Памятка "Содержание экспериментально - исследовательской деятельности детей"
материал

Содержание экспериментально - исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Младший дошкольный возраст

(4-й год жизни)

Задачи

• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и пр.; может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»).

• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки; дидактическая игра типа «Не ошибись»).

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?).

• Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

Роль педагога

Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Содержание

1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2.О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний воды: теплота, звук, вес. притяжение).

3.О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

4.О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат как сварить суп).

5.Об эталоне «1 минута».

6.О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.).

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твердый — теплый и пр.).

Средний дошкольный возраст

(5-й год жизни)

Задачи

• Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?).

• Группировка объектов по функциональным признакам (Обувь, посуда. Для чего она необходима? С какой целью используется?)

• Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая)

Роль педагога

Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

Содержание

1.О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2.О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы — песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).

3.О мире растений (овощи, фрукты) условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло), и животных (как звери живут зимой и летом)

4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

5.О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6.О человеке (мои помощники — нос, глаза, рот и т. д.).

7.О пищевых продуктах (масло, мука, соль, сахар, крахмал)

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с этимологией (происхождением) слов (сахарница, мыльница и т. д.). Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг прямоугольник, треугольник, призма и т. д.).

Старший дошкольный возраст

(6-й и 7-й годы жизни)

Задачи

•Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?).

•Классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), по форме (шарф — платок — косынка), цвету, орнаменту (чашки одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое и шерстяное), плотности, фактуре и пр. (игра типа «Кто назовет больше качеств и свойств?»).

Роль педагога

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.

В подготовительной группе начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.

Содержание

1.О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика поролон)

2.О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.

3.Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.).

4.О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет. вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5.О предметном мире (родовые и видовые признаки -- транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6.О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

7.О пищевых продуктах (масло, мука, соль, сахар, крахмал).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, детей знакомят с этимологией слов (словообразование: сахарница, хлебница), с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий тяжелый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зонтик для Любознайки" Экспериментально- исследовательская деятельность детей в средней группе.

Расширать представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности- поиск матер...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период

Детям пяти-шести лет всё интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Сво...

Программа экспериментально - исследовательской деятельности детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольники уже по природе своей исследователи.  С  большим   интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолима жажда новых впеч...

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"

Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем ...