"Ни шагу назад!" Пешка.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Надежда Викторовна

Технологическая карта занятия по шахматам "Ни шагу назад!" Пешка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_shahmatam.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №2 «Рябинка»

 

Тема занятия:

«Ни шагу назад! Пешка. Превращение пешки»

план – конспект занятия  №9 

по дополнительной общеобразовательной программе   «Мои первые шахматы»

     

       дата проведения: 27.01.2020г.

                                                                                                                                     Разработала:

                                                                           Кузнецова Надежда Викторовна

                                                                                                                                    педагог дополнительного образования 

 

                                                                                           

Технологическая карта урока  

Тема

«Ни шагу назад! Пешка. Превращение пешки».  

Предмет

Шахматы

Тип занятия

 Урок открытия нового знания на основе практических умений

Цель

Формирование  способности «действовать в уме»  на основе изучения пешки

Задачи

Обучить азам  шахматной игры – правила хода, взятия и превращения пешки; развивать умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать  фигуры, работать с   диаграммами,   представлять, анализировать и интерпретировать данные; воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения, самодисциплину, умение владеть собой, уважение к партнеру

Основные понятия

Правила хода и взятия, превращения пешки,  взятие на проходе

Межпредметные  связи

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, определение наиболее эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения,   прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов,   выполнения алгоритмов;

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

демонстрационная доска с фигурами, игральные   комплекты  шахмат  для каждого ребёнка  и  учебник   И.Г. Сухина  «Шахматы или Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны» 1 год обучения;

Мешочек с шахматными фигурами, на дне которых  приклеены «адреса» - нотация  полей для  выполнения задания

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД (универсальные учебные действия)

Предметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

I.Организационный момент

 

Обеспечение мотивации и организация внимания учащихся

Добрый день! Мы продолжаем знакомится с волшебным миром шахмат и давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих занятиях:

 

II.Актуали-зация знаний

Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы:

-Вспомним названия шахматных дорожек! 

 - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале нашего урока хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, что  узнали раньше?

 - какая фигура ходит по горизонталям и вертикалям?

-какая фигура ходит по диагоналям?

- какая фигура   объединяет в себе ладью и слона?

- покажите руками, как ходит конь?

осмысление необходимости сотрудничества

Информация  для самостоятельного осмысления ситуаций

умение определять и формулировать цель деятельности

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и фигурами: вертикаль, горизонталь, диагональ, названия и ходы фахм. Фигур, кроме пешки и короля

III. Введение в тему занятия. Постановка проблемы

IV. Открытие новых знаний

V.Релаксация

VI. Первичное закрепле-ние

VII. Примене-ние знаний и способов действий

VIII

Подведе-ние итогов, оценки, рефлексия

возникновение проблемной ситуации, умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

- Какая фигура никогда не стояла на 1-ой горизонтали?  (Пешка)

- Вы догадались, какую фигуру мы будем изучать?

- Сколько пешек в каждой армии? (8)

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «пешка»? (…)

- Пешком с посошком идёт пешка – медленно на одно поле вперёд по вертикали (демонстрация)

_ А когда белая пешка доходит до 8-ой горизонтали, происходит волшебство… Кто знает – какое? (Превращение в любую фигуру своего цвета, кроме короля)

- Самый первый ход пешка может делать двумя способами: идти на

одно поле вперёд  или на два.

-  Взятие пешка делает по диагонали вперёд на одно поле и  держит под боем  два поля.

- Есть у пешек ещё одно удивительное правило – взятие на проходе. Когда пешка противника делает длинный ход из начального положения, то наша пешка может при желании её сбить и стать на поле по диагонали – то поле, через которое пешка противника перескочила.

Физминутка на координацию движений рук:

- Руки согнуть перед грудью – правая рука делает вращения  от себя, а левая – к себе (одновременно)

- правая рука рисует в воздухе цифру 8,  а левая - знак бесконечности (одновременно)

Сейчас каждый на своей доске сделает взятие на проходе (учитель проверяет)  

   - Работа по учебнику:

 стр.5 «Один в поле воин»: побей белой пешкой все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре  (отвечают дети по цепочке)

стр.6 «Лабиринт»: проберись пешкой в ракету (отвечают дети по цепочке)

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

-В непрозрачном мешочке дети на  ощупь определяют фигуру, называют её, затем – достают и называют «адрес» поля на дне фигуры. Такую же фигуру по этому «адресу»   ставим на демонстрац. доску.  Когда все фигуры выставлены, нужно белым конём сбить незащищённую фигуру.

- Какая фигура никогда не стояла на 1-й горизонтали? (пешка)

- Мы с вами выучили почти все шахматные фигуры, кроме короля. И сейчас будем играть. Правила игры: со своих игральных досок    убираем королей и играем всеми остальными   шахматными фигурами из начального положения. Белые начинают. Выиграет тот, кто собьёт все фигуры противника.

Что узнали нового о шахматах?

Я:  Узнал ….

     Запомнил ….

     Повторил….  

– Молодцы, ребята! Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.

-Спасибо всем!

личностная мотивация к познавательной деятельности

личностная мотивация к познавательной деятельности

личностная мотивация к  обучению

осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности 

Умение анализировать свою деятельность и делать выводы

ориентироваться в своей системе знаний;  осуществлять поиск существенной информации

ориентироваться в своей системе знаний;  осуществлять поиск существенной информации

ориентироваться в своей системе знаний;  

умение анализировать свои действия во время игры   и делать выводы, осуществлять поиск существенной информации

 

Поиск  и выделение необходимой информации, применяя метод   наблюдения

Структурирова-ние знаний ориентироваться в своей системе знаний 

умение высказывать своё предположение на основе   шахматных ситуаций

умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций

Координация работы левого и правого полушарий мозга для активизации работы детей на уроке

умение определять и формулировать цель деятельности; умение   предвидеть   на основе примерных игровых шахматных ситуаций;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Прогнозирова-ние результатов уровня усвоения изученного материала

умение ориентироваться на позицию собеседника в общении

умение ориентироваться на позицию собеседника в общении;

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

умение ориентироваться на позицию другого

умение ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; умение планиро-вать учебное сотрудничество

разрешать конфликтные ситуации

Оформление своих мыслей в устной форме,

слушать и понимать речь других

Закрепить базовые знания о начальной позиции пешек на шахматной доске

Познакомить с правилами хода и взятия, превращения пешки,  взятием на проходе

умение использовать полученные знания на практике

деятельность школьников по самостоятельно- му применению знаний в  шахматной игре

 Закрепление  изученного материала

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

"К нам весна шагает быстрыми шагами.."

Продолжать закреплять знания детей о признаках весны, о том, как просыпается природа после зимней спячки. Создать радостное настроение....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...

"К нам весна шагает быстрыми шагами»

Дети запоминают названия весенних месяцев, рассказывают об изменениях , происходящих ранней весной в природе. участвуют в исследовательской деятельности, логически мыслят....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...