  родителей;

- подбор  наглядно- иллюстрационного  материала  для  бесед,  игр,  занятий;

-подбор демонстрационного материала(разнообразных елочных игрушек)по теме проекта;

-  подбор  консультаций  для  родителей;

-  привлечь  родителей к  более  тесному сотрудничеству  к  проектной  деятельности.

II. Основной этап.

Работа с детьми:

Познание: НОД «История новогодней игрушки», (Приложение№1),
просмотр мультфильма «Когда зажигаются ёлки»

Развитие речи: беседа: «Как и чем мы украшаем ёлку дома», составление описательных рассказов об новогодних игрушках , заучивание  стихотворений  о  Новом  годе.

Чтение  художественной  литературы: Е. Ракитина «Приключения новогодних игрушек», В. Степанов «Новогодняя азбука»

 Дидактические игры: «Угадай, что опишу», «Назови ласково», , «4 лишний», «Наряди ёлочку», «Что изменилось», «Игрушки разбились».

Рисование: «Наша  нарядная  елка», «Новогодние игрушки».
Аппликация: «Бусы  на  елку»
Безопасность: беседа  с  детьми «Осторожно, ёлка!»
Подвижные игры: «Снежинки  и  ветер », «Снег  идет».

Пальчиковая  гимнастика: «Мы во  двор  идем  гулять»,  «Новогодние  подарки».

Работа с родителями:
Консультация для родителей «История новогодней игрушки» (Приложение №2)

Консультация  для  родителей  «Безопасный  новый год» (Приложение №3)

III. Заключительный этап.

Подведение итогов проекта:
Выставка совместно-творческой деятельности  детей  и  их  родителей поделка «Новогодняя игрушка»(украшение игрушками групповой елочки)

                                                                                                 

                                                                                                               

                                                                                                                  Приложение №1.

                                                     Конспект НОД

                                  по познавательному развитию

                                     «История новогодней игрушки»

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с историей новогоднего праздника;

историей появления елочных игрушек, технологией производства современных елочных игрушек

Воспитательные:

воспитывать интерес к традициям празднования Нового года

воспитывать бережное отношение к новогодним украшениям.

Материалы и оборудование:   новогодние игрушки, мешок для новогодних игрушек.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, чей-то мешок на кукольном столике?

(Деда Мороза.)

Воспитатель: Интересно, что в мешке?  (воспитатель достает снежинки) Ребята, снежинки не простые они с загадками. Может мы с вами ,  отгадаем загадки? Слушайте внимательно.

Неожиданно метели,
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
(Зима)

Воспитатель: Ребята, какой праздник бывает зимой? (Новый год)

Шапка снега на горе,
Все деревья в серебре,
На пруду сверкает лёд,
Наступает …
(Новый год)

Расскажите, как вы готовитесь к встрече Нового года (рассказы детей о новогодних традициях в семье)

 Пальчиковая игра: «На ёлке»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу).

Дал большущие пакеты,

В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши).

Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого).

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

 Воспитатель: ( рассказ воспитателя о возникновения праздника) Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно!

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. А в древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

 И вот много, много лет назад по указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как в других странах.  Царь Пётр І велел всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником. И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.

С тех пор новогодний праздник трудно представить без салютов и ёлки. Ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год. Поэтому этот праздник принято отмечать ночью.

(Воспитатель берет вторую снежинку и загадывает загадку)

Хоть не шишки, не иголки,

А висят на ветках елки?

 (Елочные игрушки)

Воспитатель: Здесь ещё что-то есть. Давайте посмотрим, что там (достаёт ёлочные игрушки.)

Воспитатель: Какие  разные и  интересные игрушки(рассматривание игрушек)

Воспитатель: Интересно, из какого материала сделаны игрушки?

Воспитатель: Вот мы с вами узнали, какие материалы использовались при изготовлении ёлочных игрушек. Ребята, а как вы думаете,  всегда ли были такие игрушки. Очень-очень давно  люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлку по-прежнему украшают елочными игрушками.

Рассказ воспитателя: Однажды,  один мастер-стеклодув  из германского города Лауш, решил  нарядить для своих детей елку. Но он был очень беден. Денег на фрукты и сладости не хватало, ведь тогда ёлку наряжали фруктами и сладостями.  И тогда он сделал яблоки, лимоны, пряники и орехи из стекла. Игрушки получились настолько красивые, что о них пошла молва. И вскоре уже  жители всей Германии стали заказывать себе стеклянные украшения на ёлку.

С этого момента наряжать елку стеклянными игрушками стало очень модно.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю посмотреть фильм о том, как в наше время производят елочные игрушки (Просмотр видеофильма «Волшебники елочной игрушки»).

Воспитатель: Ребята, давайте украсим нашу елочку игрушками.

Воспитатель проводит словесную игру (стихи Е. Благининой):

Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,
Скоро праздник… 
(Новый год).

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… 
(елки).

Ветви слабо шелестят Бусы яркие… (горят).
И качаются игрушки – Флаги, звездочки… 
(хлопушки).

Воспитатель: Ребята, скоро ведь будет веселый праздник, как он называется?

