Тематический контроль "Организация работы по художественно - эстетическому развитию детей в ДОУ"
материал

Белозерова Юлия Юрьевна

Оценка эффективности воспитательно – образовательной работы по художественно- эстетическому развитию детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_no2.docx56.06 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения тематического контроля

Тема:  «Организация работы по художественно – эстетическому развитию детей в ДОУ»

Цель: Оценить эффективность воспитательно – образовательной работы по художественно- эстетическому развитию детей в ДОУ.

Сроки  проверки:  с 07.02  по 18.02.2022 года.

Возрастные группы: группа раннего возраста, группа второго раннего возраста,  младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.

Ответственные за проведение контроля:

Старший воспитатель – Белозерова Ю.Ю.

Воспитатель  – Меньшова Н.О.

Воспитатель – Кондрулина А.В.

Предмет контроля:

  • Оценка создания условий в группе
  • Выявление уровня развития детей
  • Оценка профессионального мастерства воспитателя
  • Оценка планирования воспитательно – образовательной работы с детьми.
  • Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.

Основание для контроля: Выполнение задач годового плана на 2021 - 2022 учебный год.

Вопросы, подлежащие проверке:

Разделы плана

Содержание

Методика изучения

Создание условий  в группе

- Умение создать в группе развивающую предметно –пространственную среду направленную на художественно - эстетическое развитие

-  Посещение групп.

- Анализ предметно-развивающей среды «Уголок рисования», «Уголок музыки», «Театральный уголок».

Выявление уровня развития детей

- Соответствие уровня художественно - эстетического развития детей  программным целям и задачам.

 - Анализ деятельности детей в ходе НОД.

 

Оценка профессионального мастерства воспитателя

- Умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми.

- Владение методами и приемами, формами работы по художественно - эстетическому развитию.

 - Умение организовать работу по художественно - эстетическому  развитию детей в игровой  деятельности, режимных моментах.

 

- Анализ проведения НОД  воспитателем.

- Анализ проведения совместной деятельности педагога с детьми.

Планирование работы

- Эффективность планирования по художественно – эстетическому развитию 

Проверка планов с точки зрения планирования:

- НОД;

- индивидуальной работы с детьми;

- совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию в процессе проведения режимных моментов, в игровой деятельности;

- организация самостоятельной деятельности в уголках активности.

Работа с родителями

- Эффективность взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями по теме:

«Художественно – эстетическое развитие детей»

- Планирование работы;

- Консультации для родителей по данному направлению.

- Анализ наглядной информации для родителей в группе.

- Анализ планирование работы с родителями.

- Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

 

Оценочный инструментарий:

  1. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Создание условий по художественно – эстетическому развитию в разных возрастных группах детского сада»
  2. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Уголков по художественно – эстетическому развитию»
  3. Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и изучение ЗУН детей вовремя НОД с детьми. 
  4. Анализ планирования образовательной работы по (ИЗО)
  5. Карта анализа наглядной информации для родителей.
  6. Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Подведение итогов контроля:

Ознакомление педагогов с аналитической справкой по  итогам тематического контроля на педагогическом совете № 3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий по художественно – эстетическому развитию в разных возрастных группах детского сада» (ИЗО)

Элементы предметно-развивающей среды

Возрастные группы

Дата проведения.

1 ранний возраст

2Второй ранний возраст

3Младшая группа

4Средняя группа

5 Старшая группа

6Подготов-ительная группа

1

Наличие методической литературы по художественно- эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателей группы.

2

Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, диапозитивов, диафильмов и т.д.)

3

Материал для занятий

Занятия по рисованию

1)Бумага для рисования

2)Цветные карандаши (по коробке на каждого ребёнка):

Младшая группа – 6 цветов

Средняя группа – 12 цветов

Старший возраст – 12 18 или 24 цвета

3)Простые карандаши и ластики

4)Гуашь

5)Палитры для смешивания красок

6)Акварельные краски (старшая группа)

7)Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей группы)

8)Кисти беличьи (мягкие, круглые):

Младшая группа № 12,10

Со средней группы добавляют № 8,6

Старший возраст – добавляются флецы для

тонирования бумаги, широкие кисти из щетины.

