Доклад
материал (старшая группа)

Доронина Елена Александровна

Доклад на тему "Экспериментально- исследовательская деятельность дошкольников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад.32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Николо-Кропоткинская основная общеобразовательная школа

Районное методическое  объединение

«Современные подходы к реализации образовательной деятельности

«Познавательное  развитие»

2022г.

Доклад на тему:

«Экспериментально-исследовательская

деятельность  дошкольников»

Подготовила:

 Старший воспитатель, Доронина Е.А.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(КОНФУЦИЙ)

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт , попытка осуществить что-либо. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Развитие исследовательских способностей ребенка  –  одна из важнейших  задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Цель:

Основной целью экспериментально-исследовательской  деятельности в детском саду является - развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментально - исследовательская  деятельность направлена на реализацию следующих задач

Задачи:

- формировать способность видеть многообразие мира

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

-расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? 

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача  учреждения - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Организовать работу по экспериментальной деятельности следует таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием- как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование  возможно организовать в трех направлениях:

  • специально организованное обучение (педагог  рассказывает и показывает)
  • совместная деятельность педагога с детьми (педагог рассказывает  и  вместе с детьми проводят опыты)
  • самостоятельность детей (дети самостоятельно экспериментируют).

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Что же  нужно для этой экспериментально- исследовательской деятельности?

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей:

      1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

     2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

    3. Создание в группе и в саду комфортных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

    4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

     5.Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

   6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

   7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.

  8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    9. Разработать  методы  стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

   10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Последовательность детского экспериментирования:

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

        Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

        В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия  — экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

       Содержание уголков экспериментальной деятельности.

       Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

         В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

     1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

     2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, «бросового»)

     3) место для проведения опытов

    4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Оборудования для экспериментальной деятельности:

Младший дошкольный возраст

  • Книги познавательного характера для младшего возраста;
  • Тематические альбомы;
  • Коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани».        
  • Песок, глина;
  • Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • Лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
  • «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • Семена бобов, фасоли, гороха   
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
  • Персонажи, наделанные определенными чертами
  • («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

       Старший дошкольный возраст

  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • Серии картин с изображением природных сообществ;
  • Книги познавательного характера, атласы;
  • Тематические альбомы;
  •  Коллекции
  • Мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:»,  «Изделия из камня».   
  • Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»;
  • Природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
  •  Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • Сито, воронки
  • Половинки мыльниц, формы для льда
  • Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
  • Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки          
  • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
  • Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
  • Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Что дети узнают в процессе экспериментально- исследовательской деятельности?

    Младший  дошкольный возраст

     Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

    1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

    2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

    3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

    4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

    5. Об эталоне «1 минута».

    6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Старший дошкольный возраст

      Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

    1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

    2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).

    3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

    4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

    5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

    6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

      В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Экспериментирование связано со всей детской деятельностью:

  1. игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон;
  2. рисование - зарисовка опытов и наблюдений;
  3. ручной труд - поделки из природного материала;
  4. на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом , льдом …
  5. во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими.

Все групповое пространство должно быть распределено на уголки, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения , классификации, обобщения.

Предлагаю вам немногого поиграть и игру «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности».

1.Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС?

- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с космосом.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.

Ответ: Ознакомление с космосом.

2.Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников?

Ответ:  

1.Музыкальная деятельность
2. Трудовая деятельность
3. Коммуникативная деятельность

4. Познавательно – исследовательская деятельность
5. Чтение художественной литературы
6. Продуктивная деятельность
7. Игровая деятельность
8. Двигательная деятельность

3.Какому возрасту соответствует опыт?

1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3 года)

2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)

3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года)

4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет)

4.Творческое задание для педагогов

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Незнайка, Винни-Пух, Карлсон, Нильс, Алиса.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-Пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Нильс - поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать

тайну его заклятия.

Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.

Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.

Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-Пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе

поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

 Заключение

В результате организации детского экспериментирования

  • У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
  • Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
  • Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
  • Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002

3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

5.Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

6.Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...