Дети: «Новый год!»

Воспитатель: Ребята, чем мы украшаем дом на Новый год? (Ёлкой) Правильно, конечно, ну, какой же Новый год без ёлки?

Воспитатель: Вот и елка появилась здесь не случайно, но мне кажется, что ей чего-то не хватает.

Дети: Игрушек, украшений.

Воспитатель: Конечно, нам нужно украсить елку к празднику.

Воспитатель: Ребята, а кто это за ёлочкой стоит? «выходит» снеговик-игрушка)

Снеговик: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Здравствуй снеговик.

Снеговик: Я пришел к вам из сказочного леса, за помощью. У нас в лесу стоит красивая елочка, но мы не знаем, как украшать её, а мне и лесным жителям очень хочется украсить на праздник ёлочку.

Воспитатель: Не расстраивайся снеговик мы с ребятами поможем вам.

Снеговик: А, как выглядят эти игрушки?

Уложены, укутаны,

Под ватой белоснежной,

Считая дни - минутами,

Спят тихо, безмятежно

Стеклянные создания -

Царевны и лягушки,

А в них - воспоминания

Зарылись, как в подушки.

Но раз в году заветная

Шкатулка открывается,

И тайна разноцветная

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка:

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)


Шишечки, иголочки.

(кулачки, указательные пальчики выставлены)


Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)


Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)


Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на стол

                                                                                                                 Приложение  № 2

                             Консультация для родителей

         «История возникновения елочной игрушки»

Ёлочные игрушки – один из самых важных атрибутов Нового года. Ни один человек не представляет себе этот праздник без елки, украшенной этими яркими игрушками, переливающимися в свете гирлянды. Елочные игрушки – это шары, фигурки и другие украшения, которыми наряжают новогоднюю ёлку, а также интерьер помещения к празднику Рождества и Нового года.

История появления елочных игрушек уходит своими корнями глубоко в историю. Уже в конце Средневековья жители Европы стали украшать свои дома к Новому году. А конкретнее, этот обычай распространился по всему миру именно из Германии, где в 1513 году богослов Мартин Лютер украсил свою елку свечами, а на макушку повесил звезду. Сначала в качестве украшений использовались яблоки, фрукты, сладости, свечи и т.д. Постепенно съедобные украшения были заменены на поделки из фольги, бумаги, ваты.

Горящие свечи напоминали людям о сути жертвенности Христа, а звезду вешали в память о Вифлеемской звезде, указавшей дорогу к пещере, где родился Иисус Христос. Также среди украшений на елке всегда были яблоки, олицетворяющие "запретный плод" и разные фигурки из вафель и пряников, как прообраз пресных хлебцев для ритуала причастия.

Так, до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. А уже во второй половине XVIII века елки становятся более нарядными: используются позолоченные еловые шишки, бумажные цветы и фигурки из латуни в виде ангелов. Чуть позже в обиход вошли игрушки из воска, ваты, картоны и стекла. В 1848 году в городе Лауш были изготовлены первые елочные шары из цветного и прозрачного стекла, а сверху они покрывались слоем блесток. А в 1867 году в том же Лауше был открыт газовый завод, где под высокой температурой стеклодувы изготавливали елочные шары разных размеров. Тогда стали производить не только привычные всем шары, но и различные фигурки животных, птиц, рыбок, Санта-Клауса и ангелов. Они раскрашивались серебряной и золотой пылью.

В России обычай украшать елку ввел Петр I. Именно он издал указ отмечать Новый год, как в Европе. Но после его смерти указ стали игнорировать и самым главным символом этого праздника елка стала лишь веком позже. Первые елочные игрушки стали делать на заводе в Клину в период Первой мировой войны. Именно тогда пленные немцы научили стеклодувов делать шары и бусы из стекла. По сей день, Клин – единственное место, где производят стеклянные елочные бусы.

В СССР было время, когда елка и елочные игрушки были под строжайшим запретом. После 10-летнего перерыва в СССР возобновилось празднование Нового года, наступила новая эра новогодних игрушек. В моду вошли шарики с изображениям серпа и молота, выпустили первые стеклянные шары с изображениями членов политбюро и портретами вождей пролетариата. Особенно популярны были самовары. Возродилась ватная игрушка - стали делать Дедов Морозов из ваты. Появились стеклярусные бусы и фигурки из папье-маше. Тогда же, в XX веке стали популярными различные гирлянды и мишура.

Елочные игрушки поражают своим разнообразием. Это могут быть классические стеклянные шары, фигурки из стекла и пластика, ватные, деревянные и проволочные игрушки. Елочными игрушками украшают елку за несколько дней до нового года. Такие игрушки могут использоваться для украшения внутреннего интерьера помещения. Существуют также елочные игрушки маленького размера для небольших елочек, такими игрушками (пластиковыми, деревянными или ватными) может наряжать елку даже ребенок.

Огромный плюс небьющихся игрушек в самом названии. Их изготавливают из пластика, который при ударе не разбивается и, тем самым, нет риска получения травмы. Еще одним плюсом игрушек из пластика является их легкость. За счет этого они очень редко отсоединяются от креплений и падают с елки. Однако украшения из стекла выглядят намного лучше и красивее пластиковых. Блики от этих игрушек намного ярче и эффектнее смотрятся на елке. Большим минусом является то, что их легко разбить. Стекло у игрушек очень тонкое и хрупкое и если игрушка упадет с елки, то с большой вероятностью разобьется.

В различных городах России можно увидеть выставки, посвященные елочным украшениям. Например, в музее-заповеднике в Великом Устюге действует постоянная экспозиция «Новогодние и рождественские игрушки», а в московском музее Тимирязева к столетию песни «В лесу родилась елочка» прошла выставка, где было показано, как лесную красавицу наряжали в разные времена. Выставки проходят не только в России, но и за рубежом. В конце января во Франкфурте-на-Майне проходит выставка «Рождественский мир». Более 1000 участников представляют там свои разработки украшений (в том числе елочных). 

Эта традиционная выставка проходит с 1996 года и во многом определяет модные тенденции следующего новогодне-рождественского сезона. И сейчас за считанные дни до Нового года в каждой семье наряжают елку. И дети верят, что каждая елочная игрушка – это символ волшебства, в которое так хочется верить всем нам. Елочные игрушки производят тысячи компаний по всему миру. Сейчас перед новым годом в магазинах можно найти любые елочные игрушки самых разных цветов и размеров.

                                                                                                                 

                                                                                                                   Приложение №3

             Консультация для родителей "Безопасный Новый год"

Новый год — это удивительное время, когда сбываются желания и случаются чудеса. Главное, сделать так, чтобы для ваших детей чары не рассеялись от совсем не праздничных проблем. А потому продумайте, как устроить безопасный Новый год!

В праздничной круговерти порой довольно трудно помнить о всевозможных «мелочах». Но на то мы и взрослые, чтобы думать о важных вещах. Это касается безопасности детей во время долгих новогодних каникул.

Родителям стоит завести в себе внутреннего полицейского, который всегда будет напоминать о необходимости быть настороже.

Не забывайте, что есть общие правила, которые пригодятся всегда: основы противопожарной защиты никто не отменял.

Вы, безусловно, многое знаете по этому поводу. Но никогда нелишне узнать нечто новое, а еще важнее, упорядочить известную вам информацию и создать несколько алгоритмов для каждой конкретной ситуации.

Безопасная елка.

Ну, какой праздник без елки? Никакого! Кто-то не мыслит Нового года без настоящего деревца, а кому-то достаточно и пушистого искусственного заменителя. Но и в одном, и в другом случае важно качество.

Обе покупайте в специально отведенных местах. Постарайтесь получить максимум информации относительно источника поступления (или производителя) красавиц.

Искусственную елку проверьте на противопожарную безопасность. Попросите  разрешения  преподнести  зажигалку к веточкам, Потеребите веточки (они не должны осыпаться, понюхайте, любой неприятный синтетический запах — плохой знак). Если вас не отогнали от товара, есть надежда, что елка неподдельная. Кроме того, вам должны предъявить заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Не ставьте елку возле источника открытого огня (камин, обогреватель). Закрепите ее (особенно, если в доме есть маленькие дети или животные).

Украшения для ёлки. Противопожарная безопасность.

Игрушки, гирлянды, мишура … Украшения должны иметь документацию, которая свидетельствует, что продукция изготовлена из экологических материалов. К ним в нашей стране такие же требования, как и для детских игрушек. Поэтому смело требуйте документы, которые это подтверждают.

О гирляндах особый разговор. Они должны иметь сертификаты качества. Обратите внимание, на какую фирму выдан документ. Кроме того, в нем должна быть ссылка на пожарный сертификат.

Обязательно проверяйте, нет ли оголенных проводов, любых повреждений на изделии или на упаковке.

Никогда не вешайте на елку самодельные гирлянды.

Если дети маленькие, лучше обойтись игрушками, которые не бьются.Хочу такой сайт

Надеемся, что вы понимаете, что свечи - не украшение. Но почему бы еще раз не напомнить? Даже свечи на новогоднем столе, который будет стоять недалеко от легковоспламеняющейся ёлки, не очень удачное решение.

Правильное использование пиротехнических средств.

В помещении можете побаловаться только бенгальскими огнями и хлопушками. Все остальное — на улице, после детального изучения инструкции.

И главные пункты безопасности:

• Не носите петарды в карманах!

• Не бросайте под ноги!

• Не запускайте фейерверки при сильном ветру.

• Оцените место, с которого будете запускать «огненные шары». Ничего не должно мешать, им вылетать ввысь (деревья, линии электропередач).

• Не направляйте на людей.

• Не используйте те изделия, которые не сработали в первый раз.

• Когда зажигаете фитиль, не наклоняйтесь над коробкой.

• После зажигания, отойдите на указанную в инструкции расстояние.

На самом деле, очень многое зависит от вашего внутреннего ощущения. Праздник должен быть праздником для всех. Главное, продумать все так, чтобы Новый год был приятным и безопасным для всех.

Счастливого Нового года!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Конспект ООД  для детей средней группыТема:  «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...