9)Банки для воды, подставки для кистей, тряпочки, салфетки.

Занятия по лепке

1)Пластилин

2)Глина

3)Доски или пластиковые салфетки для лепки

4)Стеки

5)Тряпочки, салфетки

Занятия по аппликации

1)Цветная бумага

2)Цветной картон

3)Гофрированная бумага

4)Бросовый материал – фольга, фантики от конфет …

5)Ножницы на каждого ребёнка (детские, с

закруглёнными концами)

6)Клей и кисти для клея

7)Салфетки тканевые

8)Салфетки пластиковые

4

Настенные доски, стенды для анализа рисунков, для выставок детских работ.

5

Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности: освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты)

6

Оформление изоуголка, создание условий для самостоятельной изодеятельности.

1) Расположение стола или мольберта в хорошо освещённом, доступном для детей месте.

2) Бумага для рисования – разного формата и разной формы, тонированная

3) Цветные карандаши – начиная с младшей группы

4) Краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со старшей группы)

5) Кисти (разные, по 2-3 шт. каждого вида)

6) Пластилин (стеки, клеёнки или доски для лепки)

7) Цветная бумага и картон

8) Ножницы с закруглёнными концами (3-4 шт.)

9) Клей (можно клеящий карандаш или клей во флаконе с узким носиком) и кисти для клея

10) Место для сменных выставок из детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.

11)Альбомы-раскраски

7

Оформление и хранение детских работ

Педагогическая целесообразность и эстетичность

оформления пособий, размещения игрушек

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Уголков по художественно – эстетическому развитию»

Элементы предметно-развивающей среды

Возрастные группы

Дата проведения.

1 ранний возраст

2Второй ранний возраст

3Младшая группа

4Средняя группа

5 Старшая группа

6Подготов-ительная группа

УГОЛОК МУЗЫКИ

1

Перечень материалов для детей от 1.5 до 4 лет

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.) ;

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки,

колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,

осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по

сезонам) ;

•магнитофон и набор аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в

виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

2

Перечень материалов для детей 4—5 лет 

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:

•металлофон (со второго полугодия)

•шумовые, ударные инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ; немая клавиатура с иллюстрациями к детским песенкам.

• фланелеграф или магнитная доска;

• музыкально-дидактические игры по совету музыкального руководителя;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-7 лет

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;

•портреты композиторов;

•музыкально-дидактические игры по совету музыкального руководителя.

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.)

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к

знакомым народным танцам;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.) :

•магнитофон и набор аудиозаписей или дисков.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Перечень материалов для детей от 1.5 до 3 лет

  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
  • Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
  • Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.

Перечень материалов для детей от 3 до 4лет

Дополнительно к материалам групп раннего возраста используется следующее

  • Фланелеграф
  • Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  • Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  • Маленькая ширма для настольного театра.
  • Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей

Перечень материалов для детей от 4 до 5 лет

Дополнительно к материалам младшей группы используется следующее

  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски
  • животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных
  • персонажей.
  • Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра
  • (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  • Атрибуты для «Разноцветных сказок».

Перечень материалов для детей от 5 до 7 лет

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее

  • Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  • Стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  • Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек,театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  • Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Перечень материалов для детей от 2 до 4лет

  • Крупный напольный конструктор.
  • Набор кубиков, пластин, кирпичиков, цилиндров для сооружения построек на столах в контейнерах, ящиках.
  • Пазовый конструктор типа «Лего» (крупный или среднего размера).
  • Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур разного цвета для плоскостного конструирования.
  • Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
  • Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная. Она может быть как в виде прямоугольных и квадратных листов, так и в форме круга, корзинки, дерева. На эту плотную основу дети накладывают детали (яблоки, сливы, мячики и прочее).

Перечень материалов для детей от 4 до 5лет

Дополнительно к материалам младшей группы используется следующее

  • Тематические конструкторы «Город», «Зоопарк», «Детская площадка» или подобные им.
  • Набор мелких игрушек, включающих в себя экзотических животных, изображение людей разных возрастов (прохожие, играющие дети, регулировщик движения).
  • Бросовый материал, мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья).
  • Наборы для бумаготворчества: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования.
  • Всевозможный природный материал: каштаны, шишки, сухие листья, кора, ветки, ореховая скорлупа.
  • Бросовый материал: катушки, коробочки из-под соков, одноразовая посуда.
  • Пластилин для крепления деталей поделок, клей.
  • Простые схемы, рисунки поделок и построек, изображения зданий разного назначение (жилой дом, театр, детский сад, поликлиника).

Перечень материалов для детей от 5 до 7лет

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее

  • Металлические с креплениями на гайках и винтах. Пластиковые с креплениями-скобами. Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов.
  • Мелкие конструкторы «Лего» тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».
  • Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.

АНАЛИЗ

ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ИЗО)

Направления воспитательно-образовательной работы.

Возрастные группы

Дата проведения.

1 ранний возраст

2Второй ранний возраст

3Младшая группа

4Средняя группа

5 Старшая группа

6Подготов-ительная группа

Общие вопросы

1) эстетика оформления

2)Режим, сетка-занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей.

Планирование занятий по ИЗО

1) Программное содержание: обучающая,

воспитательная, развивающая задачи

2) Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций…

3) Материалы и оборудование

Планирование работы по изодеятельности вне занятий

1) дидактические игры на освоение детьми цвета,

формы, формирование чувства композиции

2) Работа в изоуголке (индивидуальная работа с детьми

по программе)

3) планирование наблюдений за окружающим миром:

- наблюдения за живой природой

- наблюдения за неживой природой

- наблюдения за трудом взрослых

4) Планирование досугов с использованием

изобразительной деятельности

Взаимосвязь с другими направлениями

образовательной работы: развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальным воспитанием, музейной работой…

Сотрудничество с родителями:

1) индивидуальные беседы

2) консультации

3) наглядная информация

4) совместные мероприятия

Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

 по НОД (Художественно – эстетическое развитие)

с 07.02. – 18.02.2022г

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ

ДАТА КОНТРОЛЯ

Группа раннего возраста

Игры на приобщение к изобразительной деятельности.

15.02.2022г

Вторая группа раннего возраста

Лепка

14.02.2022г

Младшая группа

Музыка

15.02.2022г

Средняя группа

Рисование

10.02.2022г

Старшая группа

Музыка

18.02. 2022г

Подготовительная к школе группа

Аппликация

16.02.2022г

Выявление уровня развития детей

Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и изучение ЗУН детей вовремя НОД с детьми.

26.10-29.10.2021г

Оценка профессионального мастерства воспитателя

Анализ проведения НОД  воспитателем.

Анализ проведения совместной деятельности педагога с детьми.

10.02 – 16.02..2022г

Оценка создания условий в группе

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Создание условий по художественно – эстетическому развитию в разных возрастных группах детского сада»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Уголков по художественно – эстетическому развитию»

11.02.2022г

Планирование работы

Анализ планирования образовательной работы по (ИЗО)

08.02.- 10.02.2022г

Работа с родителями

Карта анализа наглядной информации для родителей.

Анкета для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

16.02.2022г

16.02. - 18.02. 2022г

КАРТА
АНАЛИЗА НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Критерии анализа

Возрастные группы

Ранний возраст

Второй ранний возраст

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгото

вительная группа

1 Конкретность информации

2 Доступность предлагаемого материала

3 Краткость материала

4 Эстетичное оформление наглядных материалов

5 Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

6 Форма подачи материала
- папки-передвижки - стенды - ширмы - информационные письма-памятки для родителей

7 Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

Выводы и рекомендации:_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Фамилия и имя ребёнка, группа

______________________________________________________________________________________________

1. Как вы считаете, что такое художественно-эстетическое развитие ребенка?____________________________

_______________________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?_______________________________________________________________________________________

3. Чем больше Вашему ребёнку нравиться заниматься самостоятельно?

- рисовать;

- лепить;

- аппликацию;

- конструировать.

4.   Как Вы считаете, обязательно ли нужны занятия в дошкольном возрасте: рисования, лепки,    аппликации, художественный труд, конструирование?

- да;

- нет;

- иногда.

5. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?

_______________________________________________________________________________________

6. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т.д.)?

_______________________________________________________________________________________

7. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т.д.

- да;

- нет;

- иногда;

- никогда.

8. Уделяете ли вы внимание художественно-эстетическому развитию ребёнка?

- да;

- нет;

- иногда.

9. Если да, то какому направлению:

- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);

- театрализованная деятельность (кружковая деятельность);

- походы в музеи, театры, выставки (укажите, где побывали за последние полгода)______________________________________________________________________________________;

- музыкальное воспитание (кружковая деятельность, музыкальная школа);

- другое ______________________________________________________________________________________.

10. Какие из условий для творческого развития ребенка вы создаете дома и за его пределами:

- приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка;

- обеспечиваете материалом для творчества (бумагой, клеем, пластилином и др.);

- организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для творчества, соответствующее освещение);

- позволяете ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;

- даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;

- организуете посещение ребенком кружков, студий;

- другое_____________________________________________________________.

11. Рассматриваете ли вы продуктивную деятельность  детей (рисунки, поделки, аппликации)_____________.

12. Сформулируйте пожелания к педагогам МАДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?

_______________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Аналитический отчет по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по художественно – эстетическому развитию дошкольников.

С  16.02 – 18.02.2022г в МАДОУ детский  сад «??????» было проведено анкетирование родителей (законных представителей).

Цель: Выявить представления родителей по проблеме художественно-эстетического развития дошкольников. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.

Всего было проанализировано 48 анкет. ( 55 %)

1. Как вы считаете, что такое художественно-эстетическое развитие ребенка? Из 48 человек ответили: 11 (23%) человек не знают что это такое; 37 (77%) человек считают что художественно-эстетическое развитие ребенка это способность воспринимать красоту окружающего мира и развитие детей в художественном направлении.

2. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка? Родители ответили что: с раннего возраста -9 человек (20%) с трех лет 30 человек (62%) с пяти лет - 4 человека (8%) не знают – 5 человек (10%)

3. Чем больше Вашему ребёнку нравиться заниматься самостоятельно?

- рисовать – на 1 месте

- лепить – на 2 месте

- аппликацию – на 4 месте

- конструировать – на 3 месте

4.   Как Вы считаете, обязательно ли нужны занятия в дошкольном возрасте: рисования, лепки,    аппликации, художественный труд, конструирование?

На этот вопрос ответили 48 человек – да (100%)

5. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?

Родители ответили : 43 человека (90%) – нет затруднений; 5 человек (10 %)– не все получается.

6. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т.д.)?

Родители ответили : ДА - 43 человека (90%) ; ИНОГДА -5 человек (10 %)

7. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т.д.

- да – 15 человек (32%)

- нет – 7 человек (14%)

- иногда – 26 человек (54%)

8. Уделяете ли вы внимание художественно-эстетическому развитию ребёнка?

- да – 38 человек

- иногда – 10 человек

9. Если да, то какому направлению:

- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) – на 1 месте

- театрализованная деятельность (кружковая деятельность) – 4 месте

- походы в музеи, театры, выставки – на 2 месте

- музыкальное воспитание (кружковая деятельность, музыкальная школа) – на 3 месте

10. Какие из условий для творческого развития ребенка вы создаете дома и за его пределами:

Во основном все родители ответили, что они приобретают книги, игрушки, игры, которые полезны для развития ребенка, обеспечиваете материалом для творчества.

В каждом доме у родителей организовано место для творчества, ребенку дают время для работы, размышлений в одиночестве, организуют посещение ребенком кружков, студий.

11. Рассматриваете ли вы продуктивную деятельность  детей (рисунки, поделки, аппликации)

Родители ответили : ДА - 48 человека (100%)

12. Сформулируйте пожелания к педагогам МАДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?

На этот вопрос родители ответили что их все устраивает, а также  предложили открыть в детском саду кружки по изодеятельности.

Вывод: Все родители понимают значимость развития детей в художественно – эстетическом направлении. Они считают, что занятия рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование очень нужны и полезны для развития детей. Большинство родителей выделяют из всех направлений изобразительную деятельность. Для этого родители организуют дома специальное место для творчества, покупают развивающие книги, игры и игрушки. Также активно следят за продуктивной деятельностью детей  в детском саду. Работа воспитателей  по художественно – эстетическому направлению родителей полностью устраивает. Но некоторые родители предложили открыть кружки по изодеятельности.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

 «Организация  работы по художественно – эстетическому  развитию детей в ДОУ»

Согласно годовому плану  работы детского сада на 2021-2022 учебный год, во исполнение приказа  № 04-од  от 31.01.2022г., в 6 возрастных группах проведена проверка по анализу эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по художественно – эстетическому направлению, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснения  причин и факторов, определяющих качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Срок контроля: с 07.02.2022 г. по 18.02.2022 г.

Состав комиссии:

Белозерова Ю.Ю.– старший воспитатель,

Меньшова Н.О.. – воспитатель

Кондрулина А.В. - воспитатель

Цель: Оценить эффективность воспитательно – образовательной работы по художественно- эстетическому развитию детей в ДОУ.

Тематическая проверка проходила по следующим направлениям:

  • Оценка создания условий в группе
  • Выявление уровня развития детей
  • Оценка профессионального мастерства воспитателя
  • Оценка планирования воспитательно – образовательной работы с детьми.
  • Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.

Использовались следующие формы и методы контроля:

- опрос детей,

- анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах, выставках,

- анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами,

- анализ планирования,

- анализ предметно-развивающей среды,

- взаимодействие с родителями (анализ форм работы с родителями)

В ходе  контроля было отмечено следующее:

1. Создание условий для художественно – эстетического развития в ДОУ. 

Работа по художественно-эстетическому развитию в ДОУ осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение. Если говорить об условиях для художественно-эстетического развития, можно отметить следующее: в ДОУ созданы  условия для художественно-эстетического развития детей.

Во всех возрастных группах имеются изо- уголок, музыкальный, театральный уголок и уголок конструирования. Все уголки наполнены соответствующим материалом,  эстетично оформлены,  соответствующие возрасту воспитанников. В достаточном наличии имеется материал для продуктивного творчества, т.к. ребенок должен иметь большой выбор средств, чтобы реализовать свои замыслы и желания. Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, бросовый и природный материал, ножницы. Во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений..

Эффективно воспитателями всех возрастных групп используются приемные комнаты, в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделки.

Во всех возрастных группах имеется достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей.

Но плохо оснащен музыкальный уголок (нет атрибутов к музыкальным играм, нет наборов не озвученных образных инструментов, мало  музыкальных инструментов и дидактических игр, картотек).

Театральные уголки хорошо оснащены в старшей и подготовительной к школе группе. В остальных группах  мало разновидностей театров, масок, костюмов. В группе второго раннего возраста нет даже ширмы.

Уголок конструирования находятся на достаточно хорошем уровне заполнения. Во всех возрастных группах имеется крупный напольный конструктор, конструктор «ЛЕГО», игрушки небольшого размера для обыгрывания построек, бумага разной фактуры, наборы геометрических фигур  разного цвета для плоскостного конструирования, бросовый материал, папка схемами построек (домов, кораблей, мебели и т.д). В группах старшего дошкольного возраста имеются металлические конструкторы но их очень мало. Также в уголках отсутствуют блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, тематические конструкторы.

2. Изучение ЗУН детей вовремя образовательной деятельности.

  Занятия, проведённые в группе раннего, второго раннего возраста, средней  и подготовительной к школе групп, показали, что большинство детей соответствует уровню программных требований.

Практически все дети  проявляют интерес  к изобразительной деятельности, музыкальной, конструктивной. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения.

На музыкальных занятиях дети выразительно исполняют музыкальные произведения, с интересом слушают музыку, совершенствуют музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам. Дети с большим желанием проявляют самостоятельность к исполнению песни.

В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые  навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом  плане). В этом направлении ведется индивидуальная работа с детьми.

3. Оценка профессионального мастерства педагогов:

Анализ просмотренных занятий по художественно- эстетическому развитию детей. В группе раннего возраста (игры на приобщение к изобразительной деятельности), второго раннего возраста (лепка), младшая группа (музыка), средняя группа (рисование), старшая группа (музыка) и подготовительная к школе группа (аппликация) показал что:

Во всех возрастных группах созданы условия для проведения занятий по изобразительной деятельности. Есть план, наглядные пособия. Материал для проведения занятия и свободного использования расположен рационально, в старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, используют разнообразные методы для активизации мышления, внимания. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.

На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ. 

Анализ «Музыкальное занятие». При анализе планирования работы по музыкальному воспитанию выявлено, что программное содержание занятий соответствует программе возрастной группе и уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены наглядные пособия, игрушки.

Музыкальный руководитель в начале занятия, используя мотивацию в соответствии с возрастом, умеет организовать детей, создать соответствующий настрой. На занятии используются различные виды музыкальной деятельности: драматизация, пение, игра, музыкально-ритмическое движение. Для лучшего усвоения программного материала используются различные методы и приемы. У детей есть возможность проявить творческую инициативу, самостоятельность.

В старшем возрасте интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Дети старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, осознанно выполняют требования педагогов. В сюжетных, подвижных играх дети проявляют умения, полученные на занятиях.

Наблюдения самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий: В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с видами деятельности: индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня, в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Разнообразием детские работы не отличаются. В основном действуют по образцу, предложенному воспитателем.

Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.

Организации театрализованной деятельности:

Во всех группах ведется целенаправленная работа по обогащению детей впечатлениями с целью развития театрализованной деятельности: чтение, рассматривание картин, беседы, анализ навыков и умений по театрализованной деятельности соответствует требованиям возраста. Планирование театрализованной деятельности осуществляется в календарном плане.

Во всех группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски. Для создания и поддержания интереса к этому виду деятельности используются разнообразные методы и приемы. Педагоги обладают достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом детей. Хотелось бы отметить воспитателя Карплюкову Н.А и муз. руководителя Пимкову А.М. за организацию театральных вечеров для малышей.

Просмотр НОД  позволил сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажей из сказок, используя театральных кукол, а также показ обучающих презентаций и мультфильмов), применяют разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания. Творчески подходят к содержанию каждого занятия, умело корректируют виды нагрузки, учитывая уровень развития детей своей группы.

4. Оценка планирования работы с детьми: 

Планирование воспитательно -образовательной деятельности ведется в соответствии с комплексно-тематическим и перспективным планированием.

В календарных планах воспитателей планируются занятия по изо-деятельности, аппликации, конструированию, лепке, планируется ознакомление с художественной литературой, индивидуальная работа с детьми,  беседы по различным темам, наблюдения, самостоятельная деятельность детей, реализация проектов.

