Развивающая предметно- пространственная среда
методическая разработка

Григорьева Наталья Викторовна

Как создать пространство для детейЮ чтобы им было интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_doshkolnika-_pervyy_opyt_2022_god_kopiya.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

На тему:

«Создание образовательной среды для развития современных дошкольников»

Автор: Григорьева Наталья Викторовна,

воспитатель ГБОУ школа «Дмитровский»

Содержание

Актуальность проблемы…………………………………………………………….3

Содержание методической разработки…………………………………………….5

Методические рекомендации……………………………………………………...12

Список литературы…………………………………………………………………14

Приложения…………………………………………………………………………15

Ребенку для его нормального развития

 необходимо жить в трех предметных пространствах:

 сомасштабном действиям его рук,

сомасштабном его росту

 и сомаштабном предметному миру взрослых.

Искусствовед Г.Н. Любимова

Актуальность

Методическая разработка используется   в работе с детьми 3– 7 лет. Проблема проектирования развивающей предметно - пространственной среды в образовательной организации стоит особо актуально.  Внедрение стандарта реализации основной образовательной программы дошкольного образования в работу образовательных организации города Москвы, предусматривает  изменения подхода к образовательному процессу, использование современных интерактивных средств, форм и методов обучения и воспитания через создание образовательной среды и модернизации образовательного пространства.  Для индивидуализации педагогического процесса, перехода на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми, включения в образовательный процесс родителей и законных дошкольников необходимо создать условия.

            Образовательная среда – это комплекс условий, которые обеспечивают всестороннее развитие ребенка и оказывают влияние на результаты образовательного процесса.   Одним из таких условий является развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда -  это система эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможность развития любой детской деятельности и предусматривающая требования к ней, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

   На этапе завершения дошкольного уровня образования результатом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры. К окончанию дошкольного возраста   ребенок должен обладать любознательностью и инициативностью, способностью проявлять длительный и устойчивый интерес к деятельности, направленной на выяснение строения и назначения предмета. Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Но самое главное – она должна развивать самостоятельность и инициативность ребёнка.

Серьёзные требования к развивающей предметно-пространственной среде предъявляет ФГОС ДО.  Одной из главных задач обучения детей дошкольного возраста является развитие познавательной активности. Познавательная деятельность заключается не только в обучении дошкольника, но и в правильном взаимодействии педагога с ребенком. В грамотно спроектированной образовательной среде, педагог имеет возможность оказывать ребенку недирективную помощь, создавать условия для принятия детьми самостоятельных решений, непосредственно корректировать образовательные дефициты, развивать предпосылки функциональной грамотности. Образовательная среда, создаваемая детьми и их законными представителями, педагогическим коллективом позволяет привлечь родителей к участию в образовательном процессе, создает благоприятную эмоциональную среду для обучения и развития, раскрывает индивидуальные особенности каждого участника.

Содержание методической разработки

Дошкольное образование является частью непрерывного образования. Его качество определяется различными условиями, одним из которых является среда. При создании образовательной среды педагоги должны учитывать определенные критерии.

Образовательная среда в дошкольных группах должна:

• привлекать ребенка своим разнообразием.

• отвечать его интересам и познавательным запросам,

• снимать эмоциональное напряжение,

• помогать ребенку самостоятельно познавать окружающий мир,

• давать возможность индивидуально заниматься всеми видами детской деятельности,

• давать возможность заниматься самостоятельной деятельностью.

Образовательная среда должна обеспечивать:

- Условия для проявления детской инициативности

- Условия для максимальной реализации образовательного потенциала.

- Условия для реализации различных видов образовательных программ (основную образовательную программу (ООП), адаптивную образовательную программу (АОП) для детей с ОВЗ)

- Условия для взаимодействия старших детей со младшими (протовзрослые роли)

Развивающая предметно - пространственная   среда, влияет на развитие всех видов   детской активности  и  является  основой для развития инициативности, индивидуальности и познавательной активности.   Для того что бы деятельность детей приобрела осмысленный характер, а взаимодействие с окружающими предметами   развивали все виды детской деятельности   должны   созданы   необходимые   развития интеллектуально-познавательной активности. Для того чтобы образовательная среда стала развивающей, важно сделать ее современной.

Во-первых: современная образовательная среда сможет, удовлетворить потребности ребенка в познании, во-вторых стимулирует у дошкольника стремление к получению новых знаний, позволяет без принуждения сформировать представление об окружающей действительности. В такой среде ребенок учится критически мыслить, самостоятельно рефлексировать, делать  выводы и обобщения.. Важно, при проектировании образовательного пространства отобразить, содержание педагогических задач с учетом календарно- тематического планирования. В современной образовательной среде пространство создается таким образом, чтобы у детей было максимально увеличено свободное пространство, дети имели возможность целеноправленно взаимодействовать с предметным миром, самостоятельно изучать предмет, основываясь на прошлом социальном опыте, а также собираться в немногочисленные группы для создания малых групп интересующей направленности. Для того, чтобы непринуждённо влиять на педагогический процесс, помогать ребенку проявить индивидуальность, самостоятельность, инициативность, а также мотивировать его, важно спроектировать помещение дошкольных групп с учетом интересов детей и их родителей.  

         Задача педагога оказывать недирективную помощь ребенку, раскрыть свойственные ребенку качества личности, ориентируясь на интересы дошкольников. Поэтому, для саморазвития личности ребенка педагог ставит перед собой следующие задачи:

- наполнять развивающую предметно-пространственную среду современным   содержанием;

- продуктивно использовать ресурсы образовательной организации,

- взаимодействовать с семьями воспитанников

Проектирование образовательной среды является средством, осуществления педагогического процесса. Так как,  образовательная среда – это совокупность педагогических условий способствующие развитию взаимодействий между участниками процесса, а развивающая предметно пространственная среда – это организованное пространство оснащенное материалами и предметами для разнообразного использования в разных видах деятельности, то включение в среду дошкольной группы  разнообразных игр, авторских пособий, оборудования изготовленного совместно с детьми, родителями,  с использованием ресурсов образовательной  организации помогут решить большое количество  педагогических задач, окажут мотивационное влияние на познавательную активность дошкольника, послужат формой преемственности между начальным общим и дошкольным образованием.

Для усвоения целевых ориентиров к концу дошкольного возраста ребенок нуждается в целенаправленной и систематической работе по формированию социально-коммуникативных навыков, в речевом развитии, в работе по активизации познавательного интереса. Доказано, что дошкольник нуждается  не только, в его поощрительном отношении взрослого  и установлении конструктивных межличностных отношений, но также в мотивирующей образовательной среде, которая обеспечивает развитие всех образовательных областей и на основе полученного положительного опыта переносит внешние компоненты взаимодействия во внутренние.  Для удовлетворения познавательных потребностей ребенок нуждается в современных и доступных объектах деятельности, в которых заложена многофункциональность, новизна или вариативность использования (полоса препятствий, развивающие маршруты, центры активности, кейсы, Fidget игрушки, пособия для   решение проблемных ситуаций, оборудование для проведения экспериментов и опытов, центры для поиска путей необходимых для решения поставленных задач и т.д.). Наполняемость образовательной среды основывается на календарно-тематическом планировании, отображает тему недели и погружает ребенка в образовательный процесс не только подобранными педагогическими методиками, но и ее наполняемостью.  

         В такой   ребенок чувствует себя комфортно   осуществляется через, личностно-ориентированную модель взаимодействия, между педагогом и ребенком. При неправильно организованном пространстве среда не развивает любознательность, у ребенка отсутствует желание получать новые знания, дети не получают представлений об окружающей действительности, не развивается воображение, фантазия, творческие способности, среда не вызывает новых впечатлений. Статичная и скудно оснащенная образовательная среда оказывает негативное воздействие на коммуникативное развитие детей, у ребенка появляется внутренне эмоциональное напряжение, игры со сверстниками носят хаостный характер. В группе постоянный высокий уровень шума в такой среде невозможно реализовать непрерывный образовательный процесс.

