Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Овчинникова Полина Александровна

Сенсорное развитие детей исходя из опыта работы в первой младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          

             Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и создание условий для ознакомления детей с внешними свойствами предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. д. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На данный момент, я работаю в первой младшей группе (дети 2-3 лет) и считаю, что в данном возрасте у ребенка сенсорное развитие играет наиболее значимую роль и начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Для того, чтобы обратить внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине я использую следующие игры:

Дидактическая игра «С какого дерева лист?», «Большой и маленький листочек», «Осенние листья»

Цель: Формировать представления о цвете и величине.

Дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам

Дидактическая игра с бельевыми прищепками

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами использовала групповые и индивидуальные занятия, познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводила работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Знакомство детей с цветом осуществляла в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Проводила игры – занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.

Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей, колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку». Для знакомства и закрепления знаний цветов и самостоятельной работы детей в сенсорномоторном уголке я изготовила дидактические игры: «Цветочки для бабочек», «Разложи предметы по цветным кармашкам», «Разноцветные домики», которые помогли детям в знакомстве с сенсорными эталонами.

Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве, использовала разнообразные способы:

наблюдение в группе и на участке детского сада;

манипуляции с предметами;

занятия рисованием, аппликацией лепкой;

развивающие игры: «Составь предмет», «Веселый конструктор», «Собери пазлы», «Веселый огород».

Игры и занятия по развитию тактильных ощущений проводила во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств предметов, как фактура, плотность, форма, мною были изготовлены дидактические игры: «Тактильный мешочек»; «Найди одинаковые мешочки». Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей («султанчики», игры-шнуровки). Использование массажных мячей дает очень хороший результат.

Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:

• лепка;

• аппликация;

• аппликационная лепка;

• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;

• рисование;

• сортировка мелких предметов;

• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена).

В своей работе я так же постоянно использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детей в своей работе применяю различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим!», «Кто там?». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями, а так же музыкальные инструменты (погремушки, бубен, колокольчик) . В музыкальном уголке имеются записи с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных, которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.

Работая в данном направлении, я могу увидеть, что на основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...