Развитие речи на музыкальных занятиях
материал

Соловьёва Наталья Евгеньевна

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

 От степени сформированности  речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Основная задача музыкального воспитания: 

воспитывать любовь и интерес к музыке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx22.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

 От степени сформированности  речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Основная задача музыкального воспитания: 

воспитывать любовь и интерес к музыке.

 

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые  черты сходства:

-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

-развитие словаря;

-обучение рассказыванию и чтению стихов;

-формирование диалогической речи;

-ознакомление с литературой и поэзией    

-воспитание культуры речевого общения;

-развитие дыхания.

     

 Музыкальные занятия всегда   интегрированны  по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)  используются   в работе над развитием  речи.

 К  музыкально – ритмическим движениям   относятся  танцы: парные,  с пением, хороводы, сюжетные, национальные и др.   Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на

занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

 При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.

Слушание музыки:

является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию.  

 

      Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

 

 Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –

Пение:

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

       Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

1.В работе над дыханием я стараюсь  сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игры

 « Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.

        2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это

упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

  -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д.  – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение  и пропевание по ступенькам, по лесенкам  и т.д) .

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.

Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями,  для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.

 

Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.  В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.

Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Театрализованная

деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является  психологической основой правильной речи.

     

        Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

 

     

 

                               

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях...

Развитие речи на музыкальных занятиях

Консультация для родителей....

Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...

ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"

ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"...

Развитие речи на музыкальных занятиях.

Презентация. Развитие речи на музыкальных занятиях....

Развитие речи на музыкальных занятиях

Выступление на педсовете "Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ"...