Для того чтобы образовательная среда отвечала всем требованиям предъявляемых к ней ФГОС ДО, помещения дошкольных групп должны оснащаться:

Традиционным оборудованием:

- различные виды конструктора (деревянный конструкторы, конструктор ЛЕГО, гнущиеся контуры, фигурные лабиринты, магнитные конструкторы и т. д.)

- дидактические игры (интеллектуальные, эмоциональные, творческие и т.д.)

- статичные уголки для развития сюжетно- ролевой игры и приобретения социального опыта (кухня, гараж, парикмахерская, магазин и т.д)

- уголки экспериментирования, которые в процессе развития химических наук, дополняются материалами доступных для детей дошкольного возраста (кинетический песок, пластилин Play- Doh, Ньютоновская жидкость, слаймы и т.д.)

-книжные уголки, содержащие литературу и иллюстрации по возрасту (книги вкладыши, книги гармошки, книги затеи, книги вертушки, книги фигуры, книги раскраски и. т. д.)

- уголки для творчества (шаблоны, трафареты, раскраски, пальчиковые краски, акварель, нетрадиционное оборудование для рисования (трубочки, губки, ватные палочки, ватные диски, нитки, штампики), наборы рисуем светом, 3д- ручки, инструменты для лепки  и т.д.)

Интерактивным оборудованием:

- интерактивные песочницы iSanBox – инновационное оборудование, позволяющее, формировать позитивную Я- концепцию, развивает познавательную активность, помогает освоить целевые ориентиры.

-  интерактивные доски ActivBoard – инновационное оборудование для вовлечения дошкольников в образовательный процесс.

- лаборатория экспериментировании «Наураша в стране Наурандии» - инновационное оборудование, способствующее активизации познавательно- интеллектуальной деятельность дошкольников.

- оборудование, созданное для демонстрации образовательного контента (телевизоры, проекторы, ноутбуки).

- конструкторы и система для самостоятельного программирования Lego WeDo

Оборудованием, созданным самостоятельно педагогами, детьми и их законными представителями.

      Внедрение такого вида работы в практику дошкольной образовательной организации позволит решить несколько задач, а именно:

- создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

- формирование эффективной предметно- пространственной среды, объединяющей традиционное игровое оборудование и современное интерактивное оборудование.

- развитие умений детей дошкольного возраста в сфере коммуникации, участие в совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослым.

- включение родителей в процесс воспитания и развития детей.

-экономия бюджета образовательное организации).

Главной дидактической задачей педагога является направить внимание дошкольника на развертывание игрового действия, таким образом ребенок без принуждения достигает заявленной цели. Дидактические игры, созданные совместно с детьми и родителями, повышают интерес к ним, создают положительный эмоциональный отклик ребенка, развивая познавательную активность, мотивируют на успех.

Таблица 1 Дидактические игры, созданные совместно с детьми и родителями

Название

Цель

Мемо карточки

Создание актуального, визуализированного материала для расширения представлений о современном мире.

Бизиборд

Создать условия для самостоятельного развития мелкой и крупной моторики рук, координации движения, развития внимания, усидчивости, творческого и логического мышления.

Лэпбук

Создания условий для развития индивидуальности ребенка, ребенок по своему желанию организовывает информацию по изученной теме.

Сортер

Создать игру для  развития сенсорных эталонов из знакомых и доступных материалов.

Целевой ориентир дошкольного образования включает в себя такой аспект как, развитие любознательности. Систематическая организация поисковой деятельности формирует познавательную мотивацию, позволяет самостоятельно искать пути решения проблемной ситуации. Игры на формирование знаний об окружающем мире  способствуют развитию социально-коммуникативных и познавательных навыков дошкольников. Активизируют и мотивируют ребенка на получение образовательного результата.

