Сценарий по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам"
план-конспект занятия

Носова Елена Дмитриевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий НОД по познавательному развитию

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: « Путешествие по природным зонам России»

Цель: формирование целостного представления о природных зонах России

Задачи:

- сформировать понятие природная зона;

- познакомить с природной зоной «Горы»;

- обобщить знания детей о климатических условиях, флоре и фауне характерных для природных зон России;

- упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе;

- развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление, концентрацию внимания;

- воспитывать гуманное отношение к объектам природного мира;

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать монологическую речь;

Физическое развитие: способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей средствами физкультурной минутки;

Социально-коммуникативное: формировать у детей чувство уверенности в собственных силах в процессе  коллективной и самостоятельной деятельности;

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, диапроектор, физическая карта России, фотоматериалы интернет ресурсов, презентация «Природные зоны России», макет вулкана и ингредиенты для опыта.

Словарная работа: Природная зона, Красная книга, макет, вулкан, лава, жерло, кратер.

Методы и приемы: Беседа, демонстрация слайдов, словесная инструкция, игровые ситуации, педагогическое объяснение, опыт.

Ход сценария:

  1. Беседа « Природные зоны России» слайд 1

Что такое зона? (Пространство с общими признаками)

На какие зоны разделена наша группа? ( Игровая зона, зона творчества, зона сюжетно-ролевых игр, обеденная зона, учебная зона, гостевая зона)

Посмотрите на карту «Природные зоны России» слайд 2

Что такое, природная зона? ( Пространство, полоса, район характеризующееся каким-л общим признаком.)

Сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим ее своими глазами! А на чем мы можем путешествовать? ( На поезде,  самолете, велосипеде, машине, пешком.) Верно. А может, мы отправимся путешествовать в нашем воображении? Согласны. Закройте глазки и представьте бескрайние просторы нашей Родины-России. На путешествие настроились? Пора отправляться в путь!

 Рассказы детей.

Мы с вами оказались на Крайнем Севере. Давайте послушаем рассказ Романа В. о зоне Арктических пустынь.

 Арктические пустыни слайд 3

Зона Арктических пустынь, царство снега и льда, расположилась на  островах Северного Ледовитого океана. Из растительности здесь выживают только лишайники. Животный мир не богат, в основном тут обитают белые медведи, моржи тюлени, нарвалы, а из птиц  гагары и чистики. Весной  в Арктике можно увидеть северное сияние, светящиеся частицы воздуха, которые перемешиваются разными цветами.

Закроем глазки и окажемся в другой природной зоне. Послушаем рассказ Вадима С. о природной зоне Тундра.

ЗОНА ТУНДРЫ слайд 4

Протянулась вдоль берегов Северного ледовитого океана. Ее характеризует: короткое лето и длинная, морозная зима. Землю покрывают мхи и лишайники. Кое-где можно встретить карликовые березки и полярную иву. В тундре много рек, озер и болот. Здесь есть ягоды: брусника, морошка, клюква. Обитают волки, северные олени, полярные совы, куропатки, песцы.

Артем К.

Песец - пушистый хищник. Его называют полярной белой лисицей. Шерсть у песца необыкновенно густая. Зимой она белоснежная, а летом коричневая. Питается песец мелкими грызунами. Песец занесен в «Красную книгу».

Закрываем глазки и оказываемся в Лесной зоне с Андреем М.

Лесная зона слайд 5

Самая обширная зона России – протянулась от западных границ до Тихого океана и включает в себя тайгу и широколиственные леса. Зима здесь короче и мягче, чем в тундре. Лето теплое. Основные хвойные деревья: ель, сосна, кедр и Широколиственные деревья: липа, береза, осина. Животные: белка,  бурый медведь, глухарь, дятел.

Закрываем глазки и переносимся в Степную зону с Эллиной У.

Степная зона слайд 6

Это покрытая травами равнина. Зимой здесь мороз, а лето засушливое, дуют частые ветры-суховеи, осадков выпадает мало. В таких условиях произрастают: тюльпаны, ирисы, ковыль. Обитатели животного мира: суслик, хомяк, лиса-корсак, степной орел и другие.

Прострел (сон-трава) Ева С.

У цветка синие, голубые или фиолетовые лепестки, а стебли покрыты нежным пухом. Первыми появляются из-под снега, поэтому в народе называют «подснежниками». Растение обладает лекарственными свойствами, используют как снотворное, успокаивающее, бактерицидное средство. Цветок занесен в «Красную книгу».

3.«Красная книга» слайд 7

Дети, почему книга красного цвета? ( Красный цвет - знак тревоги и опасности.)

Как вы думаете, зачем растения и животных заносят в  Красную книгу? ( Они могут исчезнуть.)

Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы можете назвать? ( Белый медведь, морж, тюлень, рысь, выхухоль, корсак и другие)

4.Физкультурная минутка «Вместе с нами»

5.Дидактическое упражнение «Контур, силуэт»

Задание: подберите к выбранному животному контур, силуэт и выложите в ряд. Какое изображение находится в середине, справа от него, слева от него.

6. Дидактическое упражнение «Кто, где обитает?»

Задание: назовите животное и подберите - картинку зоны его обитания. Составьте предложение. Например: Белый медведь обитает в зоне Арктических пустынь.

7.Зона высотной поясности слайд 8

 Ребята, закройте глазки, и мы продолжим наше путешествие по природным зонам России. Перед нами поднимаются высокие горы с белыми снежными шапками. У подножия гор тепло, но если мы будем подниматься все выше и выше, будет  становиться холоднее и холоднее. Это зона высотной поясности. ( Слайд 2)                       Здесь водятся: косуля, серна, бурый медведь, горный баран, куница, ястреб.  Растения соответствуют той природной зоне, в которой располагаются горы. ( Слайд 9)

8. Зрительная гимнастика

9. Вулкан слайд 10

Строение вулкана: жерло, кратер, лава, термальные источники, гейзеры.

10. Опыт. Извержение вулкана.

11.Подведение итогов

Ребята, понравилось ли вам путешествие по природным зонам России? Давайте сыграем в игру: «Что понравилось?», «Что запомнилось?». Смайлики на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»

формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...

конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по природным зонам Земли"

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи:обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления  о разнообразие природных зон; о...

Конспект оод по познавательному развитию "Природные зоны Африки"

Материал по сложной теме для детей "Природные зоны Африки" преподнесён в интересной и доступной форме ....

«Путешествие по природным зонам». Образовательная область: познавательное

Цель  формирование целостного представления о природных зонах РоссииЗадачи:1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возн...

Цикл ООД по познавательному развитию (природное окружение) "Природные зоны"

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи: формировать представления  о разнообразие природных зон, дать понятие о первом законе экологии: все ра...