Методическая разработка ЛЭПБУК «Здравствуй школа»
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Шестакова Светлана Александровна

ЛЭПБУК «Здравствуй школа» - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Методическое пособие  содержит практический материал  для   проведения  занятий с одним ребенком или подгруппой детей  на основе «лэпбука» с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала.  В нем представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lepbuk.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

                 

               Методическая разработка

        Лэпбук «Здравствуй школа»

         в работе с дошкольниками

              старшего возраста

                                                       

Воспитатель МБДОУ №102г.Миасс, Шестакова Светлана   Александровна

                                                          2023г.

Цель дидактического пособия   ЛЭПБУК «Здравствуй школа»:

 Способствовать развитию интереса воспитанников к школе, учебным навыкам, обогащению представлений о школьном мире.

Задачи дидактического пособия:

  • Продолжать формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • Познакомить детей со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе;
  • Познакомить детей с правилами поведения в школе, режимом дня школьника;
  • Учить отгадывать загадки о школьных принадлежностях, заучивать стихи о школе;
  • Развивать связную речь;
  • Активизировать словарный запас по темам «Школа. Школьные принадлежности»;
  • Совершенствовать психические процессы (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
  • Формировать умение слушать товарищей, не перебивать их.

Аннотация

ЛЭПБУК «Здравствуй школа» - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Методическое пособие  содержит практический материал  для   проведения  занятий с одним ребенком или подгруппой детей  на основе «лэпбука» с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала.  В нем представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, связной речи.

                                               

                                             

  Пояснительная записка

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска  в моем случае  стала  тематическая папка или ЛЭПБУК «Здравствуй школа»

«Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом ЛЭПБУК «Здравствуй школа»  - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

   Актуальность данной темы является в том, что ЛЭПБУК – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

Работа с ЛЭПБУКОМ «Здравствуй школа»  отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

ЛЭПБУК «Здравствуй школа» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

-информативен;

-полифункционален:  способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами.

-является средством художественно-эстетического развития ребенка,

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

                       

Что нужно, чтобы сделать Лэпбук.

План :
После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Например, вот мой план для Лэпбука «Здравствуй школа»
1. Познакомить ребенка со школьными понятиями: терминология, названия и имена.
2. Познакомить ребенка с правилами школьной жизни «правила поведения в школе»
3. Материал по овладению  навыками ориентировки на листе бумаги в клетку
4. Портфель школьника - что и для чего нужно, а что не нужно: сортировка.
5. Дать материал о профессиях людей, которые работают в школе
6. Коммуникативные игры и упражнения на развитие интеллектуальной готовности к школе.

9. Для развития речи - пословицы.
8. Режим дня

9.Математические загадки  от Маши .

10.Викторина «Готов ли я к школе»

Макет
Следующий этап самый интересный : Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.

В пособии представлены следующие дидактические игры:

1. Школьный ранец и картинки-предметы для «складывания» в него.

Дидактическая игра «Собери портфель».

Цели: вызвать интерес к школе, пробуждать позитивное отношение к обучению в школе; воспитывать собранность и аккуратность, обобщить знания детей о школе, о школьных принадлежностях, которые пригодятся в школе.

1-й вариант. Из набора карточек ребенок самостоятельно выбирает те предметы, которые необходимы для обучения в школе.

2-й вариант. В игре участвуют два игрока. Один ребенок рассказывает о предмете, изображенном на карточке, другой должен узнать и назвать этот предмет, после чего кладет его в портфель.

3-й вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, находящиеся в портфеле, и оставить только те, которые нужны в школе.

2. Окошко со створками «Правила поведения в школе».

Цель: формирование коммуникативной культуры воспитанников; развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме (Гардероб, сменная обувь, режим дня);

3. Дидактическая игра «Кто работает в школе?».

Цели: систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы.

1-й вариант. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека.

2-й вариант. Участник игры получает набор карточек. Из них ребенок выбирает те, на которых изображены предметы, соответствующие профессиям сотрудников школы.

3-й вариант. Ребенок выбирает карточку с изображением профессии, не показывая ее детям. Рассказывает об особенностях профессии. Сверстники называют профессию по описанию.

4 Математические загадки  от Маши .

Цель: Развивать логику, память и самостоятельность в решении математических загадок

5.Загадки про школьные принадлежности.

Цель: Познакомить ребенка со школьными предметами, расширить знания о школьных принадлежностях. 

6. Коммуникативные игры и упражнения на развитие интеллектуальной готовности к школе 

Цель: развитие познавательной деятельности и повышение мотивации к обучению в школе.

