«Путешествие по природным зонам». Образовательная область: познавательное
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

Цель  формирование целостного представления о природных зонах России

Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;

2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_metodicheskoy_razrabotki.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ: «Путешествие по природным зонам».

Образовательная область:  позновательное

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: подготовительная группа

ФИО и ДОЛЖНОСТЬ АВТОРА: Закутилина Валентина Дмитриевна, воспитатель

ТЕРРИТОРИЯ: г. Саяногорск

МЕСТО РАБОТЫ: МБДОУ детский сад №  20«Дельфин»

Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия: занятие-путешествие.

Цель  формирование целостного представления о природных зонах России

Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;

2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Литература:

при разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ,

Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Методы и приемы:  беседа, демонстрация слайдов.

Педагогические технологии: , лексико-грамматические упражнения,

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Индивидуальная работа: Привлекать мало активных детей, добиваясь полных ответов на заданный вопрос.

Ход образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Этапы

образовательной

деятельности

Организация рабочего

пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

Условия социальной

ситуации развития и психолого-

педагогические условия

Вводная часть

(Организационный и мотивационный моменты)

Зазвонил  телефон. извиняясь перед детьми, отвечаю на телефонный звонок.

Звонок на телефон

Загадка. Глобус стоит на столе.

Находим на глобусе  Арктику.

В:Ребята, Сегодня нам с вами предстоит совершить увлекательное путешествие по нашей стране.

Безгранична и многообразна природа нашей страны. Много удивительного мы  узнали  о животном и растительном мире родного края. У нас есть горы, реки, болота и озера, леса и пустыни, богатейший растительный и животный мир.

- «Да, я. Да  мы».      Пауза.

- «Это очень неожиданное предложение, но я буду только рада, надеюсь, ребята тоже помогут мне».   Отклоняю звонок.

- Ребята, вы представляете, мне сейчас позвонил редактор журнала «Вокруг света». Он узнал, о том, что мы с вами изучаем природные  зоны России и предлагает нам отправиться в путешествие. А во время путешествия, все, что нам встретиться на пути, мы должны подробно описать. Вы согласны?

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

- Вы любите путешествовать?

Тогда отправляемся в путешествие. Но знаете, мы попадем в мир дикой природы.

А как мы должны вести себя?

Почему? Правильно.

Первая природная зона  нашего путешествия начнется  с самой крайней точки Земли, АРКТИКА.

Покажите ее на карте.

 Ну что пора в путешествие.

Покружись-повертись

И в Арктике окажись.

Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты решения проблемы.

 

(звучит музыка) Выполняют движения согласно тексту.

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с детьми.

Поддержка индивидуальности и инициативы через  принятие детьми решений, выражения  своих чувств и мыслей.

Основная часть

Сопровождение слайдов

- Где мы находимся?

Ответы детей (в Арктике)

- А как ещё называют эту природную зону?

- Почему она получила такое название?

- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?  

 Так что же мы знаем об Арктике?                          

Арктика - Это крайний север, царство льдов и снегов. Земля и поверхность океана здесь покрыта льдом.

 Большую  часть года здесь полярная зима, когда солнце даже не поднимается из-за горизонта. Весной в Арктике можно увидеть северные сияния. Это светящиеся частицы воздуха, которые переливаются разными цветами: желтым, зеленым, красным. Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь.  

Летом наступает полярный день, когда солнце наоборот не заходит за линию горизонта.

Арктика — место обитания уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь.

Медведь больше всего любит, есть рыбу, которую ловит сам. Он отлично плавает. А иногда он даже нападает на тюленей или моржей. Зимой медведь роет в снегу берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы.

В Арктике можно повстречать и северного оленя. Олень любит, есть траву и лишайники, он находит их под слоями снега. У оленя очень широкие копыта, поэтому он легко может ходить по глубокому снегу.

А разводят оленей чукчи. Это люди, которые живут на Крайнем Севере. Олени помогают чукчам передвигаться по снежным просторам.

