Технология Ситуации
консультация

Литвиненко Татьяна Владимировна

        Перемены, происходящие в современном обществе, касающиеся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология ситуации28.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология «Ситуация» как  инструмент в образовательной деятельности в ДОО»

Сообщение воспитателя  МБДОУ

 «Детский сад общеразвивающего вида»

 №2 р.п.Култук

Литвиненко Татьяны Владимировны

 «Урок бабочки» - притча.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. 
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения. 
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. 
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. 
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. 
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности. 
Я ничего не получил из того, о чем просил… Но я получил все, что мне было нужно.

        Перемены, происходящие в современном обществе, касающиеся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

       Любой человек может оказаться беспомощным перед обрушивающейся на него лавиной информации, задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если не будет обладать универсальными способностями к самовоспитанию и саморазвитию на протяжении всей своей жизни.

 Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие, сформировать познавательный интерес, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал на любой ступени образования. 


2. Не случайно в  Федеральном  законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»  
в статье 13.  « Общие требования к реализации образовательных программ…

п. 2. говорится « При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение…»


Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы ставит педагогов в ситуацию поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих деятельность ребенка, способствующих самостоятельному открытию новых знаний, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности на основе деятельностного подхода.


   Одной из таких технологий является технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Это педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования. Главная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности. . 
       Адаптированным вариантом технологии деятельностного метода с учетом специфики дошкольного образования является технология «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон.

       В основу данной технологии положен метод рефлексивной самоорганизации, благодаря которому дети приобретают первичный опыт выполнения действий по преодолению затруднений.

      Что же такое «технология»? – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.

      В образовательном процессе у воспитателя есть две роли: роль организатора и роль помощника.

      Как организатор он моделирует образовательные ситуации; выбирает способы и средства; организует образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания. Образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.

      Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, что педагогу удалась роль помощника. Роль организатора и помощника дополняют друг друга.

        Мы можем вырастить детей самостоятельными, стремящимися к самореализации и достижению успеха, но можем и неосознанно создавать преграды для их счастливого будущего.

6. Именно поэтому в основу технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон положен метод рефлексивной самоорганизации, позволяющий поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы самоизмерения, саморазвития и самовоспитания.

Метод Рефлексивной Самоорганизации

1 – действие, в котором возникло затруднение

2 – фиксирование затруднения

3 – анализ этапов действия и определение места затруднения

4 – выявление причины затруднения (критика)

5 – постановка цели и построение проекта выхода из затруднения

6 – возврат в деятельность и реализация проекта

7. Это основа для открытия нового знания (ОНЗ),  и она включает в себя шесть последовательных этапов.

1) Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний.

3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения.

4) Открытие нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.

5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

6) Осмысление.

Я хочу о них кратко рассказать.

8. 1 этап "Введение в ситуацию".

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?». Вопросом «хотите» педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Нужно сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность, исходя из этого  у детей формируется интегративное качество, как активность. (случается, что кто-то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Можно ему предложить посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных ребят. НО при отказе от деятельности можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими, но в руках при этом не должно быть никаких игрушек. Обычно такие «бастующие» возвращаются, так как сидеть на стульчике и ни чего не делать скучно.

9. 2 этап "Актуализация".

Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо.

10. 3 этап "Затруднение в ситуации".

Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли? "-"Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя "Значит что нам надо узнать? ".

11. 4 этап "Открытие детьми нового знания (способа действия) .

Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь? " воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.

12. 5 этап Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? ". Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

15. 6 этап "Осмысление" (итог) .

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.

С помощью вопросов "Где были? ", "Чем занимались? ", "Кому помогли? " воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось? " воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха:"Вам удалось. потому что вы узнали (научились).

Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного вывода.

Почему мы  работаем в Технологии «Ситуация»?

 – Потому что в технологии «Ситуация» ключевое звено – это Затруднение в ситуации, а затруднение ребёнка в собственной деятельности даёт ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;
  • научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы  в задачи;
  • приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;
  • научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
  • сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Что нам это дает?

В результате у детей формируются следующие установки:

  • «Ошибаться – не страшно»
  • «Каждый имеет право на ошибку»
  • «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»
  • «Я имею право чего-то не знать, не уметь»
  • «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
  • «В затруднении содержится возможность»
  • «Я могу!»
  • «Я умею!»
  • «Я хороший, умный, сильный!!!»
  • «Я заслуживаю уважения!»
  • «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Занятия так же проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся. И сами того не замечая развивают свое мировоззрение и для нас раскрываются с другой стороны, становятся многогранными, и дают понять что еще бессчетное количество граней мы можем в них раскрыть, и поэтому нам есть с чем работать!

Итак, технология ситуация является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Ситуация" по программе "Мир открытий"

Уважаемые коллеги! С ноября 2013 года я начала работать по новой программе "Мир открытий". И хотелось бы рассказать вам, что такое "Технология Ситуация"....

НОД – образовательная область ПОЗНАНИЕ, математическое развитие с использованием технологии ситуации. Тяжелее, легче. Сравнение по массе

Непосредственно образовательнаяя деятельность - образовательная область Познание с использованием системно-деятельностного подхода технология-ситуация и презентации...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы в технологии ситуация по теме «Игрушки»

Формирование умения подбирать слова,  более точно отражающие особенности игрушек (цвет, форму., величину)...

Педагогическая находка Конспект образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группы в технологии «Ситуация» «Здоровые зубы - здоровью любы»

У детей довольно часто портятся зубы из-за неправильного ухода за ними, поэтому приходится часто посещать стоматологов. Из-за боязни врачей, родителям не всегда удается уговорить ребенка пойти ...

Доклад "Игровые технологии, технологии развивающего обучения, технология "Ситуации"

Доклад раскрывает особенности использования современных образовательных технологий в ДОО....

Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования

В статье представлены особенности использования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....