Таблица 2 Игры на формирование знаний об окружающем мире

Название

Цель

Suitcase

Создать доступную по возрасту коллекцию материалов и предметов для ознакомления с окружающим миром.

«Грифельная стена»

Учить детей самостоятельно с помощью рисунков выражать свои мысли.

Secret Box

Развивать коммуникативные навыка, познавательную активность, исследовательскую деятельность.

Для развития навыков коммуникации используется новая форма работы, как утренний и вечерний круг. Одной из задач утреннего круга является формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми. Для решения поставленной задачи используется, нетрадиционное пособие «Мое настроение», «Цвети- Семицветик», «Карточки - ситуации». Пособие создается с помощью оборудования новой  школы и может изменяться, трансформироваться, усложняться с учетом изменения образовательных задач.

Таблица 3 Игры на развитие навыков коммуникации

«Мое настроение»

Цель: Раскрыть эмоциональное состояние каждого воспитанника по средствам коммуникативного взаимодействия для дальнейшего учета при организации непосредственной образовательной деятельности.

«Цветик Семицветик»

Цель: формировать положительное отношение к себе и другим людям.

«Карточки- ситуации»

Цель: развивать коммуникативные навыки дошкольников, учиться взаимодействовать и договариваться внутри подгруппы.

Таким образом, Внедряя в дошкольные группы игры и пособия создаваемые детьми, педагогами, родителями среда начинает  оказывать мотивационный эффект. Происходит перенос    детьми опыта из одних условий в другие, вследствие чего, ребенок получает новые знания. Такая среда способствует общему развитию дошкольника, учитывает индивидуальные и возрастные особенности. Стимулирует разные виды активности, создает условия для принятия детьми самостоятельного решения. В такой среде педагог помогает ребенку ощутить собственную значимость, поддерживает его интересы и потребности.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных групп по оснащению образовательной среды

Рекомендации разработаны для педагогов дошкольных групп с целью – помочь рассмотреть групповое пространство как средство воспитания и обучения, а также содействовать пониманию требований ФГОС ДО к образовательному пространству.

Рекомендации по совершенствованию мотивирующей образовательной среды в дошкольных группах:

1.Мотивирующая образовательная среда должна, быть стимулирующей, образовательной, организованной, развивающей, полифункциональной. Наполняемость среды обусловлена педагогической задачей, темой календарно- тематического планирования, а также она должна содержать объекты и предметы, интересующие детей.

2. Зонирование пространства строится на основе интересов детей в ней присутствуют: статичные уголки (кухня, гараж, парикмахерская, больница и т.д), уголки уединения, место для самостоятельных игр и мало численных групп, а также трансформируемые объекты. Допускается использование статичного уголка, для развития игрового сюжета другой игры.

3.  Для того чтобы пространство было безопасным игрушки следует размещать на уровне глаз детей, систематически обследовать игровой инвентарь на выявление сколов и трещин.

5. Перед началом учебного года важно спроектировать групповое пространство таким образом, чтобы у ребенка была возможность развивать все образовательные области дошкольного образование, а это- социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  

6. При проектировании мотивационной образовательной среды важно учитывать ведущую роль дошкольного возраста, возрастные особенности детей, наличие и\ или отсутствие детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. Оформлять стены групповых помещение нужно таким образом, чтобы цвет стен играл сигнальную роль, был помощником, в поиске необходимых зон.

Важно помнить, что мотивирующая образовательная среда должна быть легко меняемой, незамкнутой системой, способной удовлетворить потребности ребенка в данный период времени. Если меняются интересы детей, ставится иная педагогическая задача, выявляются общие образовательные дефициты, среда трансформируется в «новое» образовательно пространство.  

Показатели оценки образовательной среды дошкольной группы:

1. Позитивная ответная реакция на образовательные события

2. Не конфликтность участников образовательного процесса

3. Наличие материалов для формирования основных образовательных областей.

