Проект в младшей группе "Волшебница - вода"
материал (младшая группа)

     

 

Проект в младшей группе "Волшебница - вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx976.99 КБ
Office presentation icon volshebnitsa-voda_-_kopiya.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Экологический проект «Волшебница вода»

Подготовила:

Учитель-логопед: Искра Л.Н.

Г.О. Электросталь, 2020г.

Экологический проект «Волшебница вода»

Актуальность проекта

В дошкольном детстве закладывается бережное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью, воспитания бережного отношения к воде,  был разработан краткосрочный проект «Волшебница - вода» для детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети младшей группы, их родители, учитель – логопед.

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Объект проекта: вода

Предмет проекта: свойства воды

Цель проекта: развивать у детей представления о природном объекте – воде. Гипотеза: что было бы, если бы не было воды.

Задачи проекта:

-  Подвести детей к пониманию, что вода – это источник жизни,  и все живое на земле пьет водичку.

- Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая, теплая и холодная.

- Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, рек…).
- Воспитывать бережное отношение к воде.

Продукт проекта: Создание презентации.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня знаний детей о роли воды для окружающего мира. Воспитание бережного  отношения  к воде, как к источнику жизни.

Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.

Этапы проекта

Подготовительный:

  • Изучение методической литературы, информации по теме. Выявление уровня знаний у детей о значении воды в жизни людей, животных, растений.
  • Знакомство с темой проекта детей и родителей, появление заинтересованности по теме проекта. Составление плана проекта, определение сроков реализации. Подготовка материалов и оборудования для опытно-экспериментальной деятельности, иллюстративный материал, подбор дидактического материала - игры, пособия; подбор художественной литературы по теме проекта.
  • Изучение наглядной информации по теме проекта. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты с водой».

Основной:

  • Тематические беседы: « Вода вокруг нас», «Кому нужна вода», «Жить нельзя нам без воды».
  • Рассматривание картинок : «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода». 
  • Экспериментирование с детьми:

«Какая вода» (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная).

  • Ознакомление с художественной литературой: К.И.Чуковскго «Мойдодыр», « Федорено горе», А. Барто «Девочка чумазая»; Чтение песенок и потешек: «Водичка, водичка, умой мое личико», «От водички, от водицы всё улыбками искрится…»,   «Плывёт, плывёт кораблик…».  Пальчиковая гимнастика «Ах вода, вода, вода! ».   
  • Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Разрезные картинки».
  • Сюжетные игры: «Отправим кораблик в плавание», «Помоем игрушки», «Мыльные пузыри».
  • Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»
  • Практические работы: «Полив цветов».
  • Рисование «Морские жители: крабы и осьминоги».

Итоговый :

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом.

Приложение.

Консультации.

 «Организация детского экспериментирования

в домашних условиях».

       Детское экспериментирование – это один из ведущих видов

деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого

исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и

освоения огромного нового мира. Ребенок любит все загадочное, неизвестное, пытается изучать мир всеми возможными способами и задает очень много вопросов обо всем на свете. Очень часто простые и обыденные для нас, взрослых, вещи вызывают искреннее удивление и восхищение детей. А ведь существуют простые эксперименты, которые можно провести в любом месте. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юные экспериментаторы могут делать сами, выполняя ваши инструкции, и, конечно, под вашим наблюдением. Это не только поможет занять ребенка на некоторое время, но и способствует развитию мышления ребенка, его памяти, любознательности и наблюдательности, поможет понять некоторые законы природы.

        В детском саду уделяется много внимания экспериментированию.

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные

проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для

развития детской познавательной деятельности, имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

       А дома любое место может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната.

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

 Разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

       Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,

когда она готовит еду. Простые опыты надолго увлекут вашего непоседу и дадут вам возможность спокойно заниматься кухонными делами.

Самые простые опыты можно проделать с обычной водой. Для начала поговорите с ребенком о воде. Вспомните, где можно встретить, для чего она нужна и что будет, если вода вдруг исчезнет. Спросите, есть ли у воды цвет, запах, какая она на вкус. Если малыш еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой эксперимент.

