Доклад
материал

Доронина Елена Александровна

«Особенности организации учебно-воспитательной работы  в разновозрастной группе дошкольного отделения»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад.23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрация Талдомского  городского округа Московской области

Муниципальное общеобразовательное  учреждение Николо -Кропоткинская  основная общеобразовательная  школа 

141915 Московская область, Талдомский район, с.  Николо-Кропотки, д.98.

___________________________________________________________________________________________

        

Доклад на тему:

«Особенности организации учебно-воспитательной работы

в разновозрастной группе дошкольного отделения»

Подготовила: 

старший воспитатель

МОУ Николо-Кропоткинской ООШ

(дошкольного отделения)

 Доронина Елена Александровна.

 

2021г.

   Детский сад — первое образовательное учреждение на пути развития ребенка от 1,6 до 7 лет. Вместе с семьей, детский сад участвует в воспитании малыша. Воспитатели, как вторые родители, закладывают все самые важные черты характера человека.

   Умения, приобретенные в этом возрасте, остаются на всю жизнь. В детском саду ребенок получает первый социальный опыт. Дети  учатся  общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

  Одной из основных  задач воспитателей является – наполнение  повседневной  жизни группы интересными делами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

В нашем дошкольном отделении школы функционируют две группы:

 

В младшей  разновозрастной группе – две подгруппы 2-3 года, 3-4 года, (где детей 2года  – 3 человека,  3 года- 6 человек, 4 года – 1 человек)= 10 человек

В старшей  разновозрастной группе- 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, (где детей  4-5 лет – 4 человека, 5-6 лет -9 человек, 6-7 лет- 4 человека).

Я считаю, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал.

   

Преимущества  разновозрастных групп:

  • В разновозрастной группе младшие дети  развиваются  быстрее, ориентируясь на успехи старших детей.
  • Старшие дети в разновозрастной группе учатся ответственности, помогая младшим.
  • Участники такой группы  получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
  • Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство становится  благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.

         Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умение соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Воспитателю необходимо сформировать адекватные отношения между детьми:

- где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал.

- где старший стремится защитить и помочь младшему,

- где младший не боится подойти к старшему,

- где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то получится завтра.

- где воспитатель внимателен к каждому ребенку,

- где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты.

    Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с  одновозрастным составом группы. Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:

  • знать программы возрастных групп;
  • уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • правильно распределять внимание, понимание и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
  • обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

     Для работы в такой  группе  в первую очередь нужно создать благоприятные условия для режимных моментов:

- столы и стулья подготовить  согласно росту детей (правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста);

-  рассадка детей по возрасту и росту: младшие дети сидят ближе к воспитателю и соответственно ближе к доске;

- соблюдается  время  проведения  занятий и их последовательность (воспитатель организует проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы).

 

    При  непосредственном проведении занятий, дети, которые младше по возрасту,  заканчивают занятие раньше и идут в игровой уголок. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшими детьми предусматривается более подробный анализ результатов деятельности.

    При проведении занятий воспитателю  необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание , а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

   После завершения работы с детьми младшего возраста, организуется перерыв для детей всей группы. Хочется  отметить, что физкультминутки во время занятий делают все дети.

    При проведении  занятий по лепке, аппликации, конструированию , воспитатели  для младших детей  задание  готовят полегче, для  более старших детей- сложнее.

   При проведении занятий по познавательному развитию и не только, воспитатели  часто используют метод квест – игры, что интересно не только старшим детям, но и младшим. Дети с удовольствием разгадывают кроссворды, карты, головоломки  и следуют указаниям воспитателя.

 С помощью  квест-игры  решаются   следующий  задачи:

  • научить детей планировать свою деятельность и прогнозировать результат;
  • научить детей работать в коллективе;
  • развивать целеустремленность и стремление к победе;
  • создать оптимальную и комфортную рабочую среду;
  • развить физические качества, творческие способности, жизненные позиции детей.

    Для  обеспечения  активности  и работоспособности  детей во всех подгруппах, воспитатели  избегают  длинных бесед, многословных объяснений, находят  правильные темп и ритм любой деятельности.  Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.

   Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе. Создавая  развивающую среду группы, воспитатели учитывали  особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Гараж», «Салон красоты», «Уголок конструирования», «Кухня», «Семья»,  для развития творческих способностей «Творческая мастерская».

   Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

   При определении режима дня для детей трех- четырех возрастов  за основу берем режим среднего возраста и с учетом режима для остальных детей вносим некоторые изменения в длительность режимных  процессов.

Когда воспитатель руководит большинством группы, младший воспитатель находится с меньшинством.

  Установленный режим обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей- режим обновляется.

  Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми. Педагоги берут общую тему  с постепенным усложнением  педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети всех возрастов, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей.

      Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель, прежде всего  заботится об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...