Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа (младшая группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по сенсорике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sensorike.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

    Пояснительная записка….……...........................................................................3

1. Учебный план………………................................................................................6

2. Календарный учебный график……….………………………...........................15

3. Рабочие программы учебных предметов….………..........................................

4. Методические материалы …………………........................................................16

4.1. Наименование методических материалов........................................................

4.2. Требование техники безопасности в процессе реализации программы..................................................................................................................

5. Оценочные материалы........................................................................................

6. Список литературы……………………………………………………………17

Приложение………………………………………………………………………18

                                                 1. Пояснительная записка. 

   Нормативно-правовая база

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №52831)

3. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от 18.12.2020 №61573)

4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

5. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017г №09-1672 «О направлении методических рекомендации по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

6.Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению.

Направленность- естественнонаучная.

Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сенситивен во всем». В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.                                                                                              

  Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.                                            

     Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

                                        Актуальность программы

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.     Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания, развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.  Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.  Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого–педагогических исследований.    

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В программе       представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия с водой, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

                                                           Новизна

 Новизна идеи состоит в том, что программа «Занимательная сенсорика» направлена на обеспечение полноценного сенсорного  развития, и на личностно - ориентированный подход через познавательно исследовательскую деятельность и является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

              

Цели и задачи

        Цель: разностороннее развитие ребёнка путем сенсорного воспитания, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

       Задачи:

Обучающие: 

  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и                величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Развивающие:

  • Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развивать речевой слух.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

Воспитательные:

  • Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим.
  • Воспитание усидчивости, целенаправленности.

                              Категория воспитанников

Дети раннего возраста (2-3 года), воспитанники детского сада. Количество групп-1. Наполняемость групп 10-12 человек.

Условия приема обучающихся

  • учет интересов и способностей детей.
  • желание родителей.
  • добровольное участие.
  • учет психофизических особенностей детей.

   

Методическое обеспечение программы.

Методы и формы работы

1.  Практический метод, включает в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровой метод (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесный метод – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядный метод (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование, мультимедийные презентации).

Формы организации образовательного процесса:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Планируемый  результат

  • Различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различать и называть некоторые геометрические фигуры. (круг, квадрат, треугольник).
  • Использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • На ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
  • Вкусовые качества овощей и фруктов

 Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

1.09. 2020 – 31.08.2021

Продолжительность образовательного процесса

46 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2020 – 09.01.2021

Педагогическая диагностика

25.08.2022

Количество занятий

В неделю 2

В месяц 8

В год 92

Форма обучения

Очная

                                                Учебный план.

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Форма аттестации/ контроля

Теория

Практика

1.

Диагностика  

3

                          3

Мониторинг

2.

Цвет

22

2                      20

3.

Форма

21

3                      18

4.

Величина

16

2                       14

5.

Вкусовые качества

4

                         4

6.

Песок/вода

7

2                       5

Фотовыставка

7.

Мелкая

моторика

21

                         21

Итого

94

12                     82

                                     

                                      Календарный учебный график

Тема

Цели и задачи

Результат

Сентябрь

½ Диагностика

3. «Собери и разбери пирамидку»

4.«Кто в домике живет?»

5. «Протолкни круглый предмет».

6.«Пересыпание ложкой».

7. «Прыг – скок по дорожке».

8. «Найди листочек»

- Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

- Развитие восприятия

Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса

- Усовершенствование внимания и памяти.

- Развитие наблюдательности

- Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

- Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Находить предмет и называть его, развивать

зрительную ориентировку

8 часов

Октябрь

1.Эксперименты по сравнению, выделения характерных признаков предметов, явлений внешнего мира, например, «фрукты», «овощи»,

2. Формы предметов, сравнения и различия

3. Продолжение ознакомления с формами предметов: круга, квадрата, треугольника.

4. Ознакомление с цветом: выделять предметы по цветовым характеристикам.

5. Продолжение исследования цветов. Изучение их названия.

6. Подбор предметов по форме, цвету, их показ и игра с ними.

7.«Прыг – скок по дорожке».

8. «Сортировка».

- Продолжение сенсорного развития в познавательных действиях с предметами.

- Ознакомление с предметами.

- Развитие познавательного интереса малюток, усовершенствование ориентировки в пространстве.

- Развитие цветовых восприятий

- Совершенствование памяти, мышления.

- Развитие наблюдательности, воображения, творческой активности. Формирование познавательных действий.

-  Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

- Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

8 часов

Ноябрь

1.Ознакомление с величиной: маленький – большой. Играть, например в большой и маленький домик, в большую и маленькую матрешку.

2.Продолжение игр на ознакомление с величиной предметов.

3.Игры с логическими пирамидками и кубом.

4. Игра в кубики. Что такое куб?

5. «Волшебные коврики»

6. Игры с использованием застежек, липучек, молний, прищепок.

