Конспект открытого занятия в младшей группе "Знакомство с Дымковской игрушкой"
план-конспект занятия (младшая группа)

Титова Юлия Григорьевна

Конспект открытого занятия в младшей группе "Знакомство с Дымковской игрушкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_roboborik_dymkovskaya_1.docx66.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи

Дергачевского района Саратовской области

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Дергачевского района

Выступление по теме:

«Знакомство с Дымковской игрушкой»

Подготовили и провели воспитатели

МДОУ детский сад «Солнышко» р.п.Дергачи

Титова Ю.Г, Ефимова Д.Н.

Дергачи 2022

Конспект открытого занятия .

Тема: Знакомство с Дымковской игрушкой.

Цель:  развитие эстетического восприятия через  приобщение к декоративной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить детей с народным промыслом  «Дымковская игрушка»;-способствовать формированию умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: материал, цвет, элементы узора;– учить использовать нетрадиционные материалы (ватные палочки, штампы) для нанесения узоров на плоскостной шаблон.

Развивающие:

-развивать интерес к творчеству народных умельцев.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народному наследию.

Педагогические технологии: нетрадиционного рисования, здоровьесберегающая, игровая технология, личностно – ориентированная технология.

Оборудование:  русская народная ленточная  игра «Карусель», спокойная музыка для детского творчества; костюм барышни; картинки дымковских игрушек: барышня, индюк, курочка, лошадка; силуэты лошадок, гуашь красного и синего цвета, стаканчики с водой, ватные палочки,  салфетки, стаканы с водой, мольберт.

Активизация словаря: село Дымково, дымковские барышня, дымковские игрушки, мастера, глина, глиняный, барышня, лошадка, индюк, круг, кружок, точка, красный, синий. 

Ход. Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель.   Придумано кем-то просто и мудро

                            При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                            Доброе утро солнцу и птицам.

                            Доброе утро улыбчивым лицам.

                            И каждый становится добрым, доверчивым.

                            Пусть доброе утро длится до вечера!

   А теперь, давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.

Дети: Доброе утро! (Дети садятся на стульчики).

Звучит русская  народная музыка.

Воспитатель. Ребята, вы слышите,  к нам еще один гость спешит.

Входит Дымковская барышня.

Дымковская барышня. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!    

Здравствуйте, дорогие гости!

Я Дымковская барышня,  пришла издалека

Чтоб рассказать вам дети

Об игрушках непростых,

А волшебно-расписных – Дымковских.

( Показывает игрушки).

Посмотрите, какие красивые и совсем необычные.  Вам нравятся Дымковские игрушки? А хотите узнать, почему они называются Дымковскими?     

Тогда приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Все о дымковской игрушке
мы хотим вам рассказать.

 Дымковская барышня. 

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нет цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается картинки «Дымковские игрушки»)

Дымковская барышня. Ребята,  посмотрите на игрушки. Скажите, какими яркими цветами  их расписали мастера? (Ответы детей.)

   Воспитатель:  Больше всего любили мастера лепить уточек, барышень, лошадок, индюков и украшать их узорами. Это прямые и волнистые линии, клетки, кружочки и точки . Давайте их рассмотрим на картинках.  

Дымковская барышня, показывая на картинку барышни:

 Я – дымковская барышня,

 Хожу я не спеша, 

 Мой наряд всем нравится,

 Ах, как хороша!  

 

   – Ребята, а вам нравится мой наряд? (Да) Скажите, какими узорами, его украсили мастера? (Ответы).

 Воспитатель.                        

    Вот индюк нарядный

     Весь такой он складный

    У большого индюка

     Все расписаны бока.

– Ребята, какими узорами украшен индюк?  (Дети называют элементы).

– Ребята, вам понравились  дымковские игрушки? (Да) 

– Кто запомнил, почему игрушки называют Дымковскими? Потому что лепили их в селе Дымково. 

Воспитатель. Ребята, давайте немного передохнем и проведем с вами физкультминутку.

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки,

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон)

    Дымковская барышня.  Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?  (Да). Тогда, я предлагаю отправиться  на волшебной  карусели  в  мастерскую дымковской игрушки.  Поедем? (Да). Занимайте места.  

( Сначала девочки занимают места, потом мальчики).

П/Игра «Карусель»

Дымковская барышня.  Ну, вот мы и прибыли в село Дымково, ребята, кладите карусель, поворачивайтесь друг за другом и проходите в мастерскую. (Дети занимают рабочие места, проверяется осанка и т.п.)

Дымковская барышня.  Ребята, слышите? Здесь кто-то есть. (Запись ржания лошади). Кто это? 

Дети. Лошадка.

Дымковская барышня.  Правильно.  (демонстрация картинки лошадки) Ребята, скажите, лошадка какая?

Дети. Лошадка красивая, нарядная, расписная.

Дымковская барышня.  Правильно. Только немножко грустная, потому что у нее нет друзей. Давайте поможем нашей лошадке, превратим белые силуэты на ваших столах в нарядных лошадок. 

Показ.

   Посмотрите, как я буду  украшать свою лошадку.  Сначала я беру в руки одну ватную палочку, опускаю аккуратно в краску красного цвета и рисую круг на шее, ногах, спинке лошадки. Круги располагаю  отдельно друг от друга. Затем беру в руки другую палочку, смачиваю водой,  набираю краску синего цвета  и украшаю точками вокруг красных кругов.  Один кружок украсила, потом  другой и так все остальные. Посмотрите, какая нарядная стала моя лошадка.  Я знаю, что у вас получится еще лучше.

  

Воспитатель:  Но прежде, чем вы приступите к работе, мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Лошадки»

В чистом поле без оглядки      (Сжимать и разжимать пальцы рук в кулачки)

Мчатся быстрые лошадки.       (Быстро перебирать и стучать ими по столу)

Цок –цок –цок, цок-цок-цок     (Поцокайте язычком)

Скачет резвый табунок.             ( Кулачками постучать по столу)

Дымковская барышня.  Ребята,  можете начинать расписывать своих лошадок. С чего нужно начать? (С больших красных кругов). Барышня оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. Хвалит и подбадривает детей.

Выполнение работы детьми.

Итог. 

Дымковская барышня.  Ай да, ребята, молодцы! Какие замечательные дымковские лошадки у вас получились. Пусть они немного подсохнут, а вы мне скажите, как называются игрушки, с которыми я сегодня вас познакомила?  (Ответ: дымковские).

 Воспитатель. А какую дымковскую игрушку мы сегодня украшали? (Ответ: лошадку). 

– Какими узорами? (Кругами и точками)

– Какие цвета использовали для узоров? (Красный и синий)

   Дымковская барышня.   Правильно. Лошадка очень рада, что у нее появились друзья. Она говорит вам спасибо и хочет похвалить за аккуратность (перечислить), старательность (перечислить), пожелать, чтобы были внимательными и старательными (перечислить)

Воспитатель: А сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю отправиться туда на ваших лошадках.

Под музыку дети выходят из-за стола и возвращаются в детский сад. Прикрепляют в группе на мольберт, в свободное время рассматривают. Анализируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект НОД во второй младшей группе «Украсим Дымковскую игрушку».

Конспект НОД во второй младшей группе «Украсим Дымковскую игрушку». Дымковская игрушка поражает своей яркостью, ни с чем несравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, на...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Дымковская игрушка»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы«Дымковская игрушка»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Наши любимые игрушки» в младшей группе

Цель: Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетанияЗадачи:Интеграция образовательных областей:Социально - коммуникативное развитие:развивать эмоциональную отзы...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

Конспект открытого занятия в младшей группе "Наши любимые игрушки" в младшей группе

Цель данного занятия: формировать умения вслушиваться в речь воспитателя, договаривать слова и словосочетания...

Конспект открытого занятия по ОБЖ "Спички детям не игрушки" во 2 младшей группе

- Формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;- Дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сфо...