Методические рекомендации «Изготовление и использование дидактических материалов в детском саду для проведения квестов»
методическая разработка

Кобаидзе Светлана Владимировна

Методические рекомендации «Изготовление и использование дидактических материалов в детском саду для проведения квестов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Изготовление и использование дидактических материалов

в детском саду 

для проведения квестов»

Составила: воспитатель

первой квалификационной категории

Кобаидзе С. В.

2022 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………….……………………

Использование дидактического материала в воспитательно-образовательном процессе детского сада …………………………………

Что такое квест..............................................................................

Дидактический материал для детского сада своими руками ………........

Список литературы ………………………………………………………...

Введение

    Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущая деятельность дошкольников. Вне зависимости от того, ходит ребенок в детский сад или нет, только через игру он будет приобретать новые знания, навыки и умения. Для того чтобы игра не только радовала ребенка, но и воспитывала его, составляются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать и воспитывать   ребенка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы. Игра является одним из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражением, способом его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается социальный опыт. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведения и принятия решений в условиях имитации реальных ситуаций и общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, которыми овладевает ребенок, определяет разнообразие его игр. Игра носит обучающий и развивающий характер, поэтому в настоящее время широко используется в образовательном процессе. Игра — основная форма деятельности дошкольника, в которой он упражняет свои силы, расширяет свою ориентацию, перерабатывает социальный опыт. Поэтому важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным инвентарем, соответствующими возрастным особенностям и проводимой программе. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, воображения и конструирования. В методических рекомендациях вы найдете дидактические игры и игровые пособия, обогащающие учебный процесс методическими разработками и идеями. Представленные дидактические материалы носят образовательный, развивающий и обучающий характер. Они направлены на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей детей дошкольного возраста. Руководства по игре содержат рекомендации по использованию, описание самой игры и комментарии к ситуациям, используемым в игре. Использование данных дидактических средств позволит обеспечить качество реализации дошкольной образовательной программы, возможность индивидуализации обучения и организации воспитательной деятельности при широком использовании современных педагогических технологий развития дошкольников.

Использование дидактического материала в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Дидактический материал предназначен для реализации познавательного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Работа с дидактическим материалом отображает познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлена ​​на сенсорное развитие дошкольников, социально-коммуникативное развитие. Использование дидактических игр и пособий в ДОУ способствует развитию речи, внимания и мышления детей, обогащению знаний об окружающей действительности. Они помогают реализовать основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:      - насыщенность - наличие игровых средств игровой деятельности детей;

- вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и инвентаря, их регулярная замена и появление новых предметов;

- универсальность – возможность замены элементов, изменения дидактического материала в зависимости от учебной задачи;

Доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам Пространство, где играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю помогают правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить навыки ребенка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя навыки воспитателя, создающего атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое. Дидактические материалы – это инструменты, которые используются в процессе обучения.

Что такое Квест?

Квест – это командная игра (от английского Gust – поиск, приключенческая игра).

Квест – эффективное образовательное средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Другими словами, квест – это цепочка заданий, связанных определенной темой, общей целью. Квест — это игра, в которой игрок должен искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с разными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Решая головоломки, дети учатся взаимодействовать со своими сверстниками, принимать решения и использовать логику. Квесты для дошкольников в детском саду призваны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать воспитательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и уровню знаний и умений детей. Для этого воспитатель должен четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

• загадки;

• ребусы;

• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

• пазлы;

• творческое задание;

• игры с песком;

• лабиринты;

• спортивные эстафеты.

Не удивительно, что дети с энтузиазмом относятся к квестам, ведь они любят разгадывать ребусы, идти к цели и, как следствие, получать столь заветный приз. Но для того, чтобы устроить увлекательный квест, не обязательно к кому – то обращаться. Проявив изобретательность и воображение, каждый родитель может написать сценарий своего особого квеста, составленный с учетом увлечений и интересов вашего ребенка. И такой поиск становится еще более ценным, потому что в него вкладываешь душу, и еще более интересным, потому что кто, как не ты, умеет заинтересовать собственного ребенка. Организация и выполнение квестов доступны для детей всех возрастов и могут проводиться как в помещении, так и на открытом воздухе. Для написания сценария нужны задания для квеста.

Дидактический материал своими руками.

Рассмотрите разные варианты детских заданий, скомпоновав их, вы сможете создать свой уникальный сценарий.

Варианты заданий в квестах для детей 5-7 лет:

«Задания с картами»

Один из самых популярных и часто встречающихся заданий в домашних и  особенно уличных квестах для детей. Это может быть как отдельная головоломка, этап квеста, так и база — задание, объединяющее все этапы игры. Все зависит от конкретных целей и задач.

«Карта – пазл»

Небольшое усложнение простейшего типа карт. Нарисуйте план «местности» и узнаваемую точку на ней, например, телевизор. От этой точки вы можете использовать пунктирную линию, чтобы нарисовать схематичный маршрут, который вьется вокруг квартиры и заканчивается крестиком в углу. Не рисуйте больше объекты, иначе задача станет слишком легкой. Затем разрежьте эту открытку на 6-8 частей и сколите их вместе, можно вложить в конверт или использовать скрепку. Спрячьте эту карту в предыдущий тайник и при необходимости добавьте пояснительную записку. Важно при разрезании карты следить за тем, чтобы каждый фрагмент содержал элемент изображения или маршрута. Это облегчит сборку всей карты.

«Маршрутный лист»

Станции и их расположение можно просто написать на нем по порядку; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которые и  будет то место, куда нужно последовать.

«Волшебный клубок»

 Записки с названием места, куда нужно отправиться, крепятся одна за другой на клубок ниток. Постепенно разматывая его, дети переходят от станции к станции.

