Занятие-экспериментирование
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
(занятие – экспериментирование)
на тему: «Кинетический песок»
Подготовила:
Русакова М.А.
Ачинск
Цель: изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соде и соблюдения правил поведения при проведении опытов с содой, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соды и научить использовать соду, как средство для творчества.
Материал и оборудование: посылка с содой, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, губка, одноразовые стаканчики, мерные ложечки, пищевые красители, баночки для кинетического песка, подносы для замешивания кинетического песка, салфетки влажные, фартуки, пипетки, жидкое мыло.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соде и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соду?».
• Наблюдение «Как мама использует соду?».
Ход НОД:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Вот лежала, не горела,
На полке в баночке белела.
Кулинара пригласили,
Её уксусом гасили.
Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (сода)
Педагог высыпает соду в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна сода? Где люди используют соду?»
Просмотр презентации «Что такое сода? и где ее добывают?»
Историческая справка
Издревле сода была известна человеку и применялась им в лечебных целях. Древние индусы три тысячи лет назад уже знали о существовании соды. В древнеегипетских манускриптах можно найти описание её применения, относящиеся ещё к 1-2 вв. до нашей эры. В основном египтяне использовали ее для мумификации, а вот древние римляне применяли ее в быту и в качестве гигиенического средства.
В летописи древних славян встречаются рецепты целебных снадобий от древних волхвов, в состав которых входила родниковая вода, мёд и сода. Применение этого напитка воинами приводило к обретению ими силы и недюжинной выносливости. Это самый настоящий энергетик, в разы повышающий работоспособность организма.
Древние люди добывали соду из особых источников и озёр, выпаривая её на огне.
Другой древний способ получения соды – из золы сожжённых водорослей. До начала XIX в. использовалась почти исключительно природная сода, но с ростом ее потребления возникла необходимость производства соды в больших масштабах искусственным путем [3].
Сода в жизни человека (Вопрос – ответ) -игра с мячом
Воспитатель бросает детям мяч и предлагает ответить на вопрос «Как можно использовать соду?»
Примерные ответы детей:
- Раствор для избавления от веснушек;
- Компрессы;
- Раствор от прыщей;
- Для отбеливания зубов;
- Избавление от пятен на одежде.
Игра «Сода полезна для того, чтобы ….» (с мешочком, в котором сода, передавать и говорить)
1. Чтобы …. Отбеливать зубы
2. Чтобы ….
3. Чтобы …..
Вывод: Сода необходима для жизни и здоровья человека, её используют в разных сферах нашей жизни, в том числе и в медицине.
Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с содой:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Итак, внимание.
Сегодня в нашей лаборатории мы будем делать кинетический песок. Каждый из вас знает, что это такое.
Воспитатель: Перед вами тарелочка с содой. Давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (сода похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду сода похожа на порошок.
Дети: Сода сыпучая, без запаха.
Подуйте тихонько на соду через трубочку.
Вывод: сода рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт «Сода хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соды и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие, скрипучие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
При надавливании ложкой на соду её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт «Кинетический песок»
Многим известно, что кинетический песок предоставляет возможность создавать самые разнообразные фигурки, строить красивые башни и другие конструкции. Чтобы не приобретать дорогостоящую массу, мы можем сами приготовить этот состав, после чего сделать желаемый шедевр.
Для создания кинетического песка из соды нам потребуется:
- моющее средство для посуды;
- сода пищевая;
- ложечка и пиала.
Готовится масса для игр очень просто. Налейте моющее средство в ёмкость (количество будет зависеть от того, какой объем готового продукта Вы хотите получить). Для начала можно взять 0,5 стакана мыльного вещества (получится приличное количество кинетического песка для лепки). Постепенно добавляйте в него бикарбонат натрия, тщательно перемешивая каждую введенную порцию. Соду следует подсыпать до того момента, пока масса не обретет сухой вид, сбиваясь в большие комки. После этого, выложите на стол полученный продукт и хорошенько разомните его.
Как только Вы убедитесь, что из смеси можно лепить комки и разнообразные изделия — можете приступать к процессу. Состав получится белый как известь, но если разделить массу на части и к каждой добавить цветные красители (несколько капель), то можно получить отличный материал для реализации фантазий в лепке.
Творческая работа
Дети лепят из кинетического песка разные фигурки.
- Как красиво у вас получается!
Рефлексия
Итак, скажите, пожалуйста, что такое сода?
- Давайте вспомним и скажем, откуда берется сода?
- Как вы думаете, ребята сода полезна или вредна?
- Согласны ли вы с утверждением, что сода - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в шкатулке, что- то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.
Вы были хорошими учеными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ТЕМА: «ДРУЗЬЯ»
ЦЕЛИ: познакомить с составом воды; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность....
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....
Консультация для педагогов. «Организация занятия – экспериментирования. Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».
Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации занятия – экспериментирования. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В ...
Открытое занятие. Конспект занятия-экспериментирования по экологии для детей средней группы (с фото)
Конспект занятия-экспериментированияпо экологии для детей средней группы на тему: «Воз...
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема занятия :экспериментирование
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема занятия :экспериментирование ( свойства воды и снега)Выполнила : воспитательМарина Алёна ВикторовнаЦель: Продолжа...