«Развитие игровой компетенции у воспитанников 2 младшей группы при решении задач познавательного развития»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Измайлова Виктория Станиславовна

В статье представлен опыт работы развития игровой компетенции у воспитанников 2 младшей группы при решении задач познавательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Развитие игровой компетенции у воспитанников 2 младшей группы при решении задач познавательного развития»

Воспитатель высшей квалификационной категории Измайлова В.С.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что ни в одном психолого-педагогическом исследовании или методическом документе не содержится задача формирования игровых компетенций как результата проживания дошкольного детства, которые выступают следствием и продуктом ведущей деятельности данного возраста — игровой.
Видимо, отсутствие исследований развития игровых компетенций детей и формулировка данного понятия связаны с тем, что понятия «компетенция», «компетентность» сложно соотнести с дошкольным возрастом.

Трудно себе представить компетентного дошкольника в какой-то сфере деятельности.

Безусловно, умение играть не созревает само по себе, игра — это присвоение культурного опыта. Многие ученые и практики заявляют о примитивизации игровой деятельности, снижении потребности в игре, о ее вытеснении за счет увлечения детьми телевидением, компьютерными играми и гаджетами. В научных кругах часто можно встретить рассуждения об исчезновении детской субкультуры, детского сообщества, где как раз существовала игра, приводятся свидетельства о росте приоритета раннего обучения в ущерб игре, о распаде самой игры.

Все это приводит к целому комплексу проблем в психическом развитии современных дошкольников. Среди них — ситуативность поведения, низкий уровень развития воображения и общения, неумение налаживать взаимодействие, недоразвитие воли, произвольности и эмоциональной сферы детей.

Поэтому развивающие игры выступают первой ступенькой к формированию игровых компетенций дошкольников в младшем дошкольном возрасте. Развивающие  игры в условиях современных образовательных стандартов дают большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума.

В ходе наблюдений, мы выявили, что у детей практически отсутствует интерес к развивающим играм. Проведенное анкетирование родителей, так же показывает, что дома дети предпочитают смотреть мультсериалы, играть в телефоны, а если играют, то в основном в двигательные и сюжетно-ролевые игры. Поэтому нашей задачей стало вызвать интерес у детей к развивающим играм.

Разработкой развивающих игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. ,Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

Г. И. Щукина определяет познавательное развитие, как интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции.

Была поставлена цель: познавательное развитие детей младшей группы через формирование игровых компетенций.

Достижение цели обеспечивается через реализацию задач:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  2. Разработать и апробировать проект «Умные игры» для детей младшей группы;

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине;

4. Развивать познавательные умения по выявлению свойств и качеств предметов, умению группировать предметы по определённым признакам;

5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи по вопросам познавательного развития.

Мой опыт работы формировался поэтапно.

Изучила литературу, определила основные понятия, далее был разработан проект «Умные игры». Разработан перспективный план с развивающими играми для организованной образовательной деятельности по пособию Коротовских Л.Н. «Планы конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста».

Обновление развивающей предметно - пространственной среды является одним из важных условий познавательного развития. С учетом всего этого, создаю и совершенствую в группе предметно-развивающую среду и, непосредственно развивающие игры, основываясь на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания интереса к играм изготовлены и приобретены игровой материал и пособия. Например, были сделаны ДИ «Одень куклу», «Что в тарелке?» целью которых является формирование знаний о цветах, «Носочки» - направлена на развитие умения группировать предметы по форме.

С целью получения информации о познавательном развитии были проведены развивающие игры с детьми, для выявления уровня сформированности познавательного развития  

Критерии представлены на слайде. Данные диагностики показали, что только у 15% (4) воспитанников на начало года сформированы знания по данному разделу. 55% (13) находятся в стадии формирования, а остальные 30%(7) в точке роста.  

Полученные результаты и стали толчком для разработки системы работы по познавательному развитию у детей младшей группы.

Данные диагностики свидетельствуют, что воспитанникам сложно дается усвоение программных задач.

Система работы с детьми осуществляется в ООД, в совместной образовательной деятельности педагога и детей в режимных моментах, самостоятельная деятельность в РППС.

Основные задачи решаются на организованной образовательной деятельности.

Очень часто для актуализации знаний воспитанников и практического закрепления умений использую нестандартные проблемные ситуации: например, игровая ситуация по ФЭМП, к нам пришел мишка и попросил построить мост, чтоб он мог вернуться в лес. Сначала ребята затруднялись с решением данной проблемы, но по мере освоения знаний и умений уже могли сделать вывод, что нужно подобрать одинаковые дощечки.

Формирование элементарных математических представлений у  детей немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Развивающие игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием основной образовательной деятельности.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя.