«Тайное письмо»

Для того чтобы его прочитать, нужно выполнить с ним определенные действия.

Примеры такого письма:

- Восковая свеча или мелок.

Бумагу с подсказкой нужно закрасить карандашом так, чтобы появилась надпись. Отличный безопасный вариант

- Вдавленная надпись.

Берем два листа бумаги, кладем их на мягкую поверхность и пишем сообщение так, чтобы оно было напечатано на нижнем листе. Это будет наше секретное письмо. Для того чтобы прочитать надпись, ее нужно закрасить, как и в предыдущем варианте.

«Кроссворд»

Вы можете легко сделать свой собственный.

Например, отгадкой к следующему этапу будет слово «солнце».

К каждой букве слова придумываем еще одно слово:

буква «С» обозначает собака и т. д. И это не обязательно должна быть первая буква слова.

Затем мы подбираем наводящий вопрос или загадку для каждого из слов.

Ответы вписываем в клетки, и в результате является слово-подсказка в одном из столбцов. Окрашиваем  любым цветом.

«Викторина»

Один или несколько вопросов, после которых участники получают подсказку. Желательно, чтобы вопросы викторины были объединены одной темой. Это могут быть фразы из сказок, по которым нужно отгадать сказку самостоятельно.

Дополнительные варианты викторины:

- берем несколько предметов или картинок, вы должны угадать, из какого фильма или мультфильма эти предметы.

- географическая викторина - угадай страны, города;

- викторина с вопросами о животных, птицах или насекомых;

- викторина с вопросами о бытовой технике или предметах быта.

«Загадка»

Она может быть как в прозе, так и в стихотворной форме. Ответ является ключом к следующему заданию.

«Ребус»

Изображаем ключевое слово с помощью ребуса. Вы можете выбрать готовый ребус или придумать самостоятельно.

«Пазл»

Предварительно печатаем слово или картинку на бумаге, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на кусочки. Задача ребенка собрать головоломку, чтобы получить подсказку.

«Найди 10 отличий»

Известное с детства развлечение — сравнивать две картинки и найти  отличия. Вполне возможно превратить это в задание для детского квеста. Командой искать отличия намного веселее и интереснее.

«Четвертый лишний»

Детям предлагается несколько слов или картинок. Ваша задача определить, какой предмет или слово является лишним. Дополнительное слово будет ключом к следующему уровню. Вариант с усложнениями – каждое слово отгадываем загадкой или ребусом, тогда дети должны сначала разгадать слова, а потом искать что-то лишнее.

«Спрятанная подсказка»

Для этого типа заданий вам понадобится контейнер с песком, крупой или макаронами, в котором спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой. Такие задания больше подходят для квеста, действие которого происходит на природе. Вы можете спрятать подсказку не в контейнере, а в определенной области. Это могут быть кусты или густая трава.

«Эстафеты»

Это составляющая Квеста на природе. Есть много вариантов эстафет. Например, если поиск приурочен к Новому году, вместо мяча дети могут передавать друг другу игрушечного снеговика или мешок Деда Мороза с подарками.

«Лабиринт»

Больше подходит для природы, но можно устроить и дома. На улице это могут быть натянутые веревки, между которыми приходится ползать, или тоннель из веток – это уже следует учитывать исходя из наличия материалов. В домашних условиях можно использовать специальный детский тоннель или натяжную ленту между стенами в прихожей.

«Лабиринты – настольные»

Карточки с подсказками в виде ребусов, разделенные картинки с мини-инструкциями, которые ребенок должен выполнить, в конце он узнает, где находится приз.

КВЕСТИК: «КАРТИНКИ»

В этом квесте все подсказки в картинках, но чтобы их увидеть нужно выполнить задание. Каждая карта указывает на место, где спрятана следующая, что приводит всю цепочку к скрытому сюрпризу.

Шаг 1. Сделайте листы с карточками заданий

Чтобы сделать карточки еще красивее, сделайте орнамент на обратной стороне.

Шаг 2. Разложите карточки в квартире так, как указано в таблице.

Место                                           Какая карта

На видном месте                        №1 - Телевизор

У телевизора                               №2 - утюг

У утюга                                        №3 - кровать

На кровати                                   №4 - душ

Душ                                               № 5 - Сапоги

В ботинке                                      №6 – чайник

У чайника                                     Подарок рядом с чайником

Придумайте легенду. Например, поиск сокровищ, спасение принцессы, расследование преступления.

Общие правила задания

Здесь подобраны только основные варианты заданий, вы можете взять их за основу или придумать свои, но нужно соблюдать несколько правил:

- Все задания должны быть безопасными. Вы не можете заставить ребенка переплыть реку или разжечь костер;

- Задачи должны соответствовать возрасту, чтобы участники действительно могли их решить. Но в то же время они не должны быть слишком легкими;

- этапы квеста должны быть объединены одной темой, органично переплетены и выстроены в логическую цепочку;

- В конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно.

Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. При желании вы можете награждать небольшими призами на каждом этапе прохождения.

Надеюсь, что мои советы помогут вам, и вы организуете свои оригинальные, увлекательные и познавательные детские Квесты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации для   воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению  педагогической  работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного ...

Методические рекомендации для воспитателей:«Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям....

Методическая рекомендация для родителей по изготовлению и использованию дидактических игр

Дидактическая игра «Бабочки-цветочки».Цель: учить соотносить предметы по цвету, закреплять знание основных цветов; формировать представление о пространственных соотношениях («на цвет...

Методическая разработка. Изготовление и использование дидактических игр в работы с детьми раннего возраста.

Методическая разработка.Изготовление и использование дидактических игр в работы с детьми раннего возраста....