4. Наличие пространства для самостоятельной игры

5. Изменения среды в соответствии с темой недели и календарным планированием

6. Высокий уровень положительного отношения к участникам образовательного процесса.  

Таким образом, внедрение в  образовательный процесс игр, авторских пособий, оборудования  изготовленных совместно с родителями, педагогами, детьми  и с использованием  школьного оборудования   создают  мотивационно образовательную  среду  которая отвечает всем требованиям предъявляемых ФГОС ДО, ориентирована на развитие всех видов деятельности дошкольника способствует развитию инициативности, самостоятельности, любознательности, помогает освоить целевые ориентиры, является мотиватором для развития предпосылок учебной деятельности, способствует раннему выявлению интересов и профильного направление в обучении.   Правильно организованная образовательная среда помогает педагогу обеспечить гармоничное развитие личности ребёнка, создать в группе комфортные условия для обучения и воспитания, помогает сделать образовательный процесс непрерывным.

 Список используемой литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования.\ Под ред. Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -Издание пятое (инновационное), испр.  и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – с.336

3. Стандарт реализации основной образовательной программы дошкольного образования в образовательных учреждениях Москвы – 2022 год.

Приложение 1

Мемокарточки Цель: Создание актуального, визуализированного материала для расширения представлений о современном мире.

Ход игры:

Педагог раскладывает   перед детьми 2-3  карточки, задача игрока  достать карточку и рассказать, как можно больше информации об изображенном на картинке. Следующий игрок тянет карточку и дополняет рассказ первого игрока.

В процессе усложнения игры карточки добавляются.

Темы: Города, страны, животные, профессии, Мир динозавров, подводный мир, роботы, произведения искусства, литературные произведения, современные технические разработки, космос, Парки Москвы, музеи.

Бизибор Цель: Создать условия для самостоятельного развития мелкой и крупной моторики рук, координации движения, развития внимания, усидчивости, творческого и логического мышления.

Варианты игр:

«Проведи по лабиринту»

Цель: развитие сенсомоторной координации, логического мышления.

«Соотнеси по цвету, форме и размеру»

Цель: развитие сенсорных эталонов.

«Fidget игрушки»  Цель: снятие психологическое напряжения.

Варианты использования:

Спинер – как элемент бизиборда  

 Гуджитсу, Поп ит, Сквиши,

Трубочки – гармошки также можно использовать в уголках конструирования.

Лэпбук  Цель: Создания условий для развития индивидуальности ребенка, ребенок по своему желанию организовывает информацию по изученной теме.

Темы: профессии, города, страны, космос, мир животных, парки Москвы, Музеи, достопримечательности, роботы, современные технологические разработки (квадрокоптер), мир предметов и .т.д.

Сортер Цель: Создание дидактического пособия для  развития сенсорных эталонов из знакомых и доступных материалов.

Варианты игр

«Разложи по цвету»

«Пирамидка»

«Геометрические фигуры»

«Тетрис»

 Suitcase  Цель:  Создать доступную по возрасту коллекцию материалов и предметов для ознакомления с окружающим миром.

Оснащение: пробирки, ложки, баночки, палочки, воронки.

Материалы для опытов:

Природные материалы: (камешки, листья деревьев, шишки, крупы, глина)

Химические индикаторы: (сода, мел, крахмал, вода, краски пищевые, соль, лимонная кислота и т.д.)

«Грифельная стена» Цель: Учить детей самостоятельно с помощью рисунков выражать свои мысли, эмоции, чувства.

Варианты оформления:

Окно в помещении раздевалки с маркерами.

Грифельная доска в группе с мелками.

«Мое настроение» Цель: Раскрыть эмоциональное состояние каждого воспитанника по средствам коммуникативного взаимодействия для дальнейшего учета при организации непосредственной образовательной деятельности.

Варианты использования:

1.При проведение утреннего круга – для выявления эмоционального состояния.

2. При рефлексии после занятия.

3. При развивающих диалогах- (дети имеют возможность самостоятельно выразить отношение к ситуации)

4. При педагогической оценке поступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...