Коммуникативная игра “Здравствуйте по-разному”

Вы будете молча ходить по кабинету. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству ребят. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.

Игра «Догадайся и ответь»

Я буду задавать вопрос и бросать мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос.

  • Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
  • Как в школе называют детей? (ученики)
  • Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
  • Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
  • Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
  • Перерыв между уроками называется? (перемена)
  • Прозвенел звонок начинается…(урок)
  • Стол за которым пишут ученики – это…(парта)

Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»

Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Передавая друг другу какой-нибудь предмет.

Педагог подводит детей к понятию: учиться надо, чтобы все на свете знать, быть сообразительным, умным.

Упражнение «Собираем портфель»

Дети сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я положу к себе в портфель...» и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий ребенок, и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.

Упражнение «Копилка первоклассника»

Инструкция: детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.

  • « Похоже – не похоже». В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
  • Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): лимонад и вода, машина и автобус, яблоко и груша, кошка и собака, лето и зима, пальто и куртка, стул и кресло и др.

«Разведчики» 

В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Предложите ребёнку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых, любимые игрушки, животных. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин, на почту.

«Ты скажи наоборот!» Развиваем фонематический слух

Предложите ребёнку называть слова с противоположным значением к тем, что вы будете произносить:

весна - осень, худой -толстый, холодно - тепло, широкий –узкий, радостный - грустный, богатый - бедный, добрый -злой.

«Назови лишнее слово». Развиваем фонематический слух

Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него
скажите другое, похожее. Ребёнок должен услышать и назвать это другое слово:

• Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора

• Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос

• Роса, роса, коса, коза, роса, коса, оса

«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть»

Задавайте простые вопросы: «Ты любишь мороженое?», «Какого цвета небо?», «Ты умеешь читать?», «Ты считаешь до 10?». Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок - уровень  достаточно высок.

«Повтори слова»

Прочитайте медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

• Лес, тропинка, ручей, птица, лягушка, небо

• Весна, снег, лужа, ложка, дом, кровать

• Стол, кровать, дождь, ложка, чай, яблоко.

  • Книга, тетрадь, ручка, школа, пятерка
  • Игра, урок, звонок, друг, школа
  • «Чего не стало?»
  • Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) - до 10 шт. Он смотрит на них некоторое время, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.
  • «Что здесь лишнее?»
  • Показывать картинки, а когда поиграете несколько раз - просто называть слова. Назвать, какое слово лишнее. Почему?
  • • Апельсин, груша, картофель, яблоко
  • • Шляпа, джинсы, платье, туфли
  • • Чашка, тарелка, блюдце, ложка
  • • Книга, машинка, кукла, пирамидка

7.Викторина «Готов ли я к школе» 

Цель: 
- Воспитывать положительные качества у детей, умение слушать друг друга.
- Формировать представление о школе; закреплять знание дошкольников о предметах необходимых первокласснику.
- Развивать логическое мышление, внимание, связную речь.

8. «Времена года» 

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца; выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям  видов деятельности людей, одежде.

9.Рисуем по клеточкам

Цель: Овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам.

10.Игра «Собери пословицы»

Цель игры: расширить знания о пословицах , обогащать речь пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; коммуникативную компетентность, воспитывать интерес к культуре русского народа.

11.Режим дня

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

В моём  Лэпбуке  поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.  Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Литература: 

 Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. – Спб, 2010.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М., 2007

Анцупова Г.Л. Давай поиграем! Организация и проведение игровых занятий с детьми. – Ростов н/Д, 2010.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О, Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М., 2001  

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2001.

Бондаренко С.М. Воспитание детей в игре. – М., 2003

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лэпбук на тему: "Культурно - гигиенические навыки"

«Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»- Что такое инициатива?Инициатива – это активность в начинании нового дела, вовлекая туда окружающих людей.В ФГОС указывается, что один из основных пр...

Методическая разработка: Лэпбук "Путешествие в мир эмоций".

Лэпбук рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Целью создания лэпбука было развитие эмоциональной сферы детей посредством развивающих игр, заданий, заучивания стихов и от...

методическая разработка мероприятия "Здравствуй, здравствуй, детский сад!"

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Лэпбук «Здравствуй, Здравствуй Новый год!» (Средняя группа с 4 до 5 лет)

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время...

Методические рекомендации Лэпбук "Здравствуй, лето"

Методические рекомендации Лэпбук "Здравствуй, лето"...

Презентация лэпбука "Здравствуй, школа"

Презентация лэпбука "Здравствуй, школа"...