Употребление трудных глаголов ( особенности формирования глагольного словаря у детей подготовительной группы)
консультация (подготовительная группа)

Трибрат-Климак Екатерина Валерьевна
•Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.
•В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста.
•Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей.
• Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.
Поэтому самым важным для детей дошкольного возраста является формирование глагольного словаря.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление трудных глаголов ( особенности формирования глагольного словаря у детей подготовительной группы) Автор : Абдуллаева Л. Т, Аблаева Д.А., Трибрат - Климак Е.В. воспитатели МБДОУ «Детский сад №1 «Ляле» г. Саки , Республики Крым 2022 г.

Слайд 2

Актуальность Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

Слайд 3

Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку действие является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Слайд 4

Типичные ошибки в употреблении глаголов 1.Дети понимают значение очень многих глаголов, однако в их речи преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия ( спать, ходить, ехать, купить, рисовать, носить). Слова эти употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений.

Слайд 5

2. Дети часто заменяют глаголы, используя похожие по значению, не понимая точного смысла, которое приобретает слово с приставкой (прийти – зайти, подойти) либо вместо глагола – антонима используют этот же глагол с приставкой «не»: брать – не брать (давать), говорить – не говорить (молчать).

Слайд 6

3.Особенно стойкими являются замены глаголов: заменяют названия действий близкими по ситуации и внешним признакам: шьёт - (вместо) вяжет, вышивает; готовит – варит, жарит, печёт; гладит утюгом – проводит утюгом , купает – моет.

Слайд 7

Детское слово Языковой образец вставаю ломаю лизаю засыпаю жеваю хватаю 4.Дети не владеют близкими по смыслу глаголами. Название действий заменяет словами близкими по ситуации и внешним признакам, например, (лакает, лижет, грызет, жует - все выражается словом «ест»). 5. Испытывают трудности при назывании действий животных, заменяя слова - действия на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - « поѐт », «лает» - «гавкает», «кудахчет» - « кудакает », « кудкудакает », «кукарекает»

Слайд 8

6.Дети испытывают трудности в названии различных действий, свойственных одному объекту, например: крадется, охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о человеке). 7. Употребление глагола в переносном значении затруднено (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).

Слайд 9

8.Дети частично владеют грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, но неумение их правильно использовать в речи приводит к аграмматизмам , так: дети не всегда могут образовать множественное число глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (пишет – «пиши», «пишите» и др.); реже встречается неправильное согласование существительных и глаголов («девочка рисуют», «мальчик играли»); допускают ошибки при образовании временных форм глагола; испытывают затруднения в изменении глагола настоящего времени по лицам (я иду, ты идешь, он идет, она идет, они идут).

Слайд 10

Применение глаголов и глагольных форм на практике. В образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников мы педагоги используют следующие формы, методы и приемы: 1. Рассматривание картин. В процессе рассматривания картины обращаем внимание детей на детальное, более внимательное рассматривание картины. Сначала рассматриваем главное в картине, затем детали.

Слайд 11

2. Составление рассказа по предметной картине. Расскажи, что изображено на картинке. Кошка с котятами Обрати внимание на то, кто и что делает. 3.Составить рассказ по малоэпизодной сюжетной картине.

Слайд 12

4. Составление описательного рассказа по образной игрушке. 5. Чтение художественной литературы, последующий пересказ произведения. ( Пример. Картинки по сказке «Курочка Ряба) Этот метод способствует развитию монологической речи. Например, русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Слайд 13

6 . Проведение дидактических игр, которые требовали от детей ответов и развивали их монологическую речь (« Добавлялки », «Придумай слово»). В подготовительной группе дидактические игры усложняются. Вот пример такой словесной дидактической игры : «Кто он такой?» Дети учатся образовывать существительное от глагола. Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.

Слайд 14

7. Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием и рассказом ребенка об отгадке. ( Картинки – отгадки ) 8. Рассказывание стихотворений. 9. Речевые упражнения и творческие задания: - активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто, как передвигается?»; «Кто как голос подает?»).

Слайд 15

10. Речевые игры: «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2—3 синонимов); «Как сказать по-другому?» (называние одного из синонимов) и т.д. 11. Прием - поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную во время его отсутствия, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.

Слайд 16

ВЫВОД : Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"

В данной разработке представлен проект  по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...

Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы

Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе".  В соответствии с тем...

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"

презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...

Формирование эмоционального словаря у детей средней группы

Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....

Консультация для родителей "Особенности руководства сюжетно - ролевыми играми детей подготовительной группы"

Консультация для родителей. Зачастую сюжетно - ролевые игры дети придумывают сами, из наблюдений за взрослыми и окружающим их миром. В играх дети фантазируют, заменяют предметы предметами заменителями...

Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»

Консультация для воспитателей  «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»...