7. Домик для игрушек

8. Башня для игрушек

- Формирование представления о величине.

- Продолжение совершенствования представления о величине.

- Продолжение обогащения сенсорики.

- Продолжение обучения действий с предметами.

- Ознакомление с развивающими ковриками.

- Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, глазомера, наблюдательности.

- Учить выполнять постройку из кубиков и призмы. Закрепить знание понятия «много». Побуждать обыгрывать постройку

-  Закрепить умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Закреплять знание зеленого цвета.

8 часов

Декабрь

1.Найди свой домик

2.«Волшебный поднос».

3.«Шарики»

4.  Игры с цветными прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

5. «Подбери по форме».

6. «Протолкни предмет»

7. «Как Миша и Мишутка подружились»

8. «Воздушные шары».

- Учить убирать материал после окончания игры.

- Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

- Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

- Развивать у детей мелкую моторику рук.

- Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник,

- Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

-   Активизировать словарь: чайная посуда, пара, поровну, один, много, круглый, квадратный, треугольный, дикое животное – медведь о том, что каждый предмет имеет цвет, форму, размер и предназначение..

Учить детей ориентироваться в основных цветах спектра, форме и размере;

- Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

8 часов

Январь

1.«Песочная страна».

 2 «Правила песочной страны»

3. «Следы на песке»

4. . «Угадай что спрятано в песке»

5. Продолжать играть в «пристегни цветочек», «завяжи бант», «застегни туфельку».

6. Игры с прищепками: «интересный автомобиль», «занимательный поезд».

Цель: знакомство с песочницей и способами игры с песком.

- обучать ребенка положительному само отношению, принятию и других людей;

- Развивать интерес  к играм с песком. Воспитывать аккуратность.

- Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

- Продолжение развития мелкой моторики, воображения, наблюдательности

- Продолжение усовершенствования мелкой моторики, мышления, внимания, глазомера.

6 часов

Февраль

1. «Подбери такой же предмет»

2.Знакомство со счётными палочками

3. «Прыг – скок по дорожке».

4. Зимние картинки

5. В гостях у медвежонка.

6. Снеговик

7. Снег – тает. Игра эксперимент.

8. Поможем Кате накрыть стол

-Побуждать различать цвета предметов

(красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске

- Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Сортировать по цвету

- Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

- Упражнять в действиях с мозаикой. Учить выбирать соответствующие цвета для создания узора. Развивать мелкую моторику.

- Формировать представление детей о величине (большой -маленький)

- Формировать умение детей взаимодействовать с пластилином. Разминать и скатывать пластилин в шар

- Формировать представление детей о снеге. Развивать наблюдательность и умение выражать свои эмоции в речи. Определять свойства

- Формировать умение расставлять на столе чашки и блюдца по цвету.

8 часов

Март

1.Солнечный зайчик

2. «Ткани».

3. . «Строим башню».

4. «Что лежит в мешочке? ».

5. . «Сделаем куклам бусы»

6. . Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

7. Карандаши

8. Накорми животных

-  Формировать у детей представление о природных явлениях и их взаимодействии с отражающими предметами (зеркало). Развивать память, речь и умение играть вместе.

- Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

- Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

- Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами

- Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

- Развивать у детей мелкую моторику рук.

- Вырабатывать умение подбирать предметы к определённому цвету карандаша. Определять предметы по форме и величине.

- Развивать речевое дыхание детей, учить с разной силой выдыхаемого воздуха, задувать ватные шарики в шаблон животного.

8 часов

Апрель

1. Чудесная водичка

2. Кораблик

3. Платочки для матрёшки

4.Волшебный коврик.

5. «Воздушные шары»

6. «Цветные кубики»

7. «Катится — не катится.»

8. Машинки из фигурок

- Воспитать представление детей о воде, развивать умение определять свойства и её качества (холодная, прозрачная, чистая и т.д.)

- Формировать представление детей о том, что кораблик не тонет на воде. Учить запускать кораблик. Развивать интерес к игре и воспитывать умение играть самостоятельно

- Воспитать умение подбирать платочки треугольной формы, по желаемому цвету и называть его. Выработать умение украшать платочки пластилиновыми шариками.

- Формировать представление детей о геометрических формах и их цвете, учить подбирать и накладывать предметы по форме и цвету на определённый коврик.

- продолжать знакомить детей с цветами путём подбора по образцу.

- Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

- Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом

- Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

8 часов

Май

1. .«Шумящие коробочки».

2. .«Пересыпание ложкой».

3, «Определи на ощупь».

4, «Цветные парочки»

5, «Найди Котенка»

6, «Кисло, сладко…»

7. «Узнай на вкус»

8. «Разноцветные палочки»

- Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

- Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность

- Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его

- Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

- Упражнять в развитии эталонов вкуса

- Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус

- Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.

