Развитие речи на музыкальных занятиях
консультация по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Елена Михайловна

Доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_muzykalnyh.docx21.95 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_razvitie_rechi_ispr.ppt2.16 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 1 слайд.             Развитие речи на музыкальных занятиях

      Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь  не разделимы.

2 слайд. Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

 - владение речью как средством общения и культуры;

 - обогащение активного словаря;

 - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 - развитие речевого творчества;

 - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

3 слайд. Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

 - становление эстетического отношения к окружающему миру;

 - формирование элементарных представлений о видах искусства;

 - развитие восприятия музыки;

 - реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

4 слайд. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребёнка- проявление инициативы и самостоятельности в различных видах музыкальной деятельности;

 - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру;

 - обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;

 - использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

 - подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.

5 слайд. Восприятие. При прослушивании муз. произведений у детей расширяется кругозор, идёт активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, пен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, резкая, отрывистая, плавная, громкая, тихая и т.д.) и форму музыкального произведения и его жанр. В данном разделе я использую пособия: слайды: 6, 7, 8  - «Мир музыкальных образов», «Где живёт музыка», портреты зарубежных и русских композиторов, детскую энциклопедию танцев, «В мире музыке» для детей 4-5 лет, 5-6 лет; «Расскажи детям о музыкальных инструментах» и т.д.

9 слайд. Пение. При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые задачи:

 - совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь дошкольника);

 - культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность);

 - формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи);

 - развитие ладового чувства, музыкальной интонации ( открывает способность к речевым интонациям).

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Как правило, обучение пению проходит с трёх сторон, это: работа над дыханием, работа над дикцией, постановка голоса. Для развития певческого голоса используется пособие М. Картушиной «Вокально-хоровая работа»

Слайды: 10, 11

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом в этих играх непроизвольно формируется звукообразование. В  таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. С детьми старшего возраста использую упражнения по методу развития голоса В. Емельянова.

Слайд 12. Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Слайд 13. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение.

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические песенки рифмовки – короткие стихи, которые необходимо пропевать. Они незаменимы в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того стихотворный материал с музыкальным сопровождением, оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Слайд 14. Пальчиковые игры также способствуют развитию речи ребёнка, двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму); слайд 15 формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества. Их можно применять во время слушания, пения или как подвижную игру.

Слайд 16. При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю их ритмическими словами-подговорками. Например, при разучивании подскока: «Скок, скок, скок, скок, вот какой у нас подскок. Ножку выше поднимаем и носочек к полу тянем» или при разучивании бокового галопа: «Ножка ножку догоняет, пятка, пятку выбивает». Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой приём помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Слайд 17. (танец мухоморов)

Слайд 18. Игра на детских музыкальных инструментах.  Игра на детских муз. инструментах помогает осознанно воспринимать музыку.  Это метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Слайд 19.  Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух, развивают музыкальную память. Подбор мелодий на слух активизирует речь детей, а речевой слух составляет основы слуха музыкального.

Слайд 20. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа – всё это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии ребёнка.

Слайд 21. На каждом празднике роли некоторых персонажей исполняют дети. Это так же способствует развитию речи детей (так же ярким примером для них служат взрослые).

Список используемой литературы

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд., исп, и доп. М.: Мозаика-синтез, 2006

2.С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. Е.А. Судакова «Где живет музыка», Детство-Пресс, 2018 г.

5.С.В. Конкевич «Мир музыкальных образов», Детство-Пресс, 2018 г.

6. В.  Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Лань 1998 г.

7.И. Каплунова «Наш весёлый оркестр» Санкт-Петербург, Невская нота, 2013 8. «Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. ФГОС ДО» О.П. Радынова, изд. «Сфера» 2019

9. Ступеньки музыкального развития Е.А. Дубровская, Москва, Просвещение, 2003 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях...

Развитие речи на музыкальных занятиях

Консультация для родителей....

Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...

ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"

ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"...

Развитие речи на музыкальных занятиях.

Презентация. Развитие речи на музыкальных занятиях....

Развитие речи на музыкальных занятиях

Выступление на педсовете "Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ"...

Игры по развитию речи на музыкальных занятиях

Авторские игры по развитию речи на музыкальных занятиях в ДОУ....