Опыт 1. Налейте воду в формочку для льда, и пусть ребенок сам поместит ее в морозилку. (воду можно окрасить в разные цвета). Через пару часов вытащите формочку и покажите, что вместо воды в ней оказался лед. Сможет ли ваш ребенок сам разобраться в этом чуде? Неужели твердый лед – это та же вода? Давай проверим! В теплой комнате лед растает и превратится в воду. Пусть это будет первое открытие юного исследователя.

Опыт 2. Наберите в прозрачную емкость воды, отметьте маркером ее уровень на стенке емкости и оставьте на несколько дней. Пусть ваш малыш наблюдает таинственное исчезновение воды в течении нескольких дней. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Опыт 3. А теперь исследуем некоторые свойства воды. Одно из них ребенку знакомо. Речь пойдет о растворении. Спросите у малыша, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой (сахар не исчезает, он растворяется и поэтому чай становится сладким).

Поставьте перед ребенком проблему: все ли вещества будут растворяться в воде? Выслушайте предположения малыша, а потом предложите проверить догадки с помощью эксперимента. Налейте в стаканчики воду, дайте малышу различные безопасные вещества, которые найдутся на вашей кухне (сахар, соль, крупы, масло, муку, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает выводы.

Можно сделать мыльные пузыри. Для этого наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру,

напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться

в тонкий слой.

       Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите

ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет

действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.

Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него

ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём

проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

       Если вы не знаете точного (научного) ответа на какой-либо вопрос, необходимо обратится к справочной литературе.

        Несколько советов для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам

 кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
               Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
             Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

               Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
            Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

            Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

               С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

               Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях ,о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам»

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего

ребёнка.

«Занимательные опыты и эксперименты».

 Все дети любят различные эксперименты и опыты и возиться с водой. Если соединить все вместе, то можно получить весьма увлекательное занятие, причем интересно будет и детям, и взрослым! 
 
Проведение опытов в домашних условиях – занятие увлекательное и практически бесплатное. То, что родители давно воспринимают, как обыденность, для малыша может стать подлинным открытием. Главное – правильно расставить акценты.

 «Разноцветные льдинки». Приготовив цветную воду, залейте ее в пакетики или формочки для льда. Половину оставьте на свежем воздухе (балконе), другую – в морозильной камере. Через несколько часов сравните результаты и сделайте выводы по ситуации (где температура ниже – там быстрее замерзает). Часть готовых кубиков можно использовать для декорации снеговика или других зимних поделок. Приготовьте несколько баночек: с ледяной водой, с теплой, с очень горячей и одну пустую. Предложите ребёнку в каждую из них опустить льдинку. Благодаря краске, интересно наблюдать изменение физического состояния. Напомните, что лед – это одно из состояний воды. 

Всасывание воды. Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.  

Исчезновение воды. Проведите эксперимент: налейте в стакан воду и отметьте ее уровень, затем уберите стакан на сутки. Снова проверьте уровень воды и сделайте новую отметину. Вода испаряется. Для сравнения возьмите второй стакан и накройте его фольгой. На примере этого эксперимента можно объяснить ребенку куда деваются лужи.

 «Подводная лодка». Поставьте стакан в миску, наполненную водой, и переверните его вверх дном. Опустите в миску изогнутую трубочку так, чтобы один ее конец оказался в перевернутом стакане, а другой высовывался из воды. Подуйте в трубочку. Стакан наполнится воздухом и всплывет наверх.

Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.  Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. 

Рукам своим не верю.  Приготовьте три миски с водой: одну — с холодной, другую — с комнатной, третью — с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Опыт с соломинкой.  Наливаем воду в один стакан, а второй оставляем пустым. Опускаем в воду соломинку, зажимаем пальцем ее кончик, вытаскиваем и над пустым стаканом убираем палец. Вода выльется из трубочки.   