8 часов

Июнь

1. «Подбери флажки к домикам»

2. Цветы на полянке

3. «Цветная вода»

4. «Большой-маленький»

5. «Разложи в коробки»

6. «Прыг – скок по дорожке».

7. «Два поезда»

8. : «Укрась бабочку»

- Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

- Учить детей собирать цветы по цвету, форме и величине в разные обручи.

- Знакомить детей с цветами.

- Продолжать знакомить с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

- Закреплять знание и название геометрических фигур.

 

- Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

- Продолжать знакомить детей с таким свойством как величина

- Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику

8 часов

Июль

1. «Самая длинная, самая короткая».

2. «Ниточки для шариков»

3. «Волшебная коробочка»

4. «Шнуровка»

5 «Игрушки»

6. «Угадайка»

7 Чашечка и блюдце

8. «Песочница»

- Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

- Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.

- формировать восприятие величины предметов.

- развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания

- Продолжать учить детей различать и называть цвета:

- Учить группировать предметы по одному признаку – форме.

- учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме и размеру

- Продолжать знакомить со свойством песка

8 часов

Август

1. «Фигуры играют в прятки»

2. «Счетные палочки».

3. «Что лежит в мешочке? ».

4. «Составные картинки»

5.»Башни»

6. »Грибочки»

7. Игры с использованием застежек, липучек, молний, прищепок.

8.Диагностика

- Познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы

- Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

- Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

- Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей.

- Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

- умения детей определять, с какой цветной полянки тот или иной грибок

 

- Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, глазомера, наблюдательности

- Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

8 часов

                               4.Методические материалы

4.1Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

1. Необходимо просторное, хорошо освещенное помещение;

2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников;

3. Чистота и порядок  в помещении, правильное организованное рабочее место;

4. Необходимый наглядный и дидактический материал:

  • фотоматериалы;
  • готовые пособия;
  • иллюстрации;
  • плакаты;
  • презентации;

5. Для выполнения работы необходимы определенные материалы, приспособления и инструменты:

- наборы цветной бумаги, гофрированного картона;

- листы цветной ксероксной бумаги формата А4;

- разнообразные пирамидки, кубики, шнуровки, пазлы;

- готовые дидактические игры;

- дидактические карточки с изображением животных;

- счетные палочки, ложки, емкости для разведения краски;

- коробка для принадлежностей;

Этапы организации деятельности:

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта;

3 этап – анализ результатов.

              Организационно-методическая деятельность по реализации программы

Систематический анализ  сенсорного развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию  сенсорной культуры,  сенсорному  образованию детей.

                               Мониторинг результатов освоения программы

 Формы контроля: наблюдение.

  Критерий - сенсорное развитие детей раннего возраста

 Показатели сенсорного развития детей раннего возраста (составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой), 2-3 года:

 1) правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

2) ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.

3) легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат).

 6) ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

8) последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

 9) собирает пирамидку из восьми - десяти колец.

 10) ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний - между ними.

11) определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый ).

 12) собирает картинку из двух – четырех частей.

                      Уровни сенсорного развития детей младшего возраста

Высокий:

Ребенок ориентируется в шести цветах (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), называет их и подбирает по образцу самостоятельно либо по просьбе взрослого. Ориентируется в трех контрастных величинах (маленький, средний, большой; тонкий, средний, толстый). Различает предметы по форме (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал). Различает следующие понятия: один, мало, много, столько же (поровну), ни одного. Проявляет заинтересованность к окружающим звукам, активно участвует в музыкальных занятиях, различает звуки громкие и тихие, подражает звукам животных, поет, реагирует на необычные звуки, обращает внимание взрослого на них, отличает музыку. Распознает предметы по запаху, имеет любимые блюда, которые определяет по запаху и по вкусу, определяет качество еды (кислый, сладкий, соленый, горький).

 Средний:

ный), называет их и подбирает по образцу, но только с помощью взрослого. Ориентируется в двух контрастных величинах (маленький, большой; тонкий, толстый). Различает предметы по форме (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал), но называет их по ассоциативному ряду (мяч, пирамида и т.п.). Оперирует понятиями «мало» и «много». Редко проявляет интерес к окружающим звукам. Определяет качество еды, но с помощью взрослого.

Низкий:

Ребенок не подбирает по образцу основные цвета палитры (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) и не ориентируется в них. Не различает три контрастные величины. Не различает предметы по форме. Не оперируют понятиями базового математического представления. Не проявляет заинтересованность к окружающим звукам, музыке, не различает громкие и тихие тона, пассивен на музыкальных занятиях. Не распознает предметы, блюда по запаху. Не распознает качество еды, не определяет ее по вкус

                                               Список литературы:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

Приложение

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета ( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец.

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа по реализации вариативной части  основной образовательной программы  дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...