Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».
план-конспект занятия (старшая группа)

ВАРГАНОВА ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА

Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_v_2023.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1)  Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование:     сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове» предметные картинки на изучаемый звук

Ход занятия.

   1. Повторение пройденного материала.

1. Актуализация знаний.  Игра «Волшебная шляпа».

Воспитатель:- Сейчас я хочу с вами немного поиграть. А игра наша называется «Дополни предложение». К кому я подойду и одену волшебную шляпу, тот выполняет мое задание.

А). Бывает гласным или согласным. (Звук)

     2)   Какие «гласные звуки ?   Почему мы их называем? : Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

     3) Какие согласные звуки?    ( Почему мы их так называем? Они не тянутся и не поются!)

     Б). Звуки слышим, а буквы ….

В).Слова на букву –«Ка»

Г). Продолжи предложение (Я сегодня….)

Д). Место, где дают на время книги. (Библиотека)

Е). Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Ё). Даже в сильную жару в перчатках он ведёт игру. (Боксёр)

2. Сообщение темы

Воспитатель:  Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук В.

Воспитатель: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук Вь.

 Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуками ВВь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

 Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

- Чем отличаются звуки?

Воспитатель:  Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Воспитатель:  Что общего?

 Дети:  Звуки В и Вь согласные, звонкие.

 3. Определить место звука в слове.

Воспитатель: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и назовем, что на них нарисовано.

 В – самовар, ваза, валенки, волк, вулкан, сливы, неваляшка, лев

Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи, винтик, червяк)

Воспитатель: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(воспитатель проверяет все слова)

4. Физ.минутка.

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И на ножки все уселись.

 5. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

ВА-АВ                            ВЫ-ЫВ                         

ВО-ОВ                             ВУ-УВ                        

ВЭ-ЭВ                             ВИ-ИВ   

                                

6. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

 Воспитатель: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Воспитатель: Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Воспитатель: Назовите первое  (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

7.Знакомство с буквой.

Воспитатель: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Воспитатель: «В» - буква очень важная  

                  Воображала страшная.

                  Грудь колесом, живот надут,

                  Как будто нет важнее тут.

(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

8. Речевая разминка.

Разучивание и проговаривание (медленно, быстрее и быстро) скороговорки со звуками (в и вь).

«Проворонила ворона воронёнка»

9. Чтение произведения.

Воспитатель: . Вы послушайте и попробуйте ответить на вопрос: Какая была ворона?

Ворона и кувшин.

Вороне очень хотелось пить. Подлетела она к кувшину с водой, но у кувшина горлышко узкое, длинное, никак до воды не дотянуться. Попробовала она кувшин наклонить- сил не хватает. Не растерялась умная ворона ,подумала- подумала и  придумала: стала бросать в кувшин камешки. Когда камешков набралось много, вода в кувшине поднялась до края. Так ворона смогла напиться.

Дети: Ответы детей.

10. Работа на листочках

Найдите все буквы В и обведите ее в кружочек.

Найди правильную букву В

Определи место звука (В) в словах

10. Итог занятия.

 С какими звуками мы знакомились?

                 Звук В какой? Звук Вь какой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект занятия Звуки [Н] - [Н’]. Буква «Н».

ЗанятиеТема. Звуки [Н] - [Н]. буква Н.Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü  Дифференцировать звуки  [Н] - [Н].ü  Познакомить с буквой Н.2.Коррекционно-развивающие.ü  Развивать арт...

Конспект занятия "Звук [П] и буква П"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей коррекционной группе....

Конспект занятия: "Звуки К, Кь. Буква К"

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ТНР по теме: "Звуки К, Кь. Буква К"....