"Использование экспериментов в музыкальной деятельности дошкольников"
методическая разработка

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx63.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад  № 29 «У Лукоморья»

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование экспериментов в музыкальной деятельности с дошкольниками»

                             Подготовила: Золотухина Татьяна Николаевна,

музыкальный руководитель

г. Саяногорск, 2023

- Теоретическая часть -

На сегодняшний день для всех понятно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно.

Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. Но чаще всего исследования и эксперименты я включаю только в какую – либо часть занятия.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования.

- Практическая часть -

Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри!

Звук-шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Одни звуки мелодичные, другие – похожие на шум, т. е. музыкальные и немузыкальные.

Давайте все вместе похлопаем в ладоши.

И что же у нас получилось?

- Хлопки!

Хлопки — это звук, который прячется у нас в ладошках. А теперь давайте встанем и помаршируем. Раз, два, три! Вы что-нибудь услышали? (Топот ног)

Конечно, в полу тоже прячется звук, который мы простучали ногами. А вы любите смеяться? А ведь смех — тоже звук. И у каждого смеха свой звук.

А давайте поиграем. У меня есть платочек. Я его подбрасываю, а пока он летит, вы смейтесь (смехотерапия).

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Вы готовы? Будем вежливы и поздороваемся друг с другом!

Звучит песня – приветствие «Бим-бам-бом»

Итак, давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, вы мои юные помощники, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! А вы знаете кто такие ученые люди? (Учёные изучают всё новое и необыкновенное. Они занимаются наукой)

А что такое наука вы знаете? (Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений)

Все ученые работают в специальных лабораториях. Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.

А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, что же это?

                                                      (Звуки)

Звуки очень любят играть в прятки с детьми. Поиграем с ними?

Игра «Что звучит?»

У меня есть чудесная шкатулка. Она полна самых разнообразных звуков: это звуки природы, звуки дома, звуки улицы. С помощью этой шкатулки мы можем отправиться в путешествие. Посмотрите на указатель (расставляет указатели): можно отправиться на природу – к морю, в лес, к речке, можно прогуляться по шумным улицам города, а можно отправиться домой, в тепло и уют. Когда я буду открывать шкатулку, и зазвучат звуки, вы должны определить какой это звук: звук природы, звук дома, звук улицы, - и образовать вокруг этого указателя круг.

Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать на первый эксперимент.

Эксперимент 1. «Откуда рождается звук?»

Приглашаю подойти Вас к 1 столу. Скажите пожалуйста, вы знаете, как возникает звук? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него 1 раз. Что вы чувствуйте? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.

Посмотрите в моих руках музыкальный инструмент гитара представим, что это наше горлышко. А струны, которые натянуты на гитаре, это наши голосовые связки. Для того, чтобы спеть или сказать слово, надо чтобы «эти ниточки – струны», т. е. голосовые связки задрожали. Я аккуратно потрогаю струны, начнётся вибрация и появится звук (показывает). Давайте попробуем поэкспериментировать. Возьмите в руки коробочки с натянутыми на них резиночками и представьте, что это наше горлышко. Тихо потрогайте свои голосовые связки – резиночки (дети экспериментируют) Что мы слышим? (ответ) Давайте подёргаем резинки сильнее? (ответ) Правильно, воздух колеблется сильнее и голос или звук становятся громче.

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).

Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Нарисуйте колебание пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (на волну)

Совершенно верно. Звук – это что? (волна). И сейчас чтобы закрепить наши знания о звуках, я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Эхо», в которой начало музыкальной фразы мы будем прослушивать, а повтор мы с вами будем проигрывать на клавессах (деревянных ложках).

Музыкальная игра «ЭХО»

Когда песенка звучала громче? А когда тише? Значит, какой вывод мы сделаем? (Чем сильнее движение и вибрация воздуха, тем сильнее и громче звук)

Вот мы и выполнили первый эксперимент!

Эксперимент 2. «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

До того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Усаживайтесь поудобнее, и внимательно слушайте. Жили-были 3 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? (пластмассовый).

Затем подошел к другому, постучал (деревянный), к третьему (стеклянный), к четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

Предлагаю вам взять в руки по 1 карандашу. И попробовать извлечь звук.

Молодцы! Предлагаю поиграть на наших разноцветных стаканчиках, возьмите в руки по два стаканчика, а на помощь к нам придет музыка. Усаживайтесь поудобнее и мы начинаем.

Музыкальный оркестр на стаканчиках «Полька»

Молодцы! У нас с вами отличный оркестр получился! Какой можно сделать вывод? (Различные предметы издают различные звуки).

Эксперимент 3. «Поющая вода».

Настало время 3 эксперимента. Подходите к столу номер 3. Что мы с вами видим? Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по сосудам. Какие звуки издают?

А как сделать, чтобы звук изменился? (добавить воды). Возьмите кувшины с водой и вылейте немного воды в сосуд. Посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас? (В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды).

Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у  сосудов с разным количеством воды.

Что вы сейчас можете сказать о звуках. (Звучание разное). Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) 

Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Что же нам делать? (Можно взять фломастеры и раскрасить наши нотки, в соответствии с вашим настроением. Дети за столами и раскрашивают нотки под музыку П. И. Чайковский «Вальс цветов». После этого все нотки размещаются на магнитной доске).

Посмотрите, все ваши нотки заняли свои места на нотном стане! Откуда берётся звук? Все ли предметы одинаково звучат? Какие бывают звуки? (звонкие, глухие, низкие, высокие). Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие. Благодарю вас за вашу работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача &mdash...

Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".

В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...

Использование ИКТ в музыкальной деятельности дошкольников

Публикация об использованиии информационно-коммуникативных технологий в различных видах музыкальной деятельности...