Это только часть опытов, которые можно провести с водой и немного рассказать детям о ее свойствах. Так, играя, они получат свои первые уроки по физике.

Беседы с детьми.

 «Вода вокруг нас» (младшая группа)

Цель. Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи: 1. уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. 2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека. 3. Воспитывать бережное отношение к воде.


Загадка о воде.

Здравствуйте мои друзья!

В гости к вам спешила я,

Все на свете я полью,

Всех от жажды я спасу

Пароходам без меня,

Ни туда и ни сюда

Угадайте, кто же я?

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (вода)

 

Чтение стихотворения Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, что я везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзаю,

В лес туманом заползаю.

На плите у вас кипела.

Паром чайника шипела,

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Игра «Вода хорошо – вода плохо»

1.     Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?

2.     Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);

3.     Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать?

На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Вы хотите пить? Подойдите к столу, посмотрите вот вода, сделайте по глотку. Какая вода? (у воды нет вкуса)

Вода может быть теплой, холодной, горячей. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной. Если бы вы были рыбками, какую воду вы бы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов)

Вот как много теперь вы знаете  о воде.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0684/0017ad33-b95c8f07/hello_html_m2a35f81f.jpg

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10f5/000f8dcc-60b46a4d/3/img14.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5518c4f2446d8/img_user_file_5518c4f2446d8_16.jpg

Потешки.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! 

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы —
Четырнадцать мышат.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток,
Канаты — паутинки,
А парус — лепесток.
Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
— Земля! — сказала утка.
Причаливайте!
Кряк!

Пальчиковая гимнастика

«Ах вода, вода, вода!»   

Ах вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро.

 «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять

(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.

(Беспорядочные удару по столу пальчиками обеих рук).

Шёл неспешно, по привычке,

(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу).

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

(Часто и ритмично бьют в ладоши).

– Ох!

(Один хлопок.)

И ушел

(Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

Подвижные игры

 «Тучка и капельки».

Дети-капельки, воспитатель-туча.

- Дети – капельки летите.

И всю землю напоите.

(дети бегают врассыпную под музыку)

- Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам - динь, динь. По корягам - буль, буль. По осоке - ш-ш.

(дети передвигаются « паровозиком»)

- Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились

(дети бегут к воспитателю)

«Солнышко и дождик»

1.  На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.

2.   Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

“Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять – 

Станут бегать и играть”

Повторяйте за мной слова и движения:

“Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!”

(Руки на поясе, кружатся)

 Ребята посмотрите, дождик начался.

(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

“Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи, 

Зря в окошко не стучи”

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.

«Море волнуется»

Ведущий произносит слова:

«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура  на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.

Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.

Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Теплою водою Чисто руки мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру .

Слайд 3

Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать

Слайд 4

Посадили мы цветы Посмотрите, вот они! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за цветочками Дружно наблюдать.

Слайд 5

По воде можно пускать кораблики

Слайд 6

Можно подуть в воду из трубочки и получатся пузырики

Слайд 7

Вода бывает разноцветной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Вода-воздух"

Познавательно-исследовательская деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках образовательной деятельности с детьми второй младшей группы.Данный проект представляет собой создание ...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в младшей группе «Вода-водичка»

Учить детей делать выводы на основе практических опытов;- принимать посильное участие в экспериментах;- закреплять знания о значении воды для людей и ее физических свойствах....

Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Водичка, водичка"

Данный проект направлен на развитие представлений детей о природном объекте-воде....

Проект в младшей группе «Вода – ты самое большое богатство на свете»

Проект в младшей группе  «Вода – ты самое большое богатство на свете»...

Экологический проект первой младшей группы "Вода - это жизнь"

Цель данного проекта - познакомить детей младшего дошкольного возраста со значением воды в природе и жизни человека....

Проект в младшей группе "Водичка-водичка..."

Тема проекта: Изучение свойств воды через различные виды детской деятельности....

Проект для младшей группы :"Водичка, водичка"

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного...