Проект "Занимательная математика"
проект (средняя группа)

Карабатова Анастасия Алексеевна

Проект "Занимательная математика" для средней группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе «Занимательная математика»

Цель проекта: Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал. Формировать у детей логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

С целью усвоения математических знаний рассмотреть организацию специальных занятий для детей, испытывающих трудности в обучении.

Вид проекта:

1. По количеству участников: групповой.

2. По направленности: предметный (математическое развитие).

3. По приоритету метода: познавательный (создание комплекса упражнений)

4. По контингенту участников: одной возрастной группы (4-5 лет).

5. По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта: январь 2023год

Участники проекта:

• Дети 4-5 лет.

• Воспитатели.

• Родители.

Актуальность: Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических и коммуникативных способностей. Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно

чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения

не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка- дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие

логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых

уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Занимательная математика" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Предмет исследования: Дидактические игры, игровые упражнения в развития элементарных математических представлений у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Объект исследования: Элементарные математические представления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Задачи:

- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной

интеллектуальной деятельности;

- формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и

математические представления;

- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- развивать коммуникативные способности детей;

- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

Ожидаемые результаты:

1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

2. Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.

3. Дошкольники полюбят математику.

4. Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной математике.

5. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительной координации.

6. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.

8. Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении самодельных математических дидактических игр.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

• Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;

• Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;

• Выявление уровня формирования математических знаний у детей.

• Разработка плана работы над проектом.

• Создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – Практический

Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:

• Цикл занятий с использованием математических, дидактических игр;

• Цикл вечеров совместной деятельности с детьми «Поиграем?»

• Наглядная информация «Занимательные игры по математике».

• Консультация - практикум для родителей «Как играть с ребенком в математические игры и их роль в умственном развитии детей»;

• Организация выставки работ родителей «Вот как мы умеем!» на тему самодельные настольные математические, дидактические игры.

3 этап – Заключительный

• Проведение итогового занятия «Путешествие в страну Математика»;

• Выставка групповых дидактических игр и пособий с учетом возрастных и

обучающих задач;

• Организация фотовыставки для родителей

«Играя - учимся, играя - познаём», где можно увидеть в какие математические,

дидактические игры играют дети в группе;

• Презентация проекта «Занимательная математика»

Итог:

• В конце проекта дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх, и с большим интересом и успехом играют в них, самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического мышления;

• Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие

математических представлений и способами подачи игр детям;

• Математический уголок в группе пополнился новыми самодельными настольными дидактическими играми и пособиями на развитие математических представлений у детей.

• У детей развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически мыслить и доказывать правильность своих суждений.

• У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности

Использованная литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. -М. : Просвещение, 1991) .

4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.

5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. :

Просвещение, 1985

6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.

7. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр. 47-62.

8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. :Учпедиз, 1954г. стр. 651 -652.

9. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-

10. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...