Занятие - викторина "Сказки А.С. Пушкина".
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Викторовна Кожевникова

Формировать  у детей интерес к художественной литературе, воспитывать  у детей любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – викторина «Сказки Пушкина»

Цель: формирование у детей интереса к художественной литературе, воспитание у детей любви к сказкам А. С. Пушкина,

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;

2. Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина

3. Формировать у детей эмоциональное восприятие сказок А. С. Пушкина;

4. Воспитывать в детях трудолюбие, скромность, терпеливость, не терпимое отношение к жадности, грубости, злу, лени;

5. Формировать нравственные понятия «труд-лень»«добро-зло»;

6. Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям;

Образовательные:

1. Продолжить формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.

2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.

Развивающие задачи:

1. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.

2. Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.

Интеграция образовательных областей: познавательной, социально - коммуникативной, художественно - эстетической, речевой.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, иллюстрации к сказкам, мультимедийный проектор

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.

Прослушивание аудио версий сказок А. С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.

Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.

Организация выставки детского творчества на тему сказок А. С. Пушкина

I. Вводная часть.

Скажите пожалуйста, а вы знаете где живут книги? (в библиотеке)

- Да, конечно, в библиотеке. В библиотеке очень много книг. У нас с вами в группе конечно не библиотека, но тоже есть много интересных и познавательных книг. Так вот, сегодня утром я рассматривала книги, которые стоят у нас в книжном уголке и заметила, что больше всего книг – это книги со сказками.

- Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да)

-Конечно, сказки любят и знают все.

Назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют известные им сказки)

- Молодцы! Я вижу, что вы знаете и любите сказки.

- Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели и народ)

- Все верно. Сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам, внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям. А есть сказки, которые сочинили писатели они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.

II. Основная часть.

- Ребята, посмотрите какая у меня книга в руках. Что с ней? Она пустая, все сказки исчезли. А сегодня мы должны были знакомиться со сказками А.С. Пушкина. Что будем делать?  (ответы детей).

- Правильно, нам нужно будет вернуть все сказки в книгу, выполнив все задания.

- Я вам предлагаю отправиться в сказочную страну, где

живут сказки. Вы согласны (Да)

- Тогда в путь! Садитесь на стулья (дети садятся на стульчики)

- Чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова:

-Раз, два, три сказка появись!

Закрываем глазки и все вмести произносим тихо, тихо:

-Раз, два, три сказка появись!

 (дуб, кот ученый)

- Вот так- так, и где это мы с вами оказались?

- Посмотрите, какое большое дерево. Как оно называется? (Дуб)

- Верно дуб, но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом.

- Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб?

(А. С. Пушкин)

 (А. С. Пушкин и Арина Родионовна)

- Посмотрите на экран, вы конечно же узнаете Великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкина родился 6 июня 1799. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А. С. Пушкин написал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

- Сказочная страна, которую придумал А. С. Пушкин, называется Лукоморье. Именно по Лукоморью мы отправляемся с вами путешествовать.

- А кто из вас знает, что такое Лукоморье? (это остров, морской залив)

- Ребята, посмотрите, а что это под дубом? (Сверток)

Письмо от ученого кота

Дорогие Ребята, по сказочной стране прошел слух, что вы очень хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это? На листьях сказочного дуба я спрятал задания для вас. Только тот, кто пройдет эти испытания, будет считаться Знатоком сказок А. С. Пушкина и сможет попасть в Лукоморье.

 (дуб, кот ученый, русалка, дубовый листок с 1 заданием)

- Посмотрите, появился листок с заданием. Узнаем, какое 1-е испытание приготовил нам кот ученый.

1 листок

Ученый кот спрашивает:

Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете, то незамедлительно называйте!

-«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о золотом петушке».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане».

«Сказка о попе и о работнике его Балде

 (обложки книг сказок А. С. Пушкина)

Молодцы! Посмотрите, вот они обложки книг со сказками Пушкина.

(перечисляют названия книг)

- Но это было легкое задание и вы с ним конечно же справились.

- Вот у нас следующий листок. Узнаем, какое еще испытание приготовил кот ученый

2 листок

-Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите сказку.

Если правильно ответите на вопрос, экран покажет нам ответ.

-Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

(«Сказка о царе Салтане».)

-Коль кругом все будет мирно,

Там сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит, и встрепенется,

И в то место обернется.

(«Сказка о Золотом Петушке».)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

-С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде)

-Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас мы отправляемся дальше в путешествие и немного отдохнем.

Вставайте у стульев.

Физкультурная пауза

У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит. Движения руками вправо, влево

Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей; Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей; Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Садитесь на стулья.

- Ну вот, пока мы с вами плыли на кораблике по морю, отдохнули, у корней сказочного дуба кот ученый приготовил нам еще одно испытание:

3 листок

Что это – это ларец с заданием.

В ларце задание от ученого кота

У меня для вас ребятки, средь корней под дубом этим

есть ларец, а в нем предметы и герои из сказок. Скажите из какой они сказки?

Предметы:

- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Бочка («Сказка о царе Салтане»)

- Белочка («Сказка о царе Салтане»)

- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

- Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Золотой петушок («Сказка о Золотом петушке»)

- Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

- Черт («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

- Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Молодцы! И с этим заданием кота вы справились.

4 листок

- Вот еще один волшебный листок с дуба, а там «Сказочные загадки».

1. Кто говорил?

«Ты прекрасна, спору нет. Всех румяней и белее   ЗЕРКАЛО

2. Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал:

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири -ку-ку.

Царство, лёжа на боку!»  ПЕТУШОК

3. В чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?   В БОЧКЕ.

4. Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.  

КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ

5. В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей искал свою невесту и никак не мог найти. К кому он обращался, у кого спрашивал:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ее?    СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ВЕТЕР

6. В сказке «О царе Салтане» Царевна-лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Об этих чудесах он узнает от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, когда летает, превратившись в комара, затем в муху, о потом и в шмеля к царю Салтану. Назовите эти чудеса.    БЕЛКА, 33 БОГАТЫРЯ, ЦАРЕВНА

1-е Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

2-е В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

3-е Лебедь обернулась царевной

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

7.Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи:

1. Новое корыто,

2. новую избу

3. Старуха захотела стать столбовой дворянкой,

4. вольною царицей,

5. владычицей морскою

Молодцы! Вы знаете сказки А. С. Пушкина, но Кот ученый просто так никого не впускает в сказочное Лукоморье, и придумал еще задание для вас.

- Следующий дубовый листок и что там:

5 листок

- Кот ученый пишет: Я живу так много лет, что память меня последнее время стала подводить. Что-то сказки мои любимые стал я забывать. Что делать, начало помню, а конец забыл.

-Ребята, давайте поможем коту!

- Я буду начинать строчку из сказки, а вы мне подсказывать слова.

- Приготовились внимательно слушать.

1. Они жили в ветхой землянке

Ровно (тридцать лет и три года)

2. Родила царица в ночь не то сына не то дочь

Не мышонка, не лягушку, а неведому…. (зверюшку)

3. Ты царевич мой спаситель

Мой могучий (избавитель)

4.Нужен мне работник:

повар, конюх и …. (плотник)

5. Коли красная девица

Будь нам милая (сестрица)

6. Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь мне ….(назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка….(Золотого петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок

позолоченный…. (рожок)

III. Заключительная часть.

- Ну вот, как мне не жаль, но наше путешествие подошло к концу и кот ученый прощается с вами, пора оправляться домой.

Раз, два, три в группе окажемся.

- Вам понравилось наше путешествие?

(Да)

Итог:

Наше занятие подошло к концу

- Чему учат эти сказки?

(доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, нельзя быть жадным и злым; нужно помогать другим, высмеивается скупость, зависть, невежество)

Чем они заканчиваются?

(Добро побеждает зло)

Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся место.

Здесь у меня в корзинке кот передал медали, вы прошли все испытания и считаетесь знатоками сказок А. С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: «Мой Пушкин»

Познавательное занятие, знакомящее детей подготовительной группы с творчеством А.С.Пушкина, с отдельными периодами его жизни (учеба в Царскосельском лицее, Болдино, Михайловское). Закрепление знания с...

Конспект занятия "Путешествие по сказкам Пушкина"

Конспект занятия-досуга в старшей-подготвительной группе...

Занятие – викторина «Мой город - Пушкин»

Расширение представлений о родном городе, о его достопримечательностях. Закрепление умений сопоставлять, анализировать, делать выводы...

конспект занятия "Творчество А.С.Пушкина"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....

Занятие "Знакомство со сказками Пушкина".

Познакомить детей с поэтом А.С. Пушкиным, с отрывками из поэмы "Руслан и Людмила" ("У Лукоморья"), с отрывками из сказки " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем ...

ЗАНЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПАМЯТИ Пушкина А.С.

Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина...