Мастер-класс из опыта реализации проекта: «Безграничные возможности обычного бумажного листа в решении задач познавательного развития детей».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

В статье описаны опыты с детьми старшего дошкольного возраста с обычным листом бумаги, которые можно проводить в процессе основной образовательной деятельности по познавательному развитию и в свободное время при знакомстве детей со свойствами бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Слайд 1. Тема: Из опыта реализации проекта:

«Безграничные возможности обычного бумажного листа в решении задач познавательного развития детей»

Цель:  обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

Задачи: познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности:

- повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с бумагой.

Материал для работы: разные виды бумаги для проведения опытов, ножницы, презентация «История появления бумаги», видеофрагменты «Опыты с бумагой, проведенные с детьми».

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я вам расскажу об организации экспериментально-исследовательской деятельности  с бумагой в детском саду.

Слайд 2. Данная деятельность способствует формированию таких качеств, как любознательность, активность, эмоциональность, обеспечивает интеграцию образовательных областей и развивает интерес ребенка к окружающему миру. Эта деятельность многогранна.

Слайд 3. Согласно ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и др.). Мы считаем, что все поставленные задачи можно эффективно реализовать, проводя опыты с дошкольниками.

      Слайд 4.    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

             На следующем слайде № 5 представлена последовательность детского экспериментирования, которое начинается 1 - с постановки проблемной ситуации и в результате него успешно осуществляется взаимодействия трех линий развития ребенка «Чувствовать - Познавать - Творить». 2 -  прогнозирование результата в ст. дошк. возр

3 – напоминание и уточнение правил безопасности;

4 – распределение воспитанников на подгруппы (выбор капитана в ст. дошк. возрасте);

5 – выполнение эксперимента (под руководством взрослого):

6 – наблюдение результатов эксперимента;

7 - фиксирование результата эксперимента;

8 – формулировка выводов

       Слайд 6.   Всем известно, что бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, в художественном конструировании, но и в экспериментальной деятельности. Дошкольники активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.

Слайд 7.   Поэтому мы провели основную образовательную деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Секреты обыкновенной бумаги», её цели и задачи представлены на слайде.  На этом занятии познакомили детей с разными видами бумаги, с историей её появления, с технологией изготовления.

Слайд 8.   В процессе ООД ребята с интересом выполняли различные опыты, дыхательную и пальчиковую гимнастики, слайд 9 играли в д/и,  выполняли тематические физкультминутки «Лесорубы», тем самым закрепляя  знания о свойствах бумаги. Слайд 10. Все полученные в ходе опытов результаты дети фиксировали в таблице, обозначая знаком «+» выявленное свойство бумаги и знаком «-» отсутствие данного свойства.

Слайд 11. (книги для проведения опытов и экспериментов). Также мы считаем, что педагогам необходимо заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь их в выполнение творческих домашних заданий, в проектную деятельность. В этом им поможет представленная на слайде литература.

Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные опыты с бумагой, проведенных с детьми подготовительной группы.

Слайд 12. Основной задачей опыта под названием «Летающая бумага» было  показать, что легкая бумага разлетается. Для постановки данного опыта нам потребовались полоски фольги и веер. В начале опыта мы вспомнили, где в повседневной жизни применяется фольга, затем стали искать ответ на проблемный вопрос может ли бумага летать? Затем дети высказали свои предположения (бумага может летать, если из нее сделать самолет или если на неё подует ветер). Дети стали дуть на фольгу и она разлетелась по всему столу. Таким образом, они самостоятельно пришли к выводу, что полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер - они разлетаются. Слайд 13. С помощью обыкновенной расчески ребята увидели, как полоски  фольги притягиваются к ней (с дошкольниками мы пока не углубляемся в суть физических явлений, а только даём первоначальные представления.

Слайд 14. Логическим продолжением предыдущего опыта является опыт «Притягательный воздушный шар», для проведения которого мы использовали обычный воздушный  шарик, конфетти и шерстяную ткань (мех). Потерев шариком о шерсть (мех или волосы), и насыпав на него конфетти, дети наблюдали, как разноцветные бумажные кружочки прилипли к воздушному шарику, тем самым украсив его.

