Методические рекомендации для воспитателей Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития само регуляции поведения дошкольников
учебно-методический материал

Камалова Лола Сухбатуллоевна

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»»

Методические рекомендации

 для воспитателей

Педагогическая технология

«Клубный час»

как средство развития само регуляции

 поведения дошкольников

                                                                                      Подготовили: Шахмирзоева Р.Ю.

                                                                                              Камалова Л.С.

                                                                     2019 г.

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Развитие само регуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста............................................................................

с. 4-5

2

Педагогическая технология «Клубный час».................

с.5-6

2.1

Типы "Клубного часа".....................................................

с.6

2.2

Этапы подготовительной работы по внедрению педагогической технологии "Клубный час" в дошкольном учреждении................................................

с. 7-9

Заключение...................................................................................

с.10

Список литературы......................................................................

с.11

Введение

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим негативным тенденциям.

Социальные психологии утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.

Однако, в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка.

1. Развитие само регуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста

 В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному.

Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие само регуляции (произвольность) поведения.

 Развитие само регуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Само регуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Исследователи Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Е. О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к само регуляции.

Несмотря на то, что такие сложные системные образования, как рефлексия, само регуляция и произвольность проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период, как ни в какой другой.

Способность человека к личностной само регуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации.

Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20 % времени их жизнедеятельности, как правило, это происходит в специально отведенных режимных моментах (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

2. Педагогическая технология «Клубный час».

Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.

Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час».

Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств.

 Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

 Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения целей данной работы, а именно:

- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

- Учить детей ориентироваться в пространстве.

- Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

- Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

- Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.

- Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

- Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

- Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

- Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и само регуляции.

2.1 Типы «Клубного часа» (далее по тексту К.Ч)

 «Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

 «Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельности» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е., например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

«Творческий» К.Ч., дети подготовительной группы сами готовят деятельность для других детей.

2.2. Этапы подготовительной работы по внедрению педагогической технологии «Клубный час» в дошкольном учреждении

Безусловно, проведению самого «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

  1. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении клубного часа, а также предлагать новую тематику клубных часов.
  2. Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют: тематику «Клубных часов», перспективный тематический план клубных часов на полугодие. Это необходимо сделать т.к. «Клубный час» может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.
  3. Педагоги определяют периодичность и длительность К.Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
  4. Педагоги определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»:
  • Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  • Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
  •  Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • Помогай проводить занятие, если оно походит вовремя КЧ
  • Говори спокойно.
  • Ходи спокойно.
  • Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
  • разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.:

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей.

По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. Педагоги определяют сигнал окончания К.Ч., например, звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

  1. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа:

  • организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать вовремя К.Ч. и кто хотел бы на него пойти?»
  • обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже(крыле) они находятся.
  • определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
  • выдается план (карта), что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К.Ч.
  • непосредственно перед проведением первого К.Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К.Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
  1. После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение.

 Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них. - Где ребенок был? - Что ему запомнилось? - Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему? - Планировал ли он перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему? - Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

Следует обратить внимание на тот факт, что не все дети могут соблюдать правила. Можно ввести систему «Красных кружков». Каждому ребенку, на время проведения, воспитателем выдается по три красных кружка. Их может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения на «Клубном часе.». Кружки ребенок отдает на рефлексии после клубного часа. И если у него не будет хватать одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него забрал.

После проведения каждого К.Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

 - как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей),

 - соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

- какие задачи необходимо решать на предстоящем К.Ч

Заключение 

Изучая опыт работы "Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П." , использование педагогической технологии «Клубный час» в дошкольном учреждении как средства развития само регуляции детей старшего дошкольного возраста способствует формированию  у них самостоятельности, инициативности, повышается уровень активности включения в деятельность, коммуникабельность, снижается уровень агрессивности.

Правильно организованная клубная деятельность в дошкольном учреждении помогает позитивному общению детей между собой и взрослым, способствует выработке единой стратегии воспитания, анализа и коррекции поведения детей,

Воспитанники более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

Так же важно отметить, что клубная работа активизирует не только детей, но и родителей, и оптимизирует детско-родительских отношения в совместной деятельности.

        

Список литературы

  1. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://www.pedkabinet.ru/load/knizhnaja_polka/metodiki_i_tekhnologii/pedagogicheskaja_tekhnologija_klubnyj_chas/42-1-0-301
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschaja-tehnologija-n-p-grishaevoi-klubnyi-chas.html
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://86sov-malyshok.caduk.ru/DswMedia/texnologiyaklubnyiychas.pdf
  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/05/15/tehnologiya-klubnyy-chas-v-detskom-sadu

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Теневой театр как средство развития речи у дошкольников.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно.В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь  детям, ...

Методический час на тему: «Речевые игры как средство развития речи у дошкольников и профилактики нарушений звукопроизношения»

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко ...

методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"

В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....