В ходе проверки календарных планов, было выявлено, что педагоги планируют предварительную работу с детьми, прослеживаются беседы, дидактические игры по ознакомлению детей с изобразительной деятельностью. Планы пишутся аккуратно, грамотно. У каждого педагога определены направления работы в области художественно - эстетического развития. При работе используются различные приемы и формы: организация выставок , конкурсов, экскурсии, эксперименты.

В планах прослеживаются работа по театрализованной деятельности с детьми.   Но совместные мероприятия и досуги по художественно-эстетическому развитию не планируются. 

5. Взаимодействие с родителями воспитанников:

Взаимодействию с родителями по проблеме  художественно - эстетического развитие детей педагоги уделяют достаточно  внимания.   Организуют выставки рисунков, поделок, совместные мероприятия, в которых принимают участие родители с детьми.

Привлекают родителей к изготовлению пособий, дидактического материала и оформлению групп. Проводят беседы, индивидуальные консультации, конкурсы. В родительских уголках оформляется наглядная информация, папки – передвижки, сменные информационные стенды по актуальным вопросам: "Развитие творческих способностей наших детей", "Зачем детям рисовать", "Тайный язык детского творчества», "Нетрадиционные техники рисования", "Как научить ребенка рисовать", "Малыш начинает рисовать" и др. Вовлекают их в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Активное участие родителей в  различных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.

По итогам анкетирования родителей по художественно – эстетическому развитию дошкольников можно сделать вывод: что все родители понимают значимость развития детей в художественно – эстетическом направлении. Они считают, что занятия рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование очень нужны и полезны для развития детей. Большинство родителей выделяют из всех направлений изобразительную деятельность. Для этого родители организуют дома специальное место для творчества, покупают развивающие книги, игры и игрушки. Также активно следят за продуктивной деятельностью детей  в детском саду. Работа воспитателей  по художественно – эстетическому направлению родителей полностью устраивает. Но некоторые родители предложили открыть кружки по изодеятельности.

По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

  1. Работа по художественно - эстетическому развитию дошкольников ведётся планомерно, систематически, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Педагоги соблюдают требования ФГОС ДО по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», планируют по данной области работу с детьми, используют разнообразные формы, методы и приемы организации работы, привлекают к работе в данном направлении родителей, применяют в своей работе различные технологии.
  3. Организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;
  4. Организация работы по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;
  5. Наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.

Рекомендации: С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ:

  1. Продолжать использовать в работе инновационные технологии, проектную деятельность по художественно – эстетическому направлению.
  2. При планировании организованной образовательной деятельности, обратить внимание на приобщение детей к народному и профессиональному искусству, через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
  3. Разнообразить формы взаимодействия с родителями. Для более эффективного взаимодействия с семьями воспитанников необходимо использовать разнообразные формы работы: индивидуальные и подгрупповые педагогические консультации, регулярно размещать наглядную информацию и обращать внимание родителей на новый материал, в доступном месте организовать библиотеку для родителей по определенной теме.
  4. Продолжать пополнять уголки по художественно -  эстетическому развитию новым материалом и оборудованием.
  5. Педагогам учесть все рекомендации, предложенные выше и принять к исполнению.

       Старший воспитатель:                                          Белозерова Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию детей 2 мл. группы

Художественно-эстетическое развитие может осуществляться успешно, если будет:1) Тесная связь с искусством.2) Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.3) Взаимосвязь обучения и творчества, ка...

Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

Самоанализ педагогической деятельности из опыта работы по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста (ФГОС)

"Познание начинается с удивления» - Аристотель. Стандарт дошкольного детства – это, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех! Актуальность проблемы: Обучение д...

Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей в МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

   Одним из важных условий реализации системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно - прос...

Аналитическая справка по тематическому контролю "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".

Тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ"...

Тематическое планирование работы по художественно- эстетическому развитию в старшей группе.

Комплексно- тематическое планирование по художественно- эстетическому развитию в старшей группе.Содержит описание темы и задачи в соответствии с сезоном и разработанное в соответствии с ФГОС....