- Подумайте и скажите, какой проблемный вопрос вы бы поставили перед проведением этого опыта?  (Как вы думаете, можно ли украсить воздушный шар разноцветными кружочками, не применяя клей, скотч?).

Слайд 15. При проведении следующего опыта мы со старшими дошкольниками выясняли,  «Можно ли рисовать на бумаге маслом?» (проблемный вопрос здесь звучит в названии опыта). Для этого опыта нам понадобились ватные палочки, подсолнечное масло и листы белой бумаги. Взяв в руки ватную палочку, смоченную маслом, дети стали пробовать ею написать цифры, буквы или нарисовать что либо, в результате чего у них получились интересные работы со снежинками, цифрами и даже одному мальчику удалось полностью написать своё имя. Дома он рассказал  младшей сестре, что умеет рисовать и писать своё имя маслом.

- Какой вывод  можно сделать по результатам данного опыта? (масло оставляет следы на бумаге).

Слайд 16. В процессе следующего опыта дошкольники пытались найти ответ на такой проблемный вопрос: «Что быстрее намокнет салфетка или тетрадный лист?». В емкость с водой дети положили салфетку и тетрадный лист и  увидели, что салфетка  намокла быстрее, чем тетрадный лист, сделав вывод о том, что мягкая бумага намокает быстрее, чем более плотная. После этого был проведен Слайд 17. опыт «Распускающиеся цветы», который удивил всех ребят своей красотой. У них на глазах в воде распускались бутоны из бумаги с закрученными вверх лепестками, по мере намокания их лепестки опускались вниз, касаясь воды.

- Сейчас мы с вами вместе попробуем провести этот опыт. Для этого нам понадобится емкость с водой. Заготовки из бумаги в виде цветов я для вас приготовила. Лепестки цветов можно закрутить вверх с помощью карандаша или просто загнуть вверх.

-Какой проблемный вопрос вы бы поставили перед проведением этого опыта? (Может ли цветок, сделанный из бумаги в воде раскрывать свои лепестки?)  А теперь давайте опустим бумажный цветок в воду и понаблюдаем, что будет происходить?

- Сформулируйте вывод по результатам этого опыта (Чем больше намокает бумага, тем сильнее раскрываются лепестки цветка).

Слайд 18. В следующем опыте с бумагой под названием «Сильная бумага»  демонстрировалась детям зависимость физических свойств бумаги от ее формы. В процессе проведения данного опыта мы  исследовали бумагу на прочность, для этого мы взяли два стакана с водой и сверху положили лист бумаги, посередине которой дети пытались поставить фигурку животного.  Предлагаю вам сейчас сделать тоже самое.

- Подумайте, как можно свернуть лист бумаги, чтобы она стала более прочной и выдержала вес фигурок.

А теперь предлагаем вашему вниманию видеофрагмент данного опыта, проведенного с детьми подготовительной группы.

Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной деятельности закреплялись и обогащались у детей знания о бумаге и её свойствах. Мною оформлена картотека опытов с бумагой, которые мы проводим не только в ходе занятий с детьми, но и во время прогулок и в проектной деятельности («Бумага: история и современность», «Волшебство с бумагой»). 

Слайд 19 (литература). Наблюдая за реакцией детей во время проведения опытов, мы пришли к выводу, что  экспериментально-исследовательская деятельность очень интересна для них и в процессе нее дошкольники легко с удовольствием узнают новое.

Слайд 20. Уважаемые коллеги, мне было очень приятно поделиться с вами своим опытом. Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов вам и увлекательных  экспериментов в исследовательской деятельности с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...

Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"

Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Деловая игра для воспитателей «Решение задач познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»

Данная методическая разработка способствует стимулированию познавательной активности педагогов ДОУ по вопросам познавательного развититя дошкольников. Может представлять интерес для педагогов-психолог...

«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...

«Развитие игровой компетенции у воспитанников 2 младшей группы при решении задач познавательного развития»

В статье представлен опыт работы развития игровой компетенции у воспитанников 2 младшей группы при решении задач познавательного развития....