Самообразование
материал

Калсынова Милана Устархановна

Предварительный просмотр:

Тема: развитие речи детей 3-5 лет с помощью мнемотехники.

Цель: исследовать влияние мнемотехники на развитие речи детей 3-5 лет.

Задачи:

  1. Определить уровень речевого развития детей;
  2.  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками;
  3. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи;
  4. Определить особенности мнемотехники и ее значение для развития речи детей.
  5. Определить возможные пути развития речи в процессе использования мнемотехники.
  6. Разработать систему занятий.

Раздел этапа

Сроки

Формы работы

Практические выходы

  1. Этап

Теоретический

2021-2022гг

Изучение литературы

Консультации, сообщения, реферат.

  1. Этап

Практический

2022-2023гг

Разработка перспективного плана, серии конспектов НОД, консультаций, анкет для родителей, для воспитателей, творческое «задание на дом», зарисовка мнемотаблиц и т.д.

Семинар-практикум.

Показ НОД с детьми.

Выставки детского творчества.

  1. Этап

Заключительный

2024г.

Обобщение опыта работы

Презентация опыта на методическом мероприятии.

План самообразования:

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2021-2022гг

1.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи.

ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

2. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду. М.: Просвещение, 1993.

3. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115

Консультации для родителей:

«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей дошкольного возраста», «Связная речь у детей», «Значение развития связной речи».

2022-2023гг

1.Составление перспективного плана.

2. Беседа с родителями: «Значение развития связной речи».

3.Сценарии родительских собраний.

 4. Конкурс для родителей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей».

5. Консультация для родителей.

Перспективный план работы с детьми по теме: «Развитие речи детей 3-5 лет с помощью мнемотехники».

Изготовление мнемотехник к сказкам , стихам и рассказам.

2024г

Обобщение опыта

На итоговом педсовете или других методических мероприятиях

План работы на 2022-2023 учебный год

 Месяц. Работа с детьми. Работа с родителями. Самореализация.

Сентябрь.

  1. Диагностика «Речевое развитие»
  2. Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)
  3. «Составление рассказа о времени года «Осень наступила, высохли цветы.» 
  4. «Пересказ сказки «Курочка Ряба». Формирование умения детей пересказывать сказку опираясь на таблицу (мнемосхемам, описывать животных)

Октябрь.

  1. Пересказ сказки «Репка». Формирование умения детей пересказывать сказку опираясь на таблицу (мнемосхемам, описывать животных)
  2. «Теремок», «Три медведя». Зарисовка мнемотаблиц.
  3. Пересказ сказки «Теремок» по мнемотаблице.
  4. Консультация для родителей: «Связная речь у детей»

Ноябрь.

  1. Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири».
  2. Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Значение развития связной речи».
  3. Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

Декабрь.

  1. Консультация для родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».
  2. Заучивание по мнемотаблице стихотворения А.Горбунова «Сосулька».
  3. Заучивание по мнемотаблице   стихотворения И.Токмаковой «Кошка».
  4. Родительское собрание: «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Январь.

  1. Конкурс для родителей и детей «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей».
  2. «Составление рассказа о времени года «Ах, ты зимушка-зима!» 
  3. Заучивание по мнемотаблице стихотворения С.Маршака «Что такое перед нами».

Февраль.

  1. Пересказ сказки: «Рукавичка».
  2. Составление рассказа о птицах.
  3. Анкета для родителей «Уровень развития речи детей».

Март.

  1. Составление рассказа о времени года весна индивидуально мнемодорожки.
  2.  Консультация для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми».

Апрель.

1.  Составление рассказа о животных (домашних, диких) индивидуально мнемодорожки. 

2. Заучивание по мнемотаблице стихотворения В. Степанова «Космонавт».

     Май.

1.  «Пересказ сказки: «Рукавичка», «Маша и лиса» по мнемодорожке.

2. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

3.  Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

4. Написание отчета о проделанной работе.

Список использованной литературы:

1. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). –Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001

3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.

4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru

6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

«Логопед» № 4 2008г



Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой  «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи: 

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей

Мнемотаблицы- схемы  - это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг - царевна )

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\таблицы Сказки\Репка.jpg

Данную методику используют при отгадывании загадок:

DataLife Engine Версия для печати Загадки в модельных таблиц…При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь!http://academy4baby.ru/wp-content/uploads/2014/12/mnemotablica.jpg

При описании предмета:

Просмотр сообщений - Просто Мария

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

Тема: «Весна».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

  • Весна,
  • весенние месяцы: март, апрель, май;
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка-сосулька.

Демонстрационный материал: мнемосхемы.