Для закрепления знаний о понятиях «один\много» мы играли с листочками, делали из них букет и листопад. Ребята в игровой обстановке делали вывод, что взяли по одному листочку, а когда подарили свои листочки воспитателю, то у них не осталось ни одного, а у воспитателя стало много. В конце занятия мы сортировали листочки по цвету, развивая умение группировать предметы.

Опираясь на свой опыт, могу отметить, что положительного эффекта при решении задач развития ФЭМП можно добиться, используя развивающие игры. Так, например, развивающая игра с элементами ФЭМП, где закрепляется представления о цвете, форме, величине и размере предмета, реализуется через игровое задание «Собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Проводя рукой по квадратикам обращаю внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым наглядно показывая новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать. Играя в игру «Найди свой домик» у детей закрепляется умение различать форму, цвет, формировать представление о символическом изображении предметов. Дети учатся систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Реализация задач  по познавательному развитию осуществляется в ходе режимных моментов, как утром, так и вечером.

Играя в такие игры, как  «Половинки», «Что это?» у детей формируются представления о целостном образе предмета, кроме того развивается внимание, восприятие. Дети увлекаются составлением картинки, если предварительно сказать, что получится волшебная фигурка, подарок для зайчика и т.п., то есть, создав настрой на необычный и неизвестный конечный результат, игровой, сюрпризный момент.

В конструировании детям очень нравится самим выбирать цвет и форму материала, воспитывая тем самым у них самостоятельность. Так, например, предлагаю играть в строителей, а строить мы будем разноцветные башни. Возьмите из коробки тот кубик, который вам больше всего понравиться. Строятся башни из строительного материала, с обозначением какой формы и какого цвета строительный материал у каждого ребенка.

Очень детям полюбилась игра «Наряди ёлочку». Воспитатель говорит, что: у Зайки, Мишки, Белочки праздник. К ним скоро приедет Дед Мороз и они хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста.

Руководя играми, я стараюсь использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Могу и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр, сохраняю и уберегаю её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.

В организации детской игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними я принимаю самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру и они постепенно начинают играть в них самостоятельно.

Таким образом, наиболее эффективные условия использования развивающей игры для развития познавательной активности дошкольников, на мой взгляд, это:

1. Индивидуальный подход;

2. Приоритетное влияние на эмоционально-мотивационную сферу личности дошкольника;

3. Применение системы проблемно-творческих заданий, ситуаций, вопросов;

4. Диалогические формы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с родителями осуществляется в разных направлениях и формах работы.

Для обратной связи я использовала и электронную почту, на которую родители могли написать волнующие их вопросы и получить на них ответы, еще использую форму «Почтовый ящик», в который родители имеют возможность анонимно задать вопрос на интересующую тему, попросить консультацию. Для удобства всегда в наличии ручка и листы бумаги.

Для привлечения их к данной теме проводились индивидуальные беседы, размещена наглядная информация.

В целях закрепления полученных детьми знаний и умений в родительском уголке вывешиваю рекомендации по познавательному развитию, организую, консультации для родителей делаю просветительские памятки, буклеты.

В преддверии праздников предлагаю родителям поиграть в игры с подручными материалами (в частности «Новый год»).

С целью выявления эффективности нашей работы, мы провели наблюдение, которое показало, что дети стали интересоваться дидактическими, развивающими и настольно-печатными играми, организовывать их самостоятельно.

В целом наблюдается динамика в развитии детей младшей группы. Они стали лучше ориентироваться в предметах разной формы, различать один и много, много и мало предметов, различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называть их размер, ориентироваться в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову, в цвете и величине предметов и т.п.

Таким образом, результатом своей работы считаю углубление и обобщение знаний у детей, посредством развития их познавательных способностей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) в результате использования, в процессе развития, воспитания и обучения детей, различного рода игр.

Перспективу в работе вижу во  взаимодействие с  родителями по данной теме и разработке электронных развивающих игр, так как это очень актуально на протяжении всего дошкольного возраста.

При создании статьи использовала такую литературу, как:

1. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.- 352 с.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 512 с.2.

3. Маклакова Е.С. Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий. – Волгоград: Учитель, 2015. – 119 с.

4.Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие».- Авт.-сост.: Аджи А.В., Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2014. – 112 с.

5. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...

План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"

Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...

Конспект НОД по Познавательному развитию ФЭМП для детей 5 – 6 лет. Тема: Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровой деятельности.Форма работы: игровая ситуация....

Деловая игра для воспитателей «Решение задач познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»

Данная методическая разработка способствует стимулированию познавательной активности педагогов ДОУ по вопросам познавательного развититя дошкольников. Может представлять интерес для педагогов-психолог...

«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...

ИГРЫ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Мастер-класс из опыта реализации проекта: «Безграничные возможности обычного бумажного листа в решении задач познавательного развития детей».

В статье описаны опыты с детьми старшего дошкольного возраста с обычным листом бумаги, которые можно проводить в процессе основной образовательной деятельности по познавательному развитию и в свободно...