На Северном полюсе живет песец. Это хищное животное похоже на лисицу, но немного поменьше. Часто песец ходит за белым медведем и доедает остатки его пищи.

В Арктике обитают тюлени, морские котики, моржи. Их всех называют ластоногими, потому что их лапы похожи на ласты. Благодаря таким ластам они могут очень быстро плавать под водой. Все они очень любят, есть рыбу, поэтому живут на

берегу океана.

 Игра

Спасаем замерзших животных

Ребята посмотрите, что это?

Животные  ПУСТЫНИ каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников. Нам  нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью),

Как мы это сделаем?

Надо  СРОЧНО отправить животных в ПУСТЫНЮ, что бы они снова не замерзли.

А давайте им поможем вернуться домой?

Посмотрите льдинки, с помощью их мы доберемся туда, где живут нами спасенные животные.

Прыгаем по льдинам. На полу раскладываем листы белой бумаги, прыгаем по ним, стараясь не наступить в холодный океан.

Ребята, а покажите,  где живут эти животные? Дети показывают на карте.

Верно, мы с вами спасли от холода наших животных ПУСТЫНИ. И так вторая наша природная зона ПУСТЫНЯ.

Чтобы побывать в пустыне, не обязательно ехать в Африку или Австралию. Пустыни и полупустыни находятся и на территории России.

От какого слово Пустыня? — от слова «пусто»?

Пустыня — это желтое и голубое. Желтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше — за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески. Днем в пустыне жарко, как... (в печке), а ночью — холодно, как... (в холодильнике).

Горы золотистых песков — барханы. Барханы — похожи на морские... (волны). Белые болота, засыпанные солью, — солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев — саксаульники. Такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как... (асфальт).

Ручьи и озера там без воды — летом вода пересыхает. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как... (огонь). Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, какая бывает у нас летом, а пасмурную и сырую, как погода... (осенью)! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую травку. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.

Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей — птиц, зверей, ящериц и жуков.

Очень  жаркое и сухое лето, холодная и малоснежная зима. Кроме Волги и Ахтубы, других источников воды здесь нет. В дельтах этих рек имеется несколько оазисов.

Слово «пустыня» наводит на мысль, что здесь нет никакой жизни. Но это не совсем так.

Растительность в этой зоне разместилась мозаичным образом. В целом растения небольшие, но имеют мощную корневую систему. В районе полупустынь растет черная полынь и солянка, мятлик луковичный и хвойник двуколосковый, верблюжья колючка и типчак. Ближе к Каспийскому морю, полупустыня переходит в пустыню, где растительность встречается все реже. В противовес бедной флоре,в пустынях и полупустынях обитает достаточно много животных: грызуны, хищники, крупные животные. Здесь проживают суслики и тушканчики, хомяки и полевые мыши, степные сурки и корсаки, гадюки и полозы, сайгаки и ушастый еж, а также множество птиц, например розовый пеликан.

Ответы детей (царство льда и снега).

 Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

Обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом.

Непосредственное общение с каждым ребенком,  недирективная  помощь детям.

Заключительная часть

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком

Рефлексия

Ментальная карта природные зоны России

1. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. М. :2016г.

2. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. «Формирование экологической культуры дошкольников» Волгоград: 2008г.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» М. :2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в Математическое Царство» (Образовательная область: «Познавательное развитие)

Математическое царство в опасности и чтобы попасть в эту страну, дети должны узнать пароль.Отправившись в гости к Царице Математики, дети с увлечением выполняют различные задания, при этом обучая Незн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 5 «Радужные лучики» Тема: "Путешествие по островам математики" Образовательная область «Познавательное развитие» - Раздел: формирование элементарных математических п

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний и умений посре...

Рабочая программа по Природному миру. Образовательная область «Познавательное развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Природный мир»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 2-ой младшей группы «Путешествие в страну Математики». Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект был разработан с целью прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, учить детей разли...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке времени" Образовательная область «Познавательное развитие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов,  Микрорайон...