Раздаточный материал: бумага формат А4 голубого цвета на каждого ребенка, детали-заготовки для составления картинки-пейзажа на каждого ребенка, клей, салфетки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты:

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят в группу под негромкую музыку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном кaю.
Всех я вaс приветствую!

(Дети встают в круг).

1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

  • Какие слова запомнил ты?
  • Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
  • Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
  • Какое время года было до весны? (Зима).
  • Какое время года наступит после весны? (Лето).
  • Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).

II. Основная часть

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
 (Сосулька).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть.

2. Игра «Волшебная сосулька».

Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Воспитатель: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

3. Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

  • Зима ушла, а весна – … (пришла).
  • Зима холодная, а весна – … (тёплая).
  • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
  • Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
  • Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
  • Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
  • Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
  • Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

(Дети садятся на стульчики).

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

На экране схема первого предложения.

Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.

(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 

  • Ярко светит солнце. 
  • Тает снег.
  • Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
  • На деревьях набухают почки, появляется трава.
  • Просыпаются медведь и ежик.
  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Просыпаются насекомые.
  • Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

5. Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).

Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 

(Один ребенок составляет рассказ по картине).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?

В/о детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т.д.

Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.



Предварительный просмотр:

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

   -односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

   -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-бедность речи, недостаточный словарный запас.

-употребление нелитературных слов и выражений.

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

-плохая дикция.

          Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,  необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

         Я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

       Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации,  эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

      Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

      Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

      Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках: SWScan00_0

 посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, о семье. Данные  схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу например: составление рассказа «Осень» по графическому плану. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Осень"

        Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Например: заучивание стихотворения «Весна-красна»002.jpg

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.  После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

       Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

     Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

       Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

       Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: « В гости к мишке».  

Пересказ сказки « Теремок» по мнемотаблице.

Цели:

1.Формирование умения слышать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.

Развитие речевой коммуникативности.

Учить детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы.

Учить подбирать точные наименования для детенышей животных.

2.Упражнять в чётком и правильном произношении звуков А,О, У, М. Развивать интонационную выразительность речи: силу голоса, эмоциональность.

Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Использование предлогов «за»,  «под», «перед».

3. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных.

Воспитывать интерес к сказкам, любознательность.

Оборудование: письмо, медвежонок, ёлка, сундучок, мнемотаблица к стихотворению,зайчик,

Иллюстрации животных и их детёнышей, мнемотаблица к сказке «Теремок»

Ход занятия

Приветствие гостей.

2. Психологический настрой

- Здравствуйте ладошки,

Здравствуйте ножки,

Здравствуйте щёчки.

Здравствуйте глазки.

Здравствуйте, детки!

Воспитатель:

- Ребята, нам пришло письмо из леса. Давайте прочитаем. « Здравствуйте, ребята из группы «Теремок». Наступила зима. Все медведи давно уже спят. Только мне не спится без сказки. Помогите мне ребята заснуть.» Поможем Мишке? Ну тогда отправляемся в гости. А на чём можно отправиться в путь? (дети перечисляют виды транспорта) Я предлагаю поехать на поезде. Но чтобы стать вагончиками вы должны мне назвать противоположные слова. (дети становятся паровозиком)

-Летом тепло, а зимой…

-дорога широкая, а тропинка…

-я высокая, а дети…

-мышка маленькая, а слон…

-лёд твёрдый, а снег…

-мама молодая, а дедушка…

-лекарство горькое, а конфета …

- Заводим наш паровоз

Ту-ту-ту-ту(дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он вагоны повёз,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки,

В гости поехали

Все детишки к Мишке

Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»

( Дети здороваются с Медвежонком за лапу, называют свои имена.

Воспитатель приглашает детей погладить его, затем переносит Мишку на ковёр, дети садятся вокруг

Воспитатель: Вам нравится мишка? Какой он?

Дети: Мягкий, большой.

(Воспитатель обобщает и дополняет высказывания детей.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим Медвежонка. Какие у него глаза?

Дети: Черные, маленькие.

Воспитатель: На что похожи Мишкины глаза?

Дети: На бусинки.

Воспитатель: А какой у Мишки нос?

Дети: Блестящий, черный.

Воспитатель: На что похож нос у Мишки?

Дети: На пуговку.

Воспитатель: А что еще есть у мишки на голове?

Дети: Уши.

Воспитатель: Уши у Медвежонка какие?

Дети: Маленькие, круглые.

Воспитатель: Посмотрите, а какие у Медвежонка лапы?

Дети: Большие, толстые.

Воспитатель: Молодцы. Ну а кто мне скажет, есть ли у Медвежонка хвост?

Дети: Есть.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?


    11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?